НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 08:19

Проект мусорного КПО «Островский» надо переделать, считают эксперты

9 сентября 2022 в 15:13

Общественная экологическая экспертиза вынесла отрицательное заключение на проект комплекса по переработке отходов «Островский».

Фото: NSP

Общественная экологическая экспертиза вынесла отрицательное заключение на проект комплекса по переработке отходов «Островский» в Выборгском районе Ленобласти. 

В заключении (есть в открытом доступе) неоднократно подчеркивается, что в проектной документации не хватает различной информации: исходных данных, конкретных описаний технологий. Есть вопросы к терминам – например, эксперты нашли в документах слово “превращение”, которое не встречается в нормативных документах. 

Судя по заключению общественной экологической экспертизы, в документации нет информации по смете строительства (см. страницу 10 заключения), нет условий подключения к сетям электроснабжения и газоснабжения, водоснабжения и водоотведения (разрешение на скважину водозабора, условия водоотведения (стр. 14).

Есть вопросы и по земельному участку: территория, на которой предполагается обустроить КПО "Островский", относится к землям лесного фонда (стр. 8).

На участке, выделенном под КПО, есть песчаный карьер. Эксперты отмечают, что по закону запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ, "в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ" (стр. 22).

Выводы об отсутствии краснокнижных видов ничем не обоснованы, написано в заключении (стр. 36). Не хватает информации об объектах, имеющих признаки культурного наследия и археологического наследия (стр. 41). 

В технической документации на подготовку проекта указано, что в КПО мусор должен сортироваться: часть отходов идет на производство топлива, органика отправляется на компостирование, полезные фракции возвращаются в оборот, а все остальное – так называемые хвосты – идут на полигон. 

Авторы экспертизы указывают, что из документации непонятно, как будут сортироваться смешанные отходы: например, какие именно виды пластика будут извлекаться, как будут из потока выбирать медицинские препараты (стр. 45). Отметим, что в Петербурге мало пунктов приема просроченных лекарств и не все жители знают о такой возможности – старые таблетки идут в помойное ведро.  

Перечень полезных фракций, которые предполагается извлекать, в заключении экспертизы называют «неконкретным»: невозможно установить, что именно имеется в виду под полимерной упаковкой и полимерной смесью (стр. 49) – при всем многообразии того, что могут включать в себя данные категории (включая невостребованные для утилизации материалы).

«Выделенные в результате обработки органические отходы в количестве 240 тыс. тонн в год предполагается направлять на участок компостирования для "переработки" или "превращения" в техногрунт», – цитируют эксперты проектную документацию, поясняя: «Понятие "превращение" в законодательстве об отходах не встречается. Таким образом, принятая в проекте терминология является некорректной» (стр. 50).

Даже если не шутить над терминологией, невозможно определить, что из себя представляет предполагаемый техногрунт, в проекте недостаточно описан процесс компостирования, не хватает характеристик получаемого техногрунта, включая его состав. Эксперты напоминают, что в петербургском мусоре могут встречаться опасные отходы (ртутные лампы, термометры, лакокрасочные материалы). Все это может разбиваться, проливаться и загрязнять пищевые остатки, а в итоге техногрунт, производимый из "пищевки", может иметь примеси опасных веществ. «Единственно возможным остается его применение на полигоне, что, по сути, является захоронением отходов» (стр. 52).

Проще говоря – нет доказательство того, что этот техногрунт можно будет безопасно использовать в сельском хозяйстве или даже для отсыпки дорог. 

Есть и вопросы по топливу из мусора. Так, эксперты пишут, что нет перечня покупателей для этого топлива (стр. 53).  

И это еще не все претензии к полигону  

Так, эксперты посчитали, что на полигоне, возможно, придется размещать грунт и топливо RDF (например, если на него не найдется покупателей), а также «хвосты» сортировки с иных КПО в объеме 150 тысяч тонн в год. В итоге полигон «КПО «Островский» может принимать больше, чем заявленные 600 тысяч тонн в год (стр. 56 и 57).

Авторы экспертизы также обращают внимание на то, что в проекте нет описания защиты от фильтрата с полигона (стр. 59).

«Реализация намечаемой деятельности на основании представленной проектной документации «Комплекс по переработке отходов "Островский" является недопустимой», – делают вывод эксперты. 

Экспертизу провел Центр экспертиз "ЭКОМ" по инициативе жителей, выступающих против строительства КПО. Правила проведения общественной экологической экспертизы (и ее отличия от государственной экологической экспертизы) установлены в федеральным законе "Об экологической экспертизе" (№ 174-ФЗ). Государственная экологическая экспертиза проекта на момент подготовки публикации не завершена. 

NSP ДОСЬЕ 

Напомним, ранее компания «Невский экологический оператор» (НЭО) разместила сведения о конкурсе на выполнение проектно-изыскательских работ для пяти комплексов по переработке отходов. Участки под три из них (предприятия «Дубровка», «Островский», «Брандовка») находятся в Ленинградской области. Каждый из комплексов, согласно техническому заданию, должен быть рассчитан на переработку 600 тыс. тонн отходов в год. Многие из жителей соседних поселений выступают против появления КПО. 

НЭО отвечает за вывоз мусора из Петербурга. В компании пояснили, что комментарии по результатам общественной экологической экспертизы будут даны после того, как будет готово заключение госэкспертизы.