НАШ ЦИТАТНИК: «Мы не прогнозируем спад в строительстве, но для прямого сравнения рынка с докризисным мало стабильных критериев. Рынок меняется. Однако сознательное торможение проектов противоречит логике наполнения эскроу-счетов...» Сергей Софронов

4 октября, 19:49
9 августа в 05:00

Правительство РФ оценит эффективность поддержки строителей

Российское правительство приняло множество мер поддержки строительной отрасли, и теперь ждет от участников рынка обратной связи, стараясь оценить, насколько эта помощь эффективна. Об этом, в частности, говорил директор департамента строительства правительства РФ Максим Степанов на селекторном совещании с руководителями саморегулируемых организаций.

Фото: NSP.ru

Всего с начала года в стране принято 12 знаковых для отрасли законов. Более сотни поправок направлены на регулирование строительной сферы. Сейчас, по словам Максима Степанова, власти отошли от большого числа системных решений и занялись точечной наладкой. Приняты около 270 правительственных актов. В основном они обеспечивают механизмы исполнения законов, но некоторые имеют и самостоятельное регуляторное значение. 

Помощь пришла 

 Среди принятых законов есть и три антикризисных; для их реализации выпущены почти все необходимые подзаконные акты. Два закона в основном направлены на передачу новых полномочий правительству, которое теперь может устанавливать отдельные особенности регулирования в строительной сфере. 

Максим Степанов отметил несколько ключевых изменений. Например, чтобы избежать появления обманутых дольщиков из-за резкого роста ключевой ставки, когда финансирование строек фактически приостановилось, был введен мораторий на банкротство застройщиков, установлены особенности передачи объектов долевого строительства и ряд точечных изменений, актуальных для застройщиков. 

Второй пакет антикризисных мер предусматривает целый спектр системных ключевых изменений в градостроительной деятельности. Например, сокращены сроки согласования документации по планировке территорий и число документов для получения разрешения на строительство. Фактически объединены три экспертизы: градостроительная, историко-культурная и экологическая. В текущем году проектная документация может пройти все три в рамках государственной градостроительной экспертизы. «Нам важно получить обратную связь: насколько сроки сократились в реальности, насколько постановления работают. Если изменения покажут свою эффективность, можно постараться продлить их действие, например, на следующий год», – рассуждает Максим Степанов. 

Утвержден также новый состав разделов проектной документации, изменились правила подключения к инженерным сетям и выноса сетей. Например, определены виды затрат, которые можно включать в сводный сметный расчет при выносе сетей. В этом закрытом перечне 23 позиции. Впервые определено лицо, имеющее право выбора формы возмещения при выносе сетей. Теперь по бюджетным стройкам форма возмещения определяется застройщиком, как и при жилищной комплексной застройке. 

Действие «транспортного закона» с 1 мая 2022 года распространено на социальные и промышленные объекты, а также на магистральную инфраструктуру. Это позволит сократить сроки строительства важных инфраструктурных объектов в текущем году. 

Очень много изменений связано с госрегистрацией. Например, сокращение пределов правовой экспертизы при регистрации прав на построенный объект. Регистраторам запрещают перепроверять информацию в разрешении на ввод. То есть если права на землю проверялись при вводе в эксплуатацию, то их не следует проверять при регистрации. 

На этом не закончили 

 Зампред правительства РФ Марат Хуснуллин в рамках недавнего Госсовета заявил о сокращении инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%. Сейчас исчерпывающий перечень процедур содержит 189 действий, и его хотят урезать на треть. Причем не формально уменьшить число итераций, а реально сократить сроки. Максим Степанов сообщил, что утверждены базовые принципы оптимизации. Так, по каждому пункту должен быть указан предмет проверки и основания для отказа. Для каждой процедуры утверждается срок ее проведения. Необходимо также устранить дублирование. Кроме того, есть процедуры, которые в нынешних условиях никак не влияют на характеристики объекта. От них чиновники избавятся. Например, госорганы уже не вправе требовать документы, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия. 

Анализируются все согласования и в целом вся исходно-разрешительная документация – это более 250 документов. «Чтобы спроектировать объект, достаточно максимум 20-30 базовых документов. С существующим числом бумаг на практике разобраться очень трудно, в них много противоречий. В конце концов надо создать закрытый реестр всех мероприятий в рамках инвестиционно-строительного цикла и ограничить все публичные органы в возможности самостоятельно и произвольно этот реестр трактовать. В этом направлении будем двигаться. Бумажная работа уменьшится по крайней мере вдвое», – обещает Максим Степанов. 

Продолжится и процесс сокращения обязательных требований в строительстве. Сейчас их около 400, а два года назад было примерно 11 000. Это не значит, что добровольные нормы не подлежат использованию. Проектировщики могут с ними работать, как считают нужным, основываясь на этих нормах при расчетах, используя их для обсуждений с экспертизой. Но и эксперты не должны заставлять строителей соблюдать все необязательные требования. «Наша задача – почистить все системно, все требования разных органов власти, связанные со строительством. Сейчас, например, есть противоречия между СанПиНами и Сводами правил, и они приводят к избыточно жестким требованиям, что удорожает стройку. Если потребуется, нужно создать единый реестр требований», – считает Максим Степанов. 

Говорил он и о поэтапном увеличении полномочий главных инженеров и архитекторов проектов (ГИП и ГАП). Правительство уже наделено правом устанавливать случаи, когда повторная экспертиза не требуется. Как раз в таких ситуациях и расширяются полномочия ГИП и ГАП. Национальные объединения должны повышать статус специалистов и их профессионализм. Надо мотивировать строителей и проектировщиков развиваться, получать дополнительные полномочия. Хотя, по словам Максима Степанова, многие проектировщики этого опасаются. Сейчас ответственность зачастую перекладывается на экспертизу. 

Представители СРО и Национального объединения строителей поделились и своими предложениями. 

Об этом подробнее в интервью с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым.