НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 01:11

Продажи в строящихся апарт-отелях Петербурга по итогам 2022 года упали в 2,2 раза

30 января 2023 в 11:30

Продажи в строящихся апарт-отелях Петербурга по итогам 2022 года упали в 2,2 раза, объем предложения вырос на 96%, а цены, после всплеска в марте, постепенно ползут вниз. Реальная доходность юнитов для инвесторов снизилась до 4,84% годовых. Хотя внутренний туризм и обеспечил достойную заполняемость действующим отелям. В январе 2023 года стагнация на рынке апарт-отелей сохранялась.

Апарт-отель Start — cамый крупный в Петербурге, сданный в 2022 году
Апарт-отель Start. Фото: ГК «ПСК»

По данным аналитиков NF Group, в Петербурге на конец 2022-го в продаже находилось около 5 тыс. юнитов различного формата общей площадью 168 тыс. кв. м. Предложение активно пополнялось благодаря старту продаж в 19 объектах.  

Скачок предложения 

 Наибольший прирост показал несервисный формат (псевдожилье), где количество лотов увеличилось в 16 раз, если сравнивать с 2021-м. Сервисных апартов на рынке стало больше на 30%, а вот предложение рекреационных уменьшилось на 12%. 

В 2022-м продажи открылись в 19 комплексах на 6,9 тыс. юнитов общей площадью 213 тыс. кв. м. Более 60% предложения как по числу лотов, так и по количеству объектов пришлось на несервисный формат. Наиболее крупные среди новых сервисных отелей: WE’LL, Ladozhsky Avenir, «Port Comfort на Херсонской» и др. (см. табл. ниже)

«За 2020–2021 гг. из продажи выбыло в четыре раза больше юнитов, чем было выведено на рынок. Поэтому в начале 2022-го отмечался дефицит предложения. Однако к концу года ситуация резко изменилась: в продажу вышли 11 комплексов. Из них 85% номерного фонда пришлось на три крупных проекта: «Zoom Черная Речка», «Zoom на Неве» и «25/7 Заневский», – говорит Светлана Московченко, руководитель отдела исследований NF Group в Петербурге.

Доля сервисных лотов в общей структуре предложения продолжает уменьшаться: за два года она снизилась с 85 до 61%. Тому способствовал рост объемов в несервисном и рекреационном форматах.

Схожие данные приводит Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO. По ее подсчетам, в Петербурге строятся 16 апарт-отелей общей площадью 14,9 тыс. кв. м. Из них: 64% – сервисные, 24% – рекреационные, 12% – несервисные. 35% всех проектов реализуется в Невском районе.  

Спад спроса 

 За 2022 год в строящихся апарт-отелях города было реализовано около 2,1 тыс. юнитов общей площадью 67,5 тыс. кв. м (с учетом рекреационных), подсчитали аналитики NF Group. Это в 2,2 раза меньше, чем в 2021-м. Сервисных апартов за год было продано 1,5 тыс., что на 60% меньше позапрошлогодних результатов. Основным мотивом покупки становятся не столько инвестиции, сколько сохранение накоплений. Падение спроса обусловлено геополитической ситуацией и возросшим уровнем неопределенности. СВО и частичная мобилизация привели к релокации значительного числа экономически активных россиян. Вслед за этими событиями многие инвесторы стали вкладываться в зарубежную недвижимость, в частности, в ОАЭ, Турцию и Казахстан.

Продажи несервисных апартаментов (псевдожилья) упали не столь значительно – на 18%. За год реализовано 235 таких юнитов. 

Спрос на элитные апартаменты сжался на 74%: за год продано всего 24 лота.

Рост сделок зафиксирован лишь с рекреационными юнитами: за год реализовано 379 лотов (+16% год к году). Большая часть этих сделок пришлась на строящиеся комплексы «Bereg. Курортный» и «Морская Ривьера» в Курортном районе. Бум спроса на загородную недвижимость, начавшийся с пандемией, в целом сохранился и в 2022-м. 

При этом в комплексах самых разных форматов продавались в основном самые маленькие студии, на их долю приходится более 70% сделок.  

Балансировка цен 

 За год средние цены на апартаменты (с учетом всех форматов) выросли примерно на 18% (данные NF Group). Пик подорожания произошел в марте, затем ценники плавно снижались. Средняя стоимость сервисных юнитов достигла 268 тыс. руб./кв. м (+17% за год), несервисные подорожали на 7% (258 тыс. руб./кв. м), рекреационные – на 15% – до 317 тыс. руб./кв. м, элитные – на 32% (829 тыс. руб./кв. м). Такая динамика связана в том числе с выводом на рынок новых проектов по более высоким ценам, а также с увеличением цен в строящихся объектах по мере роста их готовности. 

По данным аналитиков Nicoliers, в 2022-м сданы в эксплуатацию корпуса в составе 16 сервисных апарт-отелей более чем на 9 тыс. юнитов. Причем более половины из них приходится на четыре проекта ГК «ПСК»: три отеля под брендом Avenir и комплекс START. Всего в них – 4,4 юнитов, из которых 3244 – в проекте START. Кроме того, завершено строительство комплексов Docklands, Best Western Zoom Hotel, STATUS, «Начало», In2it и др. (см. табл.). Ввод еще нескольких объектов перенесен на начало 2023 года. 

Для действующих апарт-отелей год в плане доходов сложился неплохо за счет активизации внутреннего туризма. Хотя тарифы для постояльцев пришлось корректировать. Из-за этого заметно снизилась реальная доходность апартаментов. Так, компания Becar Asset Management провела исследование доходности дюжины петербургских апарт-отелей, включая свои We&I и Vertical M73. Анализировали около 60 находящихся в продаже юнитов, почти 600 квитанций за «коммуналку» и реальные выплаты собственникам. «Мы полтора года исследуем доходность наших объектов и апарт-отелей конкурентов, в том числе и в роли «тайных покупателей». За календарный год – с ноября 2021-го по октябрь 2022-го – средняя доходность по всем изученным объектам составила 4,84%. 

Учитывался реальный доход собственника до его налогообложения. То есть суммы, которые он получает на руки после оплаты «коммуналки», интернета, услуг по управлению и т. д. Эта цифра более или менее отражает реальность, хотя и в полтора раза ниже, чем ожидают инвесторы. Но это дно, которое рынок уже прошел. Уже в 2023 году мы увидим доходность в районе 6,5% годовых», – прогнозирует вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. 

Инвесторы в сомнениях 

 Китайский инвестор «Хуа-Жэнь Интернешнл» в 2022-м наконец завершил первый сервисный апарт-отель Shine на Таллинской улице. Реализация проекта сильно затянулась, в результате большая часть сотрудников уволилась. Недавно NSP стало известно, что маркетингом объекта занялся привлеченный специалист. По его данным, всего в отеле продано 64 юнита, в продаже – 11 номеров, на днях на рынок должны выйти лоты еще на одном этаже. Разброс цен – от 6,2 млн до 12,1 млн рублей.  

Китайский инвестор наконец достроил свой первый апарт-отель Shine на Таллинской улице
Апарт-отель Shine. Фото: Сергей Вылегжанин

На сайте указано, что управлять апарт-отелем будет УК «Би Хай», в ведении которой находится коттеджный поселок «Мариинская усадьба» и ЖК «Есенин Village». В целом вопросов к этому проекту больше, чем ответов.

Осенью 2022-го серьезная пертурбация произошла в Plaza Lotus Group (PLG), которая собиралась построить шесть гостиниц в Петербурге. В октябре PLG продала участок с проектом апарт-отеля на 825 юнитов у Пьяной гавани, по соседству с ТРЦ «Питерлэнд». Его купила компания «Альфа Фаберже», по предварительным оценкам, за 2 млрд рублей. Девелопер объяснил продажу желанием сосредоточиться на развитии проектов у метро «Купчино» и «Улица Дыбенко». Участники рынка считают, что на решение о сделке могла повлиять неблагоприятная экономическая конъюнктура, падение турпотока и спроса на апартаменты.

В ноябре бизнесмен Михаил Зингаревич заявил, что больше не участвует в проектах апарт-отелей IN2IT и «Про.Молодость». Он вышел из состава собственников, больше не является ни инвестором, ни бенефициаром компаний-застройщиков апарт-отелей. Ими теперь владеет и управляет топ-менеджмент и генеральный директор PLG Марина Павлюкевич. Как отразится на реализуемых проектах уход известного инвестора, непонятно. К концу года PLG успела сдать в эксплуатацию вторую очередь апарт-отеля IN2IT. Однако еще предстоит завершить большой комплекс работ по отделке и меблировке, наладить управление и продажи номеров. У компании также остается строящийся проект «Про.Молодость», который по плану финиширует в III квартале 2023-го.

Уход из России западных брендов сказался и на некоторых апарт-проектах, которые собирались сотрудничать с международными гостиничными операторами. Например, окончательной ясности относительно того, продолжат ли свою работу в стране сети Wyndham и Accor, по-прежнему нет, а отечественные девелоперы стараются избегать разговоров на эту тему. В прошлом году был сдан комбо-отель (Status by Salut) в составе комплекса «Салют» на Пулковском шоссе. Он должен был состоять из апарт-отеля Adagio Access (479 номеров) и гостиницы «Novotel Санкт-Петербург Аэропорт» (253 номера). Все номера в них проданы, во всяком случае – в апарт-отеле. Летом девелопер заявил, что открытие апарт-отеля Adagio откладывается до осени. Причина – приостановка компанией Accor (владеет брендом) открытия новых отелей в России до 31 августа. Но ни осенью, ни под Новый год комплекс так и не заработал. Что происходит с проектом, оперативно выяснить не удалось. 

Туманное будущее 

 До конца 2023-го девелоперы должны завершить в Петербурге еще 10 тыс. апартаментов, включая корпуса комплексов Digital Village Vertical, VALO, Avenue Apart на Дыбенко, «PRO Молодость», IZZZI и др.

Похоже, рынок сервисных апарт-отелей близок к насыщению. По крайней мере, девелоперы рассматривают новые проекты уже без прежнего энтузиазма. Одна из причин – позиция властей: город стал «нагружать» апарт-отели «социалкой» наравне с жилыми проектами. Несколько девелоперов в разговоре с NSP признались, что больше не собираются работать в этом сегменте, а ранее анонсированные апарты уже переделывают под жилье. Так, в начале года гостиничный проект в доме купца Полотнова на Лиговском проспекте сменил функционал.

Другой пример: компания «КСС-Запад» собралась реализовать гостиничный проект на 655 номеров на пр. Стачек, 62 (рядом с апарт-отелем Putilov Avenir). Но Служба госстройнадзора отказалась выдать разрешение на строительство. Чиновники считают, что здесь запланировано псевдожилье, которое нужно обеспечить «социалкой»; есть и другие претензии к проекту. Застройщик обратился в суд. В январе 2023-го «КСС-Запад» выиграл спор уже во второй инстанции. 

С неприятного инцидента, связанного с приостановкой работ, началась реализация апарт-отеля «Life Apart Октябрьская» на Октябрьской набережной, рассчитанного на 203 номера. Разрешение на строительство застройщик оформил еще несколько лет назад. Сразу после новогодних каникул он приступил к демонтажу двухэтажной постройки (заброшенной с 2005 года), однако градозащитники тут же подняли тревогу и пожаловались в Следственный комитет. Работы приостановлены, идет разбирательство. 

Дальнейшее развитие сегмента апартаментов будет определять политическая и экономическая конъюнктура – в широком смысле.    

Мнения экспертов 

«Прошлый год стал рекордным для сегмента апартаментов: в эксплуатацию было сдано свыше 8 тыс. юнитов. 54% от этого объема принадлежит четырем нашим проектам: комплекс START и три проекта сети Avenir. За год «квадрат» апартаментов подорожал в среднем на 20%. Известные события привели к снижению количества сделок. Апарт-отели отреагировали на турбулентную ситуацию программами гарантированной доходности, что поддержало инвесторов.
Столь результативными (по объему ввода), как 2022-й, последующие годы уже не будут. Основные игроки будут наращивать номерной фонд менее активно, переходя к эксплуатационной стадии проектов. На первый план выйдут процессы управления и сдачи в аренду. Преимущество будет за теми проектами, которые обеспечат высокое качество проживания наряду с дополнительными услугами. То есть возрастает роль УК.
У нас строится еще один объект – Ladozhsky Avenir, первый мультиформатный комплекс в сети Avenir. Помимо 960 юнитов, там будут коммерческие помещения, включая современные гибкие офисы»

коммерческий директор ГК «Петербургская строительная компания»
Сергей Софронов

«В 2022 году объем продаж в нашем единственном комплексе апартаментов NEXT на Васильевском острове снизился почти вдвое. Однако и линейка предложения у нас заметно сократилась. Отель был сдан в эксплуатацию два года назад и сейчас в продаже имеется всего несколько юнитов. Поэтому показатели 2022 года никак не могли быть выше постковидного 2021-го. При этом стоимость лотов выросла на 36% по сравнению с 2021-м, а средняя цена достигла 320 тыс./руб. за кв. м.
У нас гибкая система оплаты во всех наших объектах. И в NEXT на протяжении года действовали разные программы рассрочек для покупателей, акция «Меблировка в подарок», а также пакетное предложение с программой гарантированного дохода 8% годовых.
Апарт-отель NEXT-2 сейчас на стадии проектирования»

совладелец и генеральный директор ГК «ЕВРОСТРОЙ»

«В наших апарт-отелях ARTSTUDIO Nevsky и ARTSTUDIO Moskovsky средняя загрузка в 2022-м составила 77% и 67% соответственно, что сопоставимо с результатами 2021 года. Доходность для инвесторов в среднем составила 9,7% и 7%, показатель ADR вырос на 11% и на 17% соответственно. Доход в обоих отелях увеличился на 11% по сравнению с 2021 годом.
Прогнозы на 2023 год, конечно, зависят от внешней ситуации. Основных сценариев два. Первый: турпоток останется по преимуществу внутренним, а иностранные гостиничные сети не вернутся на рынок. По опыту 2022 года мы видели, что российские туристы чаще предпочитают апарт-отели классическим гостиницам. А для внутреннего туризма Петербург остается одним из центров притяжения. Поэтому уверена, что в 2023-м показатели в сегменте апарт-отелей будут, по крайней мере, не ниже, чем в 2022 году.
Второй сценарий – возвращение иностранных туристов. Он выгоден для всей отрасли: увеличится и число гостей, и средний чек.
Так что в любом случае есть основания надеяться, что наступивший год для апарт-отелей будет успешным.
Группа RBI планирует развивать отельное направление. Мы активно рассматриваем новые участки под проекты. Следующий отель сети – ARTSTUDIO M103 у Московских ворот – откроется в 2024 году»

основатель компании KR.Consulting

«Текущий год стал рекордным для нашей сети, в том числе и по средним показателям загрузки. Если в 2021 году она составляла около 89%, то в 2022-м держалась на уровне 92%, а в летний период апартаменты в YE’S Marata были забронированы на несколько недель вперед.
Ценообразование традиционно варьировалось в зависимости от сезона.
При расчете показателей доходности мы отталкиваемся от стоимости юнита на этапе его продажи, поэтому в уже реализованных апарт-отелях YE’S доходность составляет от 8 до 12%, а для строящихся мы закладываем 6–8% годовых без учета капитализации юнита»

директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»
Юдита Григайте

«Рынок апартаментов постепенно будет выходить из кризиса. Предпосылки для этого есть. С ноября 2022-го начал восстанавливаться спрос после «качелей» февраля и сентября, когда на фоне полной неопределенности покупка недвижимости отошла на второй план. Мы завершили 2022-й с одними из лучших показателей по рынку: за год продали 184 юнита. В ноябре состоялись 34 сделки, сделав VALO лидером продаж в своем сегменте. Высокая конкуренция, постоянно меняющиеся запросы покупателей, нестабильная геополитика заставляют рынок искать и находить новые технологические и инновационные решения, развивать инфраструктуру апарт-отелей, улучшать безопасность, повышать сервис – то есть обеспечивать качество обслуживания.
2022 год подарил нам прекрасные показатели по загрузке действующих апарт-отелей в краткосрочном формате. По сравнению с 2021-м заполняемость номеров выросла за счет внутреннего туризма, доля которого повысилась на 27%. В долгосрочном формате мы имеем обратную динамику, вызванную релокацией целевой аудитории (минус 5%)»

генеральный директор VALO Service и УК VALO Hospitality Комплекс апарт-отелей VALO
Сторожев Константин Викторович VALO апартаменты
1 из 1