НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

1 мая, 10:34

Василий Тимофеев: «Одна из главных проблем реконструкции – непредсказуемость планирования работ»

23 января 2023 в 14:34

Девелоперов, которые берутся за проекты реконструкции исторических зданий, немного: это сложный, долгий и затратный бизнес. Но в итоге результат перекрывает все издержки – город получает «дом с историей». О своем опыте реконструкции рассказывает генеральный директор петербургской строительной компании Сity Solutions Василий Тимофеев.

Тимофеев Василий
генеральный директор
Сity Solutions

В 2022 году наша компания провела реконструкцию двух зданий, которые расположены на Обводном канале, рядом с ТРК «Варшавский экспресс». Там уже открылся бизнес-центр класса В общей площадью 6,5 тыс. кв. м, а по соседству сдан пятиэтажный жилой дом (5,5 тыс. кв. м).

Особый интерес для реконструкции представляло собой первое здание, 1864 года постройки. Работа над проектом оказалась очень сложной, но интересной. Этот дом был предназначен для проживания верхних и нижних чинов железной дороги, также там находились конторские помещения. Все пространство между Балтийским и Варшавским вокзалами в то время занимали ж/д пути. А на месте, где сейчас находится «Лента», располагалась П-образная гавань, куда заходили речные баржи и небольшие суда. Затем грузы перегружались на железную дорогу (или с нее) и расходились. Это был огромный логистический хаб, для его обслуживания и было построено это здание.

Постройка досталась нам в плачевном состоянии. До 2012 года это был жилой дом, который постепенно пришел в аварийное состояние. Жильцов расселили, в дом проникли вандалы. Нас ждали сломанные подоконники, разбитые окна с вырванной фурнитурой, разобранные кладоискателями чердачное перекрытие и подвал. Пришлось огородить здание, выставить охрану, а потом обследовать  здание. Выяснилось, что фундамент, несущие стены, кирпичная кладка и подвал устойчивы, там можно провести реконструкцию. Что мы и начали делать, работы стартовали в 2021 году. 

Одной из проблем стала непредсказуемость планирования работ. Например, вы хотите опереть балку на кирпичную стену, но в результате, когда снимаете обои, выясняется, что в стене много дыр, и она не подходит. Много решений принималось прямо на месте, и в таких условиях невозможно детально расписать монтаж и соблюдать жесткий график. Тем более у нас было желание максимально сохранить фактуру.

Когда мы стали удалять отделку, то поразились тому, сколько всего здание пережило. Ощущение, как будто читаешь историческую книгу: там были слои XIX века, 1930-х и 1960-х годов. Проект меняли даже в ходе строительства: изначально делали две полуарки для проезда с улицы, а потом передумали. Оказалось, что изначально здание состояло из трех взаимосвязанных построек, созданных в единой концепции, но каждая из них отличается от соседних – на уровне конструктива.

Конечно, «дом с нуля» построить несравненно легче. И понятно, почему у некоторых застройщиков старые дома «разрушаются» до такого состояния, что они не подлежат восстановлению. Помимо сложностей самих работ и усиленного надзора со стороны контролирующих органов, такая стройка всегда привлекает внимание общественности. Градозащитники внимательно следят за реставрацией и публично критикуют строительную компанию, если им что-то не понравилось. Однако старинная кирпичная кладка, в отличие от «новостроя», смотрится живо и тепло. Мы рады, что сохранили преемственность дома: он, как и 160 лет назад, остается административным.

1 из 2
Фото: Сity Solutions