НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

27 декабря, 00:32

Развод – дело тонкое

6 мая 2019 в 12:10

Верховный суд уточнил правила раздела имущества при разводе.

Верховный суд уточнил правила раздела имущества при разводе.

История, дошедшая до высшей судебной инстанции, началась в 1984 году. В июне жительница Южно-Сахалинска Надя (это полное имя) вышла замуж. Её супругом стал Ким Сун Гун. В октябре 1984-го г-н Ким получил (бесплатно!) садовый участок в бессрочное пользование, затем оформил землю в собственность. На участке построили жилой дом, второй начали. А через 33 года супруги решили развестись.

Районный суд отдал Наде Ким полдома. Основание: при разводе поровну делится общее имущество, нажитое в браке. В это понятие входят транспортные средства и недвижимость, паи, ценные бумаги, доли в капитале и пр. Причём неважно, кто за него платил.

Не считается общей: недвижимость, полученная в подарок или по наследству, а также переданная на безвозмездной основе. Это же правило распространяется на квартиры, дома и участки, купленные до брака или на деньги, заработанные до создания семьи.

Райсуд как раз и счёл передачу надела Сун Гуну безвозмездной сделкой. Следующие инстанции с ним согласились. Однако Надя Ким не захотела оставаться без земли и дошла до Верховного суда. Коллегия ВС по гражданским делам посмотрела на дело иначе. В Определении №64-КГ17-10 указано: согласно Гражданскому кодексу, акты госорганов и органов местного самоуправления не относятся к безвозмездным сделкам.

Дело возвращено на первый уровень для нового рассмотрения – с учётом мнения коллегии, конечно.

Бракоразводные процессы, связанные с разделом имущества, – любимая тема таблоидов и романистов.

Проще всего, если перед походом в ЗАГС будущие супруги подписывают брачный контракт. Но это как-то… неромантично, что ли. Такое соглашение в России заключают четыре пары из ста. (Что примерно соответствует доле богатых в составе населения.) Если есть контракт – судья при разводе на него и будет опираться.

Если нет – суд при разделе жилья может отдать больше метров тому супругу, с которым останутся несовершеннолетние дети. Но формально это нигде не закреплено.

До ВС дошло ещё одно интересное дело: при разводе муж потребовал половину однокомнатной квартиры. «Единичку» в новостройке покупала жена, уже будучи в браке. Однако в данном случае суд учёл, что женщина за 5 дней до заключения договора долевого участия продала другую свою квартиру, купленную задолго до свадьбы. Верховный суд решил, что дама приобрела жильё в новостройке на собственные средства, полученные до брака. А значит – бывшему мужу ничего не должна.