Отменят ли экспертизу при работе с памятниками?
Минстрой разработал законопроект, который отменяет историко-культурную экспертизу при работе с памятниками и меняет порядок согласования таких работ.
Изменения вносятся в Градкодекс, в закон об охране памятников и еще несколько важных актов. Они непосредственно затронут подготовку работ по сохранению объектов культурного наследия. Это может быть консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования. То есть практически все, что можно делать с памятником. Сейчас эти работы невозможны без проведения государственной историко-культурной экспертизы (ИКЭ) проектной документации.
В пояснениях к законопроекту говорится, что «избыточные требования и процедуры» ухудшают качество строительно-монтажных работ, повышают стоимость строительства и приводят к срыву сроков. А отмена экспертизы сократит инвестиционный цикл. Это повысит доходность проектов, снизит административные барьеры, в общем, всем станет лучше. Законопроект также разрешает проводить экспертизу проектной документации и экологическую по принципу «одного окна», то есть одновременно и на основании одного обращения заявителя, что действительно ускорит процедуру.
ИКЭ вообще исключается из перечня экспертиз, проводимых в отношении проектной документации. Одновременно меняется и особый порядок выдачи разрешений на строительство, действующий в отношении памятников. Сейчас, если работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности памятников, то разрешение выдает орган, ответственный за его охрану. В Петербурге, например, это КГИОП. Это требование чиновники предлагают упразднить.
Пока органы охраны должны согласовывать проектную документацию в отношении объектов культурного наследия, в том числе разделы об обеспечении их сохранности. Законопроект предлагает это требование убрать, если в отношении документации проводится государственная градостроительная экспертиза. То есть охрана памятников не будет включать в себя согласование проектов. От охранных ведомств эта функция переходит Главгосэкспертизе и местным госстройнадзорам.
ИКЭ должна проводиться в тот момент, когда объект признают памятником. И это требование не отменяется. Вопрос в том, насколько актуальны эти данные для объектов, включенных в списки культурного наследия давно – их состояние могло кардинально измениться, да и экспертизы в прежние времена проводились по-другому. "Часть объектов вообще могла не проходить экспертизу, – говорит Павел Никонов, эксперт ИКОМОС и ВООПИиК. – Их просто автоматически перенесли из советских реестров – в российские. "Союзные" памятники стали федеральными, республиканские – региональными..."
Также есть сомнения в том, что «градостроительные» эксперты смогут оценить риски при, например, реконструкции памятника так же профессионально, как и специалисты комитетов по их охране. В работе с памятниками есть, мягко говоря, определенная специфика, и разница между проектом реконструкции ОКН и новым строительством просто огромна.
"Конечно, такой подход, который исповедует Минстрой, существенно упростит работу строителей и проектировщиков, – резюмирует Павел Никонов. – Но это та простота, которая хуже воровства. Сокращается доля интеллектуальной составляющей в сложных проектах. Проще всего строить в чистом поле, хозспособом..."
В принципе, логику чиновников можно понять: есть статус объекта, как правило, имеется перечень предметов охраны, есть даже уголовное наказание, если что-то пойдет не так. Но в такой логике и без экологической экспертизы можно обойтись: отравят – оштрафуем...
«По факту предлагается, чтобы в случаях проведения госэкспертизы проектной документации не делать историко-культурную экспертизу. Так как закон предусматривает для памятников обязательную госэкспертизу проекта, то происходит подмена экспертиз. Действительно ИКЭ серьезно удлиняет сроки проектирования, и по ряду работ ее проводить особой необходимости нет. Например, когда проектные решения не затрагивают предмет охраны и достаточно контроля органа охраны. Однако крайне сложно составить перечень таких «упрощенных» работ. Идея Минстроя создает реальную угрозу кардинального изменения подхода к охране памятников. Сейчас система построена на мнении авторитетных профессионалов, с которым соглашается орган охраны, а предлагается оставить все в ведении госорганов, без привлечения независимых специалистов. Возникает риск того, что в целях экономии бюджетных средств мы получим проектные решения, которые приведут к утрате охраняемых элементов и замене их на более дешевые аналоги»