НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 20:25

Татьяна Бровкина: «Цвет – главное оружие современного архитектора»

26 сентября 2023 в 14:05

Дискуссии об архитектурно-градостроительном облике новостроек набирают силу в связи с новыми полномочиями региональных властей по согласованию АГО. О том, какие фасады сейчас в моде, есть ли место архитектуре в жилых домах масс-маркета и как сделать «красиво» покупателю в то время как застройщики стремятся к экономии, рассказывает руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.

Татьяна Бровкина
Татьяна Бровкина. Фото: ГК «Глобал ЭМ»

 Как изменились фасады новостроек за последние 10–20 лет? 
– Если сравнить новостройки 2000-х с сегодняшними, думаю, каждый заметит изменения. И направлены они в сторону упрощения – в хорошем понимании этого слова. Почти пропали вычурные декоративные элементы: странные башенки, жутковатые бетонные балкончики, изогнутые лесенки входных групп, полностью непригодные для маломобильных жильцов.  
Современные жилые кварталы стараются стать более стильными, а главный стиль можно охарактеризовать как минимализм. «Меньше – значит больше!» – утверждал один из основателей архитектурного минимализма Людвиг Мис ван дер Роэ. Застройщики, архитекторы, да и сами покупатели уже пришли к убеждению, что грамотные пропорции и монументальность лучше безвкусной разносортицы и обилия ненужных деталей.  
С другой стороны, просто построить кирпичный дом, который 10–15 лет считался неким эталоном качества, сегодня уже недостаточно. По крайней мере, на фасаде стоит использовать кирпичи разных оттенков, чтобы создать композицию, ритм, декор; или же задействовать комбинацию материалов, которая сделает даже простой фасад эффектным. Кстати, это в равной степени относится и к другим технологиям строительства. 
   
 Кто прежде всего задает архитектурный стиль: потребители, застройщики, архитекторы или производители материалов? 
– Думаю, здесь сходятся интересы всех участников рынка. В любой сфере находится группа людей, которых можно назвать «новаторами» или «искателями». Они всегда в поиске лучших решений и ориентируются на последние тренды. Остальной рынок идет за ними. 
Влияние, конечно, оказывает и зарубежная архитектура. В основном скандинавская, немецкая, голландская. Отталкиваясь от этих направлений, российские застройщики стараются найти собственный стиль, чтобы отличаться от соседей по кварталу.  

 А можно ли по фасаду современной новостройки угадать застройщика? 
– Это возможно, если застройщик не очень крупный: до 10 точечных проектов в разных районах. Хорошая компания с таким портфелем следит за своим фирменным стилем, который считывается и в фасадах. 
Другое дело – масштабные проекты. Крупные компании, которые занимаются квартальной застройкой, просто вынуждены создавать уникальный стиль для каждого жилого комплекса, отстраиваясь от конкурентов. Иначе мы бы опять получили неразличимые между собой кварталы, как в «Иронии судьбы».  
Характерной чертой крупных застройщиков является, пожалуй, только тяготение к определенным фасадным материалам. Но определить застройщика по этому параметру может лишь эксперт. 

 На чем в первую очередь акцентируют внимание архитекторы на фоне естественного желания заказчика сэкономить? 
– Особое внимание уделяется окнам как полноценной декоративной части фасада. Они уже не просто источник света для помещений или необходимое заполнение проемов. Окна постепенно увеличивают в размерах по горизонтали и вертикали, для них придумывают интересную расстекловку, все чаще ими заменяют такие элементы, как эркеры лоджий или выступающие балконы. Все это дает возможность задавать фасаду новый ритм, используя опять же приемы минимализма. 
Кроме того, есть тенденция к укрупнению фасадных отделочных материалов. Если раньше кирпич сам по себе считался декором, а серые панели домов украшали элементами 300х300 или 600х600 мм, сегодня все чаще прибегают к большим и гладким поверхностям. Некоторые застройщики стараются найти готовые панели, многие решают вопрос оштукатуриванием. Получается практично, геометрично, лаконично. Минимум экспериментов. Возможно, здесь нет особого полета архитектурной мысли, зато такие решения понятны и близки покупателям.  

 Разве такое упорядочение не скучно, особенно в масс-маркете, где выбор отделочных материалов ограничен себестоимостью? 
– Главная задача архитектора и состоит в том, чтобы избежать такого эффекта. Никому не нужны серые коробки с отверстиями. Строить красиво и минималистично (читаем бюджетно) – сложно, но можно. Нужно найти оптимальные пропорции элементов, сохранить их сомасштабность человеку, достичь баланса между формой, материалом и цветом для создания гармоничной архитектуры. 
Безусловно, бюджет – ограничительный фактор для архитектора при создании сложных форм и выборе уникальных материалов. Например, стеклофибробетон позволяет создать фасад практически в любом стиле и одновременно получить необходимую фактуру. Любое здание украсили бы клинкерный кирпич или деревянные элементы. Но бюджетными эти материалы не назовешь, поэтому в архитектуре масс-маркета выбор стилистических решений ограничен. 
Единственный аспект, не зависящий от бюджета, – цвет. И это главное оружие современного архитектора. Его работу с цветом можно сравнить с работой художника. Только вместо полотна у архитектора объект простой геометрической формы, похожий на коробку. 
За счет цвета создается визуальное ощущение пластики фасада, фона и акцентов, возможность подчеркнуть/выделить элемент из плоскости стены или, наоборот, замаскировать его. Определенный ритм возникает благодаря чередованию элементов разной геометрической формы, разделению на части единого объема, изменению масштаба визуального восприятия этажности и протяженности здания.