НАШ ЦИТАТНИК: «Большинство инвесторов, исключая самых прозорливых, заняли выжидательную позицию. Сейчас мы говорим не столько о снижении покупательской способности, сколько о снижении покупательской готовности совершать в условиях неопределенности крупные покупки…» Надежда Калашникова

27 сентября, 17:29
18 апреля в 09:22

Застройщики рассказали, каких материалов им не хватает после введения санкций

Участники рынка отмечают, что никакой катастрофы пока нет, и говорят, что многих уже начатых проектов эти проблемы вообще не коснутся.

Фото: freepik.com

Чиновники много говорят о проблемах с импортными стройматериалами, оборудованием и комплектующими, которых лишились или скоро лишатся стройки. Вот только застройщики, возводящие жилье и апартаменты, никакой катастрофы пока не видят и говорят, что многих уже начатых проектов эти проблемы вообще не коснутся, хотя новые могут заметно подорожать.

Мы попросили представителей застройщиков, реализующих проекты на территории Петербурга и Ленобласти, и экспертов рассказать, с дефицитом каких именно материалов и оборудования они уже столкнулись или вскоре столкнутся. Какие из них могут быть замещены отечественными или, например, китайскими производителями и насколько быстро. И не придется ли смириться с отсутствием некоторых товаров и начать корректировать проекты. Оказалось, что нерешаемых проблем представители рынка не видят. А некоторые из мер поддержки могут, наоборот, оказаться медвежьей услугой.

Александр Лелин, генеральный директор «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Сегодня серьезного влияния мы на себе не почувствовали и продолжаем строительство согласно утвержденным еще в прошлом году планам. К тому же мы ежегодно заранее закупаем основные компоненты, которые становятся дефицитными в летний период. В основном это стеновые материалы: кирпич, блоки, утеплитель, газобетон. Летом они пользуются повышенным спросом, соответственно, растут и цены. Сейчас склады на наших площадках заполнены до 90%. Мы обеспечили себя материалами на три-четыре месяца вперед.
В свои проекты мы изначально закладывали минимальную импортозависимость, и там, где сейчас возникают какие-то трудности с зарубежными комплектующими, мы подыскиваем российские аналоги. Например, нам пришлось искать альтернативу лифтам OTIS. Ранее заключенные контракты компания исполняет, но в другие проекты нам приходится закладывать уже новые решения. В наших ЖК предусмотрены универсальные лифтовые шахты, что позволяет устанавливать российские аналоги.
Полностью импортных материалов у нас и не было. Но, например, мы устанавливаем российские индивидуальные тепловые пункты, но с зарубежными комплектующими. Сейчас их изготовители сами ищут варианты-аналоги российского или азиатского производства. Серьезных проблем с поставками стройматериалов мы пока не отметили. Но некоторые компании заявляют о нехватке напольного покрытия зарубежного производства, активно ищут замену.
Полагаю, строительная отрасль будет стремиться к импортозамещению. Если не получится, то, к сожалению, придется «упрощать» проекты. Это не приведет к потере качества строительства, так как все основные конструктивные материалы производятся в России. Но может сократить некоторые опции комфортности, например такую систему, как «умный дом».

Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
– Дефицит сейчас выражается в существенном сокращении ассортимента у поставщиков. От отделочных материалов до мебели и бытовой техники. Перспективы импортозамещения пока неочевидны. С одной стороны, производственные и сборочные мощности есть, с другой – они использовали иностранные комплектующие и технологичное сырье (например, продукты химической отрасли), которое теперь недоступно.
Мы, например, столкнулись с сокращением вариантов цветов фасадного керамогранита. Поставили на паузу свою работу некоторые производители лифтов. Но в наших объектах, что готовятся к вводу в эксплуатацию в этом году, мы успели выполнить оснащение с европейскими поставщиками. Далее будем смотреть, однако пересматривать решения в пользу дешевых и недостаточно качественных мы не намерены. Не говоря уже о том, чтобы как-то менять проекты.
Пока замещение китайской продукцией по большей части выглядит более реалистично, нежели отечественной. Возможно, правильнее говорить о «западозамещении», но к его активной фазе еще никто не перешел. Поэтому быстро это произойти не может, и справиться с дефицитом в этом году в полной мере не удастся.

Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС:
– Говоря о стройматериалах, нужно понимать, что застройщики в любом случае выполнят взятые на себя обязательства перед покупателями. При отсутствии оригинального материала или товара будет подобран максимально близкий по качеству аналог. При этом по многим проектам, которые уже находятся в высокой стадии готовности, поиск аналогов в принципе может не потребоваться. Все материалы для стройки закупаются заранее, и по объектам, сдающимся в текущем году, у застройщиков уже закуплено практически все необходимое.
Большинству позиций, используемых российскими застройщиками в своей работе, можно найти аналоги соответствующего качества. Да, строительным компаниям придется потратить время на поиск нового надежного поставщика и заново выстроить логистическую цепочку. Однако это неотъемлемая часть нашей работы – такие ситуации происходили на рынке и раньше. Сейчас на российский рынок выходят новые поставщики из Белоруссии и Турции. Для застройщиков это также новые возможности наладить перспективные деловые отношения и найти интересные решения для своих проектов.

Михаил Гущин, заместитель вице-президента Группы RBI:
– Нельзя сказать, что уже произошли кардинальные перемены, но изменение существующего технологического цикла и технологических привычек точно потребуется. Это не катастрофа, просто изменится логика поставок, поменяются сроки, придется переориентироваться на других поставщиков. Выбор будет меньше, и себестоимость вырастет. В целом, поменяются решения, которые раньше казались стандартными. Например, с поставками итальянской плитки теперь будет сложнее, чем раньше. Хотя на наш объект «Крестовский IV» итальянская плитка приехала – поставщики справились.

Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
– Сложнее будет проектам в дорогих сегментах, где гораздо выше доля импортных материалов. Например, наш апарт-отель «Начало» запускался в 2020 году – и тогда были очень непростые времена. Поэтому мы перестраховались, и комплекс изначально планировался без излишеств – мы подбирали бюджетные, но качественные решения от российских и белорусских производителей, а также китайских. Да, были сложности с лифтами, существенно подорожала европейская бытовая техника, нельзя рассчитывать на крупные поставки кухонной мебели европейских брендов, есть и ряд других дефицитных товаров. Но все они имеют альтернативу, в том числе от китайских поставщиков, причем не худшего качества.
Власти дали послабления отрасли, например, автоматическое продление разрешений на строительство, отсутствие штрафов за срыв сроков, пеней за недоделки. Но для многих проектов, во всяком случае уже начатых, это может сыграть злую шутку. Некоторые дольщики, например, решили, что если девелоперам дали такую возможность, то они обязательно перенесут сроки, допустят недоделки, как-то изменят проект. Но мы в этом не заинтересованы. Так что приходится убеждать, что у нас все хорошо – пока планы никак не поменялись.