НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 11:28

Правительство РФ оценит эффективность поддержки строителей

9 августа 2022 в 05:00

Российское правительство приняло множество мер поддержки строительной отрасли, и теперь ждет от участников рынка обратной связи, стараясь оценить, насколько эта помощь эффективна. Об этом, в частности, говорил директор департамента строительства правительства РФ Максим Степанов на селекторном совещании с руководителями саморегулируемых организаций.

Фото: NSP.ru

Всего с начала года в стране принято 12 знаковых для отрасли законов. Более сотни поправок направлены на регулирование строительной сферы. Сейчас, по словам Максима Степанова, власти отошли от большого числа системных решений и занялись точечной наладкой. Приняты около 270 правительственных актов. В основном они обеспечивают механизмы исполнения законов, но некоторые имеют и самостоятельное регуляторное значение. 

Помощь пришла 

 Среди принятых законов есть и три антикризисных; для их реализации выпущены почти все необходимые подзаконные акты. Два закона в основном направлены на передачу новых полномочий правительству, которое теперь может устанавливать отдельные особенности регулирования в строительной сфере. 

Максим Степанов отметил несколько ключевых изменений. Например, чтобы избежать появления обманутых дольщиков из-за резкого роста ключевой ставки, когда финансирование строек фактически приостановилось, был введен мораторий на банкротство застройщиков, установлены особенности передачи объектов долевого строительства и ряд точечных изменений, актуальных для застройщиков. 

Второй пакет антикризисных мер предусматривает целый спектр системных ключевых изменений в градостроительной деятельности. Например, сокращены сроки согласования документации по планировке территорий и число документов для получения разрешения на строительство. Фактически объединены три экспертизы: градостроительная, историко-культурная и экологическая. В текущем году проектная документация может пройти все три в рамках государственной градостроительной экспертизы. «Нам важно получить обратную связь: насколько сроки сократились в реальности, насколько постановления работают. Если изменения покажут свою эффективность, можно постараться продлить их действие, например, на следующий год», – рассуждает Максим Степанов. 

Утвержден также новый состав разделов проектной документации, изменились правила подключения к инженерным сетям и выноса сетей. Например, определены виды затрат, которые можно включать в сводный сметный расчет при выносе сетей. В этом закрытом перечне 23 позиции. Впервые определено лицо, имеющее право выбора формы возмещения при выносе сетей. Теперь по бюджетным стройкам форма возмещения определяется застройщиком, как и при жилищной комплексной застройке. 

Действие «транспортного закона» с 1 мая 2022 года распространено на социальные и промышленные объекты, а также на магистральную инфраструктуру. Это позволит сократить сроки строительства важных инфраструктурных объектов в текущем году. 

Очень много изменений связано с госрегистрацией. Например, сокращение пределов правовой экспертизы при регистрации прав на построенный объект. Регистраторам запрещают перепроверять информацию в разрешении на ввод. То есть если права на землю проверялись при вводе в эксплуатацию, то их не следует проверять при регистрации. 

На этом не закончили 

 Зампред правительства РФ Марат Хуснуллин в рамках недавнего Госсовета заявил о сокращении инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%. Сейчас исчерпывающий перечень процедур содержит 189 действий, и его хотят урезать на треть. Причем не формально уменьшить число итераций, а реально сократить сроки. Максим Степанов сообщил, что утверждены базовые принципы оптимизации. Так, по каждому пункту должен быть указан предмет проверки и основания для отказа. Для каждой процедуры утверждается срок ее проведения. Необходимо также устранить дублирование. Кроме того, есть процедуры, которые в нынешних условиях никак не влияют на характеристики объекта. От них чиновники избавятся. Например, госорганы уже не вправе требовать документы, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия. 

Анализируются все согласования и в целом вся исходно-разрешительная документация – это более 250 документов. «Чтобы спроектировать объект, достаточно максимум 20-30 базовых документов. С существующим числом бумаг на практике разобраться очень трудно, в них много противоречий. В конце концов надо создать закрытый реестр всех мероприятий в рамках инвестиционно-строительного цикла и ограничить все публичные органы в возможности самостоятельно и произвольно этот реестр трактовать. В этом направлении будем двигаться. Бумажная работа уменьшится по крайней мере вдвое», – обещает Максим Степанов. 

Продолжится и процесс сокращения обязательных требований в строительстве. Сейчас их около 400, а два года назад было примерно 11 000. Это не значит, что добровольные нормы не подлежат использованию. Проектировщики могут с ними работать, как считают нужным, основываясь на этих нормах при расчетах, используя их для обсуждений с экспертизой. Но и эксперты не должны заставлять строителей соблюдать все необязательные требования. «Наша задача – почистить все системно, все требования разных органов власти, связанные со строительством. Сейчас, например, есть противоречия между СанПиНами и Сводами правил, и они приводят к избыточно жестким требованиям, что удорожает стройку. Если потребуется, нужно создать единый реестр требований», – считает Максим Степанов. 

Говорил он и о поэтапном увеличении полномочий главных инженеров и архитекторов проектов (ГИП и ГАП). Правительство уже наделено правом устанавливать случаи, когда повторная экспертиза не требуется. Как раз в таких ситуациях и расширяются полномочия ГИП и ГАП. Национальные объединения должны повышать статус специалистов и их профессионализм. Надо мотивировать строителей и проектировщиков развиваться, получать дополнительные полномочия. Хотя, по словам Максима Степанова, многие проектировщики этого опасаются. Сейчас ответственность зачастую перекладывается на экспертизу. 

Представители СРО и Национального объединения строителей поделились и своими предложениями. 

Об этом подробнее в интервью с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым.