НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 21:04

Комнаты в петербургских коммуналках за год подорожали в 1,5 раза

Период бурного роста цен начался еще в июле прошлого года, сейчас средняя стоимость «квадрата» составляет 176 754 рубля.

Комната в центре. Приходится экономить место. Фото Эвелины Билькис

Шторм выносит самые легкие предметы на гребень волны. За год комнаты в Петербурге подорожали на 52% – больше, чем любое другое жилье.

Удвоить капитал за три года

В марте цены на комнаты подскочили на 7% – до уровня 176 754 рубля за жилой «квадрат» (табл. 1).

Это не удивительно, в марте заметно подорожали и другие сегменты рынка, например, типовое жилье на «вторичке». Однако в сегменте комнат период бурного роста начался еще в июле. Если до этого комнаты дорожали в общем тренде, то с середины лета – опережающими темпами (рис. 1).

С марта 2021 года комнаты прибавили в стоимости 52%. Для сравнения: квартиры в городских новостройках подорожали за год на 27%, в области – плюс 31%; однокомнатные на вторичном рынке в городе, по предварительным данным, поднялись в цене на 20%. При этом предложение комнат за 12 месяцев существенно сократилось – на 43,6%.

А за три года стоимость комнат увеличилась в 1,9 раза: в марте 2019-го «коммунальный квадрат» можно было приобрести за 93 976 рублей.

Расторопный инвестор, прикупив в марте 2019 года 15-метровую комнату в Приморском районе за 1,462 млн рублей, за три года, не прикладывая усилий, мог удвоить свой капитал – и продать «объект инвестиций» в марте 2021-го за 2,954 млн рублей! А ведь все это время его можно было еще и сдавать... Но этот инвестиционный цикл, скорее всего, уже закончился: после подъема следует спад. Аномальный рост цен на комнаты поддерживался двумя факторами: растущей недоступностью «квартирного» жилья (и на вторичном рынке, и в новостройках), а затем массовым бегством покупателей из наличных – в метры.

В результате разрыв между ценой квадратного метра жилой площади комнат и общей площади квартир за год сократился с 22 до 4%. Такого не наблюдалось с 2015 года, когда жилой «квадрат» (в комнатах) впервые стал дешевле общего (в квартирах). Тогда мы отмечали, что для покупателей фактор «отдельного жилья» перевешивает остальные соображения: отдельная 20-метровая «единичка», со всеми поправками на нефункциональные коридоры и места общего пользования, стала стоить дороже такой же по площади комнаты.

География и типы 

И в марте, и за год больше всего подорожали наиболее привлекательные варианты: в двух- и трехкомнатных квартирах (табл. 2), а также бюджетные, площадью до 13 кв. м (см. табл. 5, по ссылке внизу).

Из районов в марте отличились Выборгский, Невский и Калининский, а за год  – Приморский, Невский и Выборгский (табл. 3, по ссылке). Самые дорогие комнаты – в Приморском районе: без малого 200 000 рублей за жилой «квадрат», а отстает Красногвардейский (150 000 рублей).

В историческом центре, где и комнаты, и квартиры значительно больше, что снижает стоимость «квадрата», лидирует Центральный район (187 741 руб./кв. м).

В разрезе категорий домов в марте сильнее подорожало жилье в более «возрастных» домах, особенно – в прошедших капитальный ремонт. Такие комнаты лидируют и в ценовом рейтинге. 

Половина из предлагаемых вариантов недорогие и не вполне ликвидные, они расположены в многокомнатных квартирах (6 и более комнат, табл. 10). Эта «аномалия», скорее всего, объясняется тем, что часть предложения приходится на «общаги», переведенные в жилой фонд. А там и 40 комнат на этаже – не редкость... Такие объекты есть и на Васильевском острове (на Наличной улице), и в Кировском, и в Калининском районах.

География предложения: на долю Центрального района приходится 26% вариантов, в Адмиралтейском – 17%, Петроградском – 13%.

Доля комнат в современных кирпичных и монолитных домах выросла до 42%; на старый фонд приходится 36% (табл. 12).

Маленьких комнат (до 10 кв. м) – всего лишь 2%. Зато они самые дорогие: 251 472 рубля за кв. м! Остальные форматы по площади распределены равномерно. Прослеживается естественная зависимость: чем меньше комнат в квартире и чем меньше площадь продаваемой комнаты, тем дороже «квадрат».

Расчеты и данные NSP подтверждаются цифрами из других источников. Так, по сведениям агентства «Доли.ру», за год комнаты подорожали на 53,4%. Средний бюджет сделки год назад составлял 2,16 млн рублей, сейчас – 3,32 млн рублей. За два года, подсчитали в агентстве, рост составил 91,77%: в марте 2020-го средняя комната продавалась за 1,73 млн рублей.

Жилье, конечно, отдельное. Но кухня – общая. Фото Эвелины Билькис

Рынок на паузе 

Правда, в апреле с продажей (и с фиксацией прибыли условным инвестором) могут быть проблемы. 

«В конце марта количество звонков резко упало, – говорит Елена Ледовская, директор по продажам АН «Итака». – И покупателей, и продавцов стало меньше. Ипотека на «вторичке» с повышением рыночных ставок стала фактически недоступна. В марте дотягивали ранее одобренные сделки. И люди пока еще не смирились с тем, что они не могут купить квартиру, и денег у них хватает только на комнату». По оценкам Елены Ледовской, с использованием кредита продавалась примерно половина петербургских комнат.

«Спрос на комнаты сократится, но меньше чем на другие форматы жилья, – полагает Виталий Люсин, гендиректор АН Insiders. – Комнаты остаются самым доступным товаром в сфере недвижимости. Раньше человек с 2–3 млн рублей покупал «единичку» в новостройке. Теперь он сильно призадумается: льготная ипотека – это неплохо, но 12% годовых – все равно много».

Активному спросу на комнаты способствовала мода последних лет: превращать комнаты в как бы отдельные квартиры, монтировать в них какое-то подобие санузла и продавать как «студии в центре». В прошлом году на рынке выставлялось по 200–300 таких вариантов. Серьезные агентства этой схемы сторонятся: такие перепланировки легализовать практически невозможно. По закону и по правилам содержания жилого фонда «мокрая» зона должна быть над «мокрой», и первая же инспекция оштрафует такого владельца и через суд заставит его вернуть все в первоначальный вид.

Дополнительные проблемы создает петербургская специфика регистрации. В отличие от большинства других регионов, в Петербурге комнаты не считаются объектом недвижимости, это всего лишь доля в праве. Поэтому, кстати, прежде, чем продать комнату, владелец обязан официально запросить всех соседей, также владеющих долями, предложить сделку им и получить письменный отказ. Или, по крайней мере, получить нотариальное заверение в том, что такие предложения были направлены. (Особенно трогательно эта процедура выглядит в упомянутых выше бывших «общагах».) Зато чиновники могут смело отчитываться: в Петербурге нет коммунальных квартир. Фактически – есть (более 64 тысяч), а юридически – нет (по отчетам ГУИОН, менее десятка). Вместо них по учету проходят «квартиры, находящиеся в долевой собственности нескольких граждан»...

Но расселение коммуналок – отдельная тема, мы к ней обязательно вернемся в одном из ближайших обзоров.

 

Обзор относится к жилью, расположенному не на крайних этажах. Приведенные данные получены в результате анализа предложений комнат на продажу на портале «Бюллетень недвижимости». Цены предложения, как правило, отличаются от цен реальных сделок.

Подробные данные по типам комнат, типам домов и распределение цен по районам доступны по ссылке