Какие бюджетные объекты продолжают строиться в Петербурге и Ленобласти
Удастся ли Петербургу и Ленинградской области сохранить темпы строительства и ремонта школ, детсадов, дорог, метро?
Кризис затрагивает не только рыночную часть экономики, но и бюджетные объекты. С ними даже сложнее: меньше возможностей для маневра. Первое полугодие 2022-го ознаменовалось ростом цен на материалы и технику, ограничениями на импортные комплектующие. Как в Петербурге и Ленинградской области удается сохранять темпы строительства и ремонта школ, детсадов, дорог, метро?
Госконтракты против инфляции
Одним из главных вызовов для бюджетных строек стало изменение цен (а значит, и затрат). Дмитрий Тортев, член Экспертного совета комитета ГосДумы по защите конкуренции, перечисляет негативные факторы, которые могут затормозить строительство объектов по госзаказам: лавинообразный рост стоимости материалов, проблемы импортозамещения по технике и механизмам, недостаток квалифицированных рабочих, конкуренция и демпинг в госконтрактах в аукционных процедурах.
Чтобы ускорить финансирование и снизить риски по срокам ввода социально значимых объектов, Дума решила сдвинуть конкурсные процедуры. «В этом году заключение контрактов по нацпроектам (в том числе по нацпроекту «Образование» и строительству школ) прошло до 1 июля 2022 года, – говорит Дмитрий Тортев. – Обычно сроки проведения этих конкурсных процедур истекали 25 декабря».
Вторая опасность – неизменность условий: контракт подписан – все. А ситуация динамично меняется. По словам Дмитрия Тортева, правительство последовательно принимает документы, разрешающие корректировку параметров госконтрактов. В случае необходимости можно изменить цену, указанную в соглашении с подрядчиком. Бюджет понесет расходы, зато объект будет сдан в срок. Говорить о недофинансировании при строительстве социальных объектов не приходится, уверен Дмитрий Тортев.
Петербург добавил денег
В комитете по экономической политике среди других мер господдержки также называют разработку механизмов дополнительного финансирования по заключенным ранее госконтрактам. Спецмеры понадобились еще в пандемию и пригодились в период санкций.
В 2021 году было принято постановление № 764 «О порядке изменения цены контракта». Его действие распространяющееся на госконтракты, заключенные комитетом по строительству и комитетом по энергетике. Документ разрешает увеличить цену госконтракта в связи с подорожанием стройматериалов. Однако для подтверждения достоверности определения сметной стоимости необходимо заключение госэкспертизы. В начале 2022 года в постановление были внесены изменения: в перечень заказчиков включили комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по транспорту; в мае 2022 года было снято требование получения госэкспертизы, если цена госконтракта увеличивается не более чем на 30% (или менее чем на 100 млн рублей); предельный срок заключения госконтрактов, подпадающих под эти нормы, был продлен до 31 декабря 2022 года.
В июне в этот документ внесли дополнительные правки (постановлением правительства СПб от 09.06.2022 № 507). Они дают возможность увеличить авансовые платежи по контрактам на строительство транспортных и социальных объектов до 50% (кроме договоров на проектирование и инженерные изыскания). Это важно: большой аванс позволяет подрядчику закупать материалы впрок, подстраховываясь от подорожания.
Кроме того, в первом полугодии Петербургу из федерального бюджета были выделены дополнительные средства на софинансирование строительства школ по проекту «Образование», а также деньги на объекты дорожной инфраструктуры в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Тем не менее в правительстве Петербурга не исключают, что придется пересмотреть некоторые параметры адресной инвестиционной программы (АИП). «Изменения будут рассмотрены во время осенней корректировки городского бюджета», – сообщил «НП» председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко.
На федеральном уровне уже очерчены контуры корректировок бюджетной политики. Минфин предлагает провести перераспределение расходов на 2023 и последующие годы. Сохраняются ипотечные программы и социальная поддержка граждан, но сокращается, например, финансирование дорожных проектов. «Рост расходов на логистику не является сейчас критичным на фоне других факторов, угрожающих макроэкономической стабильности. В ближайшее время россиянам может стать не до путешествий. Увеличение расходов на соцподдержку, запланированное правительством, будет для них важнее и новых дорог, и новых машин», – комментирует экономист Дмитрий Прокофьев.
Ставка на второе полугодие
Социальные объекты за счет бюджета в первом полугодии в Петербурге не вводились. (И не планировались.) Зато было введено несколько объектов, построенных за счет инвесторов (см. врезку). До конца года, говорят в петербургском комитете по строительству, будут сданы все 22 объекта, предусмотренные в АИП.
Социальные объекты в Петербурге, введенные в первом полугодии 2022-го
1. Детский сад на 55 мест, Шушары, Московское шоссе, дом 262. СК "Стоун»
2. Школа на 1375 мест, Полюстрово, Пейзажная улица, дом 20, строение 1. ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
3. Детский сад на 125 мест, улица Александра Матросова, дом 8. Инвестор – ООО «Отделстрой»
4. Встроенный кабинет врача общей практики, Стрельна, Красносельское шоссе, дом 22, строение 1. Застройщик – ООО «Стрелка» (ГК Veren Group)
5. Встроенный физкультурно-оздоровительный комплекс и Беби-клуб, Стрельна, Красносельское шоссе, дом 22. Застройщик – ООО «Стрелка»
6. Детский сад на 295 мест, Идрицкая улица, дом 5, корпус 3, строение 1. ООО «Городские кварталы» (Группа ЦДС)
7. Совмещенный объект: школа на 100 мест и детсад на 165 мест, Полюстрово, Львовская улица, дом 4. Застройщик – ООО «Охтинская перспектива» (Группа ЦДС)
8. Детский сад на 160 мест, Кушелевская дорога, дом 6. Застройщик – ГК «Эталон»
По информации комитета по строительству Санкт-Петербурга
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры отчитались: в первом полугодии обновлены 19 объектов, включая проспект Науки, улицу Дыбенко, часть Рябовского шоссе, набережную Обводного канала, Набережную улицу в Пушкине. В мае 2022 года был открыт путепровод на перегоне между станциями Среднерогатская и Предпортовая Октябрьской железной дороги. Запущено движение по новому путепроводу в Красном Селе – на пересечении Ивангородского проспекта и улицы Свободы. Всего на 2022 год по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Петербурге предусмотрен ремонт дорог по 46 адресам.
Областная "социалка"
«Последние полгода стали настоящим стресс-тестом для строительного комплекса, но сегодня отрасль чувствует себя уверенно, – говорит зампредседателя правительства Ленобласти Евгений Барановский. – Планомерно работаем по адресной инвестиционной программе. С начала года ввели в эксплуатацию несколько современных образовательных учреждений, объекты здравоохранения и Дом культуры. Регион растет быстро, и мы регулярно привлекаем средства для наших проектов, как по программе «Стимул», так и из «инфраструктурного меню». Рассматриваем возможность применения нового механизма инфраструктурных облигаций от банка "ДОМ.РФ" для возведения новых школ и детских садов».
До конца года в регионе планируется завершить строительство 37 социальных объектов. Семь из них будут возведены застройщиками в рамках федеральной программы «Стимул» и региональной программы «Соцобъекты в обмен на налоги».
Социальные объекты, построенные в Ленобласти в первом полугодии
1. Детский сад на 160 мест в Кудрово, Столичная ул., д. 1. Застройщик – ООО «Тин Групп»
2. Школа на 640 мест, поселок Новогорелово. Застройщик – компания «ЛенРусСтрой»
3. Детский сад на 95 мест с бассейном, село Винницы Подпорожского района. Построен по госконтракту
4. Детский сад на 75 мест, Янино (ЖК «Новое Янино»). Застройщик – Группа ЦДС
5. Школа на 565 мест, Мурино, Шоссе в Лаврики. Застройщик – Группа ЦДС
6. Амбулатория в поселке Плодовое. Построена по госконтракту
7. Плавательный бассейн с местами для зрителей в г. Гатчине, ул. Генерала Кныша
8. Дом культуры в деревне Пеники Ломоносовского района. Построен по госконтракту
Дороги для агломерации
В дорожном комитете Ленобласти сообщают, что регион с середины апреля начал сезон ремонтов. «Ленавтодор» в этом году продолжил практику досрочного выполнения работ, когда контракты на ремонт дорог заключаются сразу на 2–3 года вперед, а подрядчик выполняет их в текущем году. Среди адресов – несколько трасс, важных для связей в агломерации: Колтушское шоссе от КАД до путепровода на проспекте Косыгина, дорога между Колтушами и Кудрово, перемычка между Сертолово и Агалатово, шоссе между Гатчиной и Павловском.
«Ленавтодор» планирует заключить несколько крупных контрактов на строительство объектов дорожной инфраструктуры, которые будут финансироваться за счет кредитов из федерального бюджета. Готовятся соглашения на расширение Колтушского шоссе от Суоранды в сторону Колтушей, на развязку в Кудрово с Мурманским шоссе, на строительство обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта. (По последнему объекту проектная документация областной части находится на проверке в федеральной экспертизе.) «Как известно, одно рабочее место в дорожной и строительной отрасли дает работу пяти смежным отраслям. Сейчас такое время, когда трудиться нужно в прямом смысле на износ», – комментирует глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
Патрушев Николай
Комментарий эксперта: строительство метро
Планы по строительству на Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиях петербургского метрополитена до 2024 года сохраняются.
В 2022 году завершится сооружение внутренних конструкций будущей станции «Юго-Западная», горнопроходческие работы на этом объекте подходят к концу. В направлении станции «Путиловская» ведется переборка двух боковых станционных тоннелей (их готовность составляет 90%), финальный этап намечен на следующий год. В ближайшее время на «Путиловской» также начнется строительство колонно-прогонного комплекса. Параллельно идет сборка колец чугунной обделки эскалаторного тоннеля, которую АО «Метрострой Северной столицы» завершит в 2023-м.
На подземных площадках «Горного института» уже возведена большая часть необходимых конструкций; совсем скоро стартуют работы по укладке верхнего строения путей для поездов и подготовка к техническому устройству наклонного хода для эскалаторов.
Новиков Антон
Комментарий эксперта: Витебская развязка
Инвестиционно-строительный комплекс столкнулся с серьезными трудностями в этом году: санкционное давление, существенная инфляция, повышение ключевой ставки. Для нас как для генерального подрядчика Витебской развязки ЗСД главной проблемой стали выросшие цены на материалы. Над вопросом сметной стоимости проекта мы работали весь прошлый год. Генподрядчик должен уложиться в определенную смету, а сделать это в новых условиях – нереально. Важнейшим событием для рынка стало принятие Постановления правительства № 1126 от 23 июня 2022 года, позволяющего менять условия концессионных соглашений и ГЧП-контрактов в связи с ростом цен на стройматериалы и повышением ключевой ставки. Мы очень ждали этого решения, так как предыдущие меры поддержки не учитывали интересы инвесторов, работающих на региональных рынках ГЧП. Теперь можем рассчитывать на индексацию по факту за 2021 и 2022 годы.
Сегодня строительство Витебской развязки идет по плану. В апреле мы вышли на новый участок и начали работы по расширению Витебского проспекта, а в мае приступили к устройству свай на основном ходу (основной ход – участок между двух развязок, с ЗСД и Витебским проспектом).