НАШ ЦИТАТНИК: «Мы оцениваем за последние полгода сокращение «матрасно-подушечных» денег примерно на 20%. Люди все несут на депозиты, что не может не радовать. Это, конечно, позволит экономике активнее использовать ресурсы, ну и людям зарабатывать...» Герман Греф

10 декабря, 14:01

Юлия Чернец: «Школы играют в современных девелоперских проекта ключевую роль»

20 сентября 2023 в 10:49

Обустройство школ в жилых кварталах – один из основных элементов формирования комфортной городской среды. Однако образовательные центры должны обладать рядом ключевых качеств, рассказывает руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101» Юлия Чернец.

Юлия Чернец. Фото: ГК «А101»

В первую очередь, школы должны быть прогрессивно спроектированы. В частности, последние российские и мировые наработки в школьной архитектуре предполагают максимально эффективное использование пространства. Например, ГК «А101» отказалась в своих школах от актового зала, который эффективно используется всего несколько раз в году. Его роль исполняет просторный мультифункциональный атриум, который является сердцем школы – здесь проходят лекции и занятия, демонстрируются видео и представления, он же является любимым местом встреч учеников, которые выполняют здесь задания или просто общаются. В атриуме также можно устроить что-то особенное, например, танцевальный флешмоб.

Максимальная функциональность всех помещений достигается также за счет гибкой системы стен между классами, которая позволяет трансформировать их под потребности учебного процесса, объединяя или, наоборот, разделяя классы на части для работы в небольших группах. В учебном процессе могут использоваться даже коридоры и рекреации. Для этого здесь размещается удобная мебель, а стены классных помещений делаются прозрачными – так педагоги не теряют зрительного контакта с учениками. Помимо прочего, прозрачные стены пробуждают в учениках любопытство к учебному процессу и снижают риски буллинга.

Второй составляющей современной школы является техническое наполнение классов. Если продвинутая и соразмерная детям архитектура делает пребывание в школах комфортным, то возможность на практике попробовать максимальное количество прикладных занятий пробуждает в детях интерес к учебе. Для этого мы оборудуем в своих школах физико-технические лаборатории, классы робототехники, медиацентры, где ребята на профессиональном оборудовании создают мультимедийный контент, или кулинариумы, где можно научиться готовить блюда любой сложности. А в школе, которая будет построена в Лаголово (Ломоносовский район Ленобласти) появится даже профильный класс по судостроению.

Расширенный функционал придается и спортивной составляющей – помимо стандартных футбольных или волейбольных площадок, появляются скалодромы, памп-парки или площадки для воркаута.

Третьим компонентом является привлечение к учебному процессу педагогов, которые готовы обучать детей в новых условиях, комфортно чувствуют себя в школах нового формата и достаточно подкованы технически, чтобы на практике доносить до школьников материал в оборудованных лабораториях. Для этого, например, наша компания разрабатывает совместно с департаментами образования программы по привлечению таких кадров, в том числе предлагая учителям приобретать квартиры в своих проектах на улучшенных условиях.

В качестве последней важной составляющей можно выделить открытость школ для окружающих районов. Она выражается, прежде всего, в возможности использования образовательной, творческой, технической и спортивной инфраструктуры школ не только учениками, но и их родителями, а также просто жителями соседних домов. Это позволяет девелоперам и местным властям оптимизировать затраты на создание социальных объектов – расширение функционала школы гораздо дешевле, чем строительство отдельно стоящих объектов. А сами школы при таком подходе становятся настоящими центрами культурной жизни районов.

Конечно, внедрение современных подходов было бы невозможно без поддержки властей всех уровней, которые корректируют нормативы, чтобы строительство продвинутых школ в принципе было возможно. И как на федеральном уровне, так и в регионах нашего присутствия мы видим желание профильных чиновников меняться вместе с нами и с потребностями учеников и педагогов. Ряд элементов наших школ уже принят в качестве стандартов на федеральном уровне и в Москве.

Все эти подходы мы используем и при строительстве школ в петербургской агломерации. В частности, в сентябре группа обнародовала концепцию строительства в Лаголово школы на 920 учеников. Ее площадь составит почти 12 тыс. кв. м. Помимо комплекса классов, связанных с инженерными специальностями и судостроением, здесь появятся художественная студия с гончарной мастерской, IT-полигон для изучения архитектурного проектирования, промышленного дизайна, компьютерной верстки и технологии создания веб-сайтов.

Фото: ГК «А101»