НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

3 мая, 02:39

Ритейл в дополненной реальности: эксперты обсудили точки роста для торговой и складской недвижимости

3 ноября 2023 в 07:34

События последних трех лет существенно повлияли на покупательское поведение, в том числе на рост электронной торговли, что отразилось как на самих ритейлерах, так и на складских и торговых комплексах. Участники ежегодного делового завтрака BestBreakfast обсудили перспективы и возможные точки роста для ритейла, торговой и складской недвижимости, а также поделились опытом, как девелоперам и ритейлерам получить максимальную выгоду от изменений, какую стратегию развития выбрать и к каким трендам присмотреться внимательнее.

BestBreakfast. Ритейл, торговая и складская недвижимость
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

По данным аналитиков ГК «БестЪ» именно ритейл формирует основной спрос на складские площади. Оборот розничной торговли с января по август текущего года в России составил 29,9 трлн руб., что на 7,8% больше, чем в тот же период прошлого года. По итогам года, прогнозируется, что оборот розничной торговли достигнет уровня в 45–47 трлн руб., что на 8–10% больше, чем в 2022 году. При этом Санкт-Петербург в последние два года показывает динамику розничного товарооборота чуть ниже, чем по стране в целом. «Мы прогнозируем по итогам года рост товарооборота в Петербурге на 5,6% по отношению к предыдущему периоду, – считает Станислав Ступников, генеральный директор "МТЛ. Управление активами". – А по показателям товарооборота на душу населения Петербург находится на 4-м месте, уступая Москве, Сахалинской и Московской областям». 

Наиболее активно развивается сегмент электронной коммерции, оборот которой растет на 20–50% ежегодно. Лидеры по обороту – маркетплейсы Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркет", ДНС, через них проходит около 70% товарооборота интернет-торговли. Именно маркетплейсы являются основным драйвером развития складского сегмента. Алла Сидоренко, партнер и руководитель направления складской и индустриальной недвижимости "БестЪ. Коммерческая недвижимость": «По нашим подсчетам,  на текущий момент сегмент e-commerce в Санкт-Петербурге использует порядка 1,2–1,3 млн кв. м: это и распределительные центры, и пункты выдачи, количество которых удвоилось за последние 2 года и составляет на данный момент более 5,5 тыс., фулфилмент-центры и дарксторы. В ближайшее время мы увидим увеличение объема строительства складских пространств, обусловленное дальнейшим развитием интернет-торговли». 

По мнению Дмитрия Иванова, профессора Санкт-Петербургского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы, происходит принудительная виртуализация ритейла: «Если в 2018 г. на долю онлайн-покупок приходилось 5% от всего объема продаж, то в 2022-м – уже 12%. И доля маркетплейсов в этом объеме постоянно растет. Но этот рост тормозится нехваткой физического опыта, бедностью виртуальной реальности. Поэтому будущее за «бесшовными» моделями потребления, когда маркетплейсы и пункты выдачи превращаются в новые гипермаркеты и ТРК». 

BestBreakfast. Дмитрий Иванов
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Игорь Мальтинский: «Последние полтора года происходит серьезная трансформация офлайн-рынка, увеличивается сегментация и растет конкуренция в основном между российскими игроками (брендами). Также развивается взаимодействие с e-commerce: ритейлеры активно развивают собственные интернет-магазины как канал продаж и расширяют присутствие на крупных онлайн-площадках. При этом основные маркетплейсы постоянно пытаются продавливать всем, без исключения, продавцам свои коммерческие условия, тем самым постоянно ухудшая экономику ритейлеров. Самая важная составляющая – сбалансированное развитие офлайна и онлайна. При этом общий результат эффективности работы всего рынка ритейла напрямую зависит от того, как будет меняться экономическая ситуация».  

BestBreakfast. Елена Смотрова
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Елена Смотрова, председатель совета директоров «Теллус групп»: «Сейчас сложно строить планы по развитию складских и промышленных объектов в долгосрочной перспективе. В настоящее время главным преимуществом любого промышленного объекта будет универсальность и возможность изменяться. Например, по нашему проекту еще в августе себестоимость строительства была 70 000 руб./кв. м, а сейчас она составляет уже 100 000 руб./кв. м. Поэтому все девелоперы индустриальной недвижимости очень аккуратно подходят к реализации новых проектов. Тем не менее мы продолжаем развитие, и у нас будет достаточно большой новый блок light industrial. Я считаю, что у этого формата больший потенциал развития, чем у классических складов. В том числе и благодаря импортозамещению. На территории ИП «Кола» предполагается создание нескольких функциональных зон с единой инженерной и транспортной инфраструктурой, которая уже представлена на объекте. Общая площадь застройки 600 тыс. кв. м, из которых 250 тыс. кв. м склады и 350 тыс. кв. м промышленных предприятий. ИП «Кола» расположен на границе с Санкт-Петербургом и примыкает в федеральной трассе «Кола», в шаговой доступности находится г. Кудрово с населением в 60 тыс. человек и запланированной станцией метрополитена. Непосредственно по границе индустриального парка начинается строительство нового микрорайона с предположительной застройкой в 1,5 млн кв. м жилья. Исходя из этого на базе ИП возможно строительство других объектов коммерческой недвижимости – общепита, современных рынков, апарт-отелей, новых торгово-развлекательных площадей». 

BestBreakfast. Глеб Белавин
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами управляющей компании MLP: "Разгон рынка уже состоялся. Необходим пересмотр спроса. Скорее всего, наблюдаемая нами последние 3 года волна спроса схлынет уже в ближайшие 6–9 месяцев. Похожую ситуацию мы уже наблюдали в 2009-м, в 2014-м, когда после активного спроса начали освобождаться логистические площади. Я уверен, что по определенным площадкам будет просадка уже в первой половине 2024 года. Разница текущей ситуации с тем, что было в 2009 и 2014 годах, состоит в том, что если тогда амплитуда ставок между площадками с неэффективным расположением и  эффективным составляла соответственно 90 долл. и 130 долл., то сейчас она может быть гораздо больше 4,5 тыс. руб. Triple net и 10 000 руб. Triple net, т. е. в 2– 2,5 раза. Предлагаться к аренде будет тот объем, который уже был построен, при этом конкуренция  за потребителя усилится. В этих условиях целесообразность девелоперам строить спекулятивно очень сомнительна. Именно поэтому Wildberries и Ozon самостоятельно строят или подписывают договоры на built-to-suit с подрядчиками. Я бы посмотрел результаты I квартала 2024 года, что будет происходить с оборотами операторов и не только крупных маркетплейсов, и что с ними будет твориться. Говоря о характеристиках нового строительства, я с уверенностью могу сказать, что в ближайшие 50 лет  ничего не изменится, то есть высота 12–14 м, с шагом колон 12х24 м нагрузка на пол не менее 7 т». 

BestBreakfast. Дмитрий Некрестьянов
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Дмитрий Некрестьянов, партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»: «Я хотел бы обратить внимание на несколько серьезных факторов, влияющих на налоговую нагрузку на предпринимателей. Во-первых, происходит достаточно серьезное давление на сетевой бизнес  в части оптимизации налогов, связанных с дроблением бизнеса. Налоговое администрирование существенно ужесточилось, и вероятность доначисления налогов, а также выставления пеней и штрафов весьма велика. Налоговая нагрузка будет расти, поэтому важно на начальном этапе создания структуры организации продумывать эффективные механизмы, учитывающие дальнейшее развитие компании. Также мы по-прежнему находимся в ситуации неопределенности с повышением кадастровой стоимости коммерческих объектов, что напрямую отразится на налоговой нагрузке». 

Организаторы: ГК «БестЪ» при поддержке генерального партнера Tellus Group и индустриального парка «Кола», официального партнера УК MLP, постоянного банка-партнера «ПСКБ Банк», юридического партнера «Качкин и Партнеры», официального телеком-партнера «Авантел». Партнеры: «Гласскон», «Фрегат», «БКС. Ультима» и «МТЛ.Управление активами». PR-партнер: «Репутация». 

При информационной поддержке ИИЦ «Недвижимость и строительство Петербурга»