НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 17:16

Набиуллина заявила, что в России не будет запрета на использование доллара и евро

16 июня 2022 в 10:32

Председатель Центробанка, министр экономического развития и министр финансов на ПМЭФ-2022 рассказали о текущем положении дел в российской экономике и о борьбе с новыми вызовами.

Эльвира Набиуллина. Фото: cbr.ru

Запрещать хождение доллара, евро и других валют российские власти не планируют. Также сохранятся валютные вклады и возможна отмена большинства валютных ограничений. Но экономику ждет структурная перестройка – просто переждать не получится. Об этом говорили участники встречи «Российская экономика: современные вызовы и точки опоры», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума 16 июня 2022 года.

«Необходима структурная перестройка экономики»  

По словам председателя Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, сейчас есть множество валютных ограничений, которые наслоились друг на друга. Например, ограничения для стабилизации ситуации в условиях заморозки золотовалютного резерва – власти не имели возможности проводить интервенции и могли только остановить отток капитала. Также есть ответные ограничения – реакция на замораживание активов. И исторические, связанные с борьбой с отмыванием доходов и выводом капитала. По словам г-жи Набиуллиной, большинство этих валютных ограничений надо снять. А также, что не планируется запрещать хождение доллара, евро или другой валюты, как и запрета на валютные вклады.

Помощник президента РФ Максим Орешкин заявил, что переждать – это нормальная реакция на нынешние сложности, но при этом ошибочная стратегия: «Как прежде уже не будет, других вариантов нет. Чем быстрее государственные и частные управленцы это поймут, тем лучше».

Министр экономического развития РФ Максим Решетников рассказал, что в период пандемии власти выработали антикризисные меры, наработали практику, увеличилась скорость реакции, изменились методы принятия решений.

«Все это мы использовали и в нынешней ситуации. Но она кардинально изменилась. Если во время пандемии надо было переждать, зная, что мир останется прежним, то сейчас необходима структурная перестройка нашей и глобальной экономики, а для этого требуется время», – отметил г-н Решетников.

Эльвира Набиуллина согласилась, что ситуация сложная. Мир изменился и прежним уже не будет.

«Нам надо переосмыслить выгоды от экспорта. Всегда считалось, что это ценность – валютная выручка. Но зачем она нужна, если ее не использовать для приобретений? Теперь значительная часть производства должна работать на внутренний рынок, увеличиваться доля переработки», – отметила председатель Центробанка.

«Сосредоточиться на инвестициях в радиоэлектронику и "цифру"  

Министр финансов РФ Антон Силуанов уверен, что сегодня необходимо дать больше свободы для предпринимателей, уменьшить администрирование. Индикаторами экономики должны стать инфляция и занятость: «Занятость – это комплексный показатель, который показывает, как работает экономика. Она говорит о том, как цены влияют на доходы».

По его словам, предстоит очень многое переосмыслить, начиная от подготовки специалистов до собственных новых технологий.

«Надо сосредоточиться на инвестициях в то, что нам необходимо в первую очередь, например, радиоэлектроника, «цифра». Часть рисков должно взять государство – субсидировать процентные ставки, может быть, гарантировать минимальную доходность, как в концессиях», – предположил г-н Силуанов.

Эльвира Набиуллина заявила, что нельзя забывать, что финансовая система – это только посредник: берет сбережения и дает деньги тем, кому нужны инвестиции на развитие и т. д. Но деньги должны быть возвращены кредиторам. Устойчивость этой системы – это условие доверия тех, кто дает деньги в пользование, и их накопления надо защитить.

Но и риски банков объективно выросли – одно дело кредитовать стабильно работающее предприятие, и другое – давать деньги тому, кто только ищет покупателей, налаживает новые производства.

«Надо настроить регулирование, чтобы пустить какую-то часть рисков в банковскую систему. Надо стимулировать банки, чтобы они не на прибыль работали, а финансировали новые проекты. Нужны критерии таких трансформационных проектов. Но при этом банки не должны подменять институты развития. Также надо научиться финансировать стартапы», – уверена Эльвира Набиуллина.