Делиться или не делиться?
Sharing-economy быстро захватывает все новые сферы нашей жизни, растет количество предприятий, использующих принцип совместного потребления. Какие ниши еще свободны для запуска таких форматов и есть ли будущее у классических бизнесов, которые не затронул sharing? На эти и другие вопросы искали ответы участники делового завтрака BestBreakfast «Шеринг – это делиться. Все ли можно расшерить?».
Станислав Ступников, партнер компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость», рассказал о динамике развития отрасли совместного потребления и франшизного бизнеса. Так, объем рынка sharing-economy в России за 2020 год составил 1,07 трлн рублей (плюс 39% к 2019-му). При этом 87% (или 853 млрд рублей) пришлось на электронную коммерцию. Как выразился г-н Ступников, «дикий спрос» (плюс 85% по итогам 2020-го) возник на аренду вещей, включая свадебные и вечерние платья и даже мужские рубашки. На втором месте (плюс 74%) – прокат велосипедов и самокатов, на третьем (плюс 48%) – С2С-продажи на электронных сервисах типа «Авито», «Юла» и др.
В пандемийный 2020-й в аутсайдерах оказались сервисы, связанные с туризмом и арендой жилья (минус 48%) и коворкинги (минус 28%). «Данных за 2021 год еще нет, но по тем объектам, которые находятся в нашем управлении и собственности, ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону», – уточняет Станислав Ступников. (Приведенная им статистика основана на данных Российской ассоциации электронных коммуникаций.)
Юрий Веселов, заведующий кафедрой экономической социологии СПбГУ, привел интересные данные об уровне доверия в обществе. По данным опросов, в Петербурге только 25,7% людей доверяют друг другу, показатель по России еще ниже – 22,8%. «Это та культура, на которой развивается экономика, включая и шеринг. В Китае, кстати, один из самых высоких уровней доверия в мире – 63%. Этот показатель во многом определяет экономические успехи страны», – считает профессор.
По мнению Владимира Княжицкого, управляющего консалтинговой группой «Фаст Лейн», шеринг пока находится на той же начальной стадии, что и интернет-торговля в конце 1990-х. Он прогнозирует кратный рост доли шеринг-экономики.
«Активно шерят не только велосипеды и самокаты, но и спортивное снаряжение: надувные лодки, каяки, рафты, палатки и другое», – рассказывает Илья Губарев, владелец компании TimeTrial (производство надувных изделий из ПВХ- и ТПУ-ткани). Граждане стали брать в аренду домашние тренажеры, игровые приставки и даже телевизоры вместе с онлайн-контентом.
«В Китае есть даже поминутная аренда зонтика! Так что шерить можно все. Поколение Х в меньшей степени готово к совместному потреблению, Y – в большей. Сам я хочу взять в аренду детскую коляску, чем покупать ее за 30 000 рублей», – делится Сергей Журавлев, директор инвестиционных проектов Jensen Group, руководитель проекта PROSTOR (склады индивидуального хранения).
Неотъемлемая часть sharing-economy – франчайзинг. Комплексных исследований в этой области нет, но ГК «БестЪ» собрала некоторые данные. По итогам 2021 года объем рынка достигнет 2 трлн рублей, прогнозирует г-н Ступников. За прошлый год количество фрачайзи-предложений составило около 3000; число франчайзинговых «точек» в РФ оценивается в 70 000. В этой сфере были заняты более 1 млн человек, но за прошлый год (из-за пандемии) их стало меньше на 30%. Острый дефицит квалифицированного персонала испытывает общепит и ритейл. Тем не менее за 2021-й количество франчайзи выросло на 7%, а по сравнению с 2018-м – на 40%.
Эксперты выделяют четыре быстрорастущих направления франчайзинга: интернет-коммерция, медицинские услуги (анализы, тесты и экспресс-диагностика), детское образование и досуг, а также фитнес. В основном речь идет о малом бизнесе: около 70% предложений, связанных с франшизами, ориентированы на инвестиции до 3 млн рублей.
Сюда вкладывают средства не только профессиональные игроки, но и новички, которые до этого никогда не занимались бизнесом. Например, Юлия Фролова купила франшизу Ozon и в течение года открыла три пункта выдачи заказов. По ее словам, затраты она окупила за несколько месяцев. «Успех каждой точки во многом зависит от локации и маркетинга». Теперь, заработав немного денег, она вместе с супругом собирается открывать свое кафе.
В прошлом году сеть пекарен «Цех 85» начала продавать франшизу. За год компания существенно (до 101) увеличила количество заведений в Петербурге и собирается покорять Москву. Как признает Роман Забелин, руководитель отдела франчайзинга сети «585*Золотой» и «Цех 85», развитие сети тормозит дефицит кадров, а также проблемы с подготовкой франшизы.
Вадим Заяц, сооснователь компании ЛИИС (Лаборатория интеллектуальных инженерных систем), считает: не надо специально искать объекты для инвестиций, стоит внимательнее оглядеться, и каждый найдет точку приложения сил.
«Мы работаем на разных строительных площадках, но чтобы согласовать наряд допуска (для контракта на один-два дня) – нужна неделя! Это ужасная бюрократия. И мы разработали электронный наряд допуска, протестировали его на новом объекте в Сочи, а потом стали тиражировать. В итоге сейчас выполняем в три раза больше работ, чем два года назад. Важно увидеть потребность в каких-то сервисах, которые можно запустить и продать», – делится опытом Вадим Заяц.
Организаторы делового завтрака:
ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», постоянный партнер «СтройЭксперт» при поддержке официального телеком-партнера «Авантел», партнеров: УК «МТЛ», сети коворкингов с бизнес-средой PAGE, «Школа Бенуа», Avenue-BOX, Arctic Ventures, авторского радио и тв-программы «Бизнес Ангел» и PR-партнера «Репутация». Информационные партнеры: Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», Бизнес-клуб DP, Деловая Россия, Центр развития и поддержки предпринимательства и официальный деловой партнер «РБК Петербург».