Олег Лодянов: «Приостановка регистрации – крайне несбалансированный механизм»
О том, какие риски возникают на рынке недвижимости в связи с принятием масштабных поправок в закон о воинском учете и другие законодательные акты, рассуждает старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов.
Лодянов Олег
Rightmark Group
Законопроект прямо устанавливает, что запреты («меры, направленные на обеспечение явки») могут применяться и до формирования информационного ресурса, то есть теоретически – сразу после вступления закона в силу.
«Статья 9
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. До начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете», мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами РФ, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе…применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов».
Предусмотренный законопроектом механизм приостановления регистрации сделок и прав на недвижимость – крайне несбалансированный с точки зрения обеспечения прав ни в чем не повинных лиц, вступающих в сделки с военнообязанным (покупателей, арендаторов и т. д. недвижимости, залогодержателей).
На основании Реестра воинского учета должен формироваться Реестр повесток. Гипотетически, имея доступ к этому реестру, каждый, кто хочет проверить, не грозит ли его сделке приостановление по причине призыва контрагента, мог бы узнать об этом из этого реестра. Если повестка вручена – через 20 дней сделка может быть приостановлена. Если не вручена – как минимум есть 20 дней на ее регистрацию.
Если бы этот реестр был реально общедоступным, это могло бы быть разумным компромиссом.
Законопроект действительно называет реестр «общедоступным», но в дальнейшем изложении видно, что «общедоступным» он является только в отношении лиц, состоящих на воинском учете, которые могут получить доступ к нему только в авторизированном порядке (доступ к личному кабинету в Реестре повесток и т. п.). То есть, скорее всего, доступ к этому реестру будут иметь лишь военнообязанные и лишь в отношении сведений о себе.
Понятно, что лица, вступающие в сделки с военнообязанным, могут обжаловать приостановку. Но в ситуации, когда наличие запрета является абсолютным основанием для приостановления регистрации, это действие будет бесполезным. Они не могут отменить решения военкомата о применении запрета на регистрацию.