НАШ ЦИТАТНИК: «Главная проблема рассрочек на рынке новостроек в том, что в отчетности выручка показывается, а по факту ее еще нет. И на эскроу-счете тоже нет. Кроме того, чем волатильнее ситуация, тем выше риск, что договор с рассрочкой будет расторгнут...» Максим Ельцов

2 декабря, 20:18

Газпром решил заняться фортами Кронштадта, причём со свойственным размахом. Будет ли успешным этот проект?

9 июня 2019 в 21:14

Загадочный город-остров Кронштадт притягивает фантастические проекты. То его собираются превратить в общероссийский центр патриотизма, то сделать морской столицей... А теперь Газпром решил заняться фортами и реализовать в одном месте все водные фантазии – от крупнейшего океанариума до плавучих апартаментов. Сразу ясно, что денег в стране много, и никто их особо не считает. Своим мнением с NSP поделились Михаил Мамошин, Георгий Богачёв, Андрей Косарев, Владимир Гаврильчук, Светлана Денисова и др.

Будет ли успешным такой проект? Сможет ли Газпром подвинуть Минобороны  или здесь появится водно-патриотический гибрид? Притянет создание туристического кластера частные инвестиции или придётся рассчитывать только на бюджет и «добровольные» пожертвования  крупных корпораций? Какой вариант преобразований для Кронштадта предложили бы вы – если б вас спросили, конечно.

Михаил Мамошин,
руководитель персональной мастерской: 
– Кронштадт – это феномен в феномене. Если Петербург – это самый большой исторический город в мире, застывший перед Первой мировой войной, то Кронштадт чудесным образом совершенно не тронут с 1917 года. Там фактически действуют дореволюционные строительные регламенты, и нет ни одной градостроительной ошибки. Это город памяти о России, о её военно-морской истории. Мне претит идея превратить его в какой-то Лас-Вегас. У меня там дядя пережил блокаду, и мне не по душе мысль устроить там центр развлечений. Для выставочно-карнавальных проектов в Петербурге достаточно места – хотя бы в Пьяной гавани. А в Кронштадте не нужно.

Я уже несколько лет занимаюсь идеей восстановления Кронштадтского Андреевского собора. Построенный по проекту Андриана Захарова в начале XIX века этот храм с высоким шпилем долгое время был символом города. После строительства Морского собора таких символов стало два – вертикаль Андреевского храма и купол Морского.

Дмитрий Свительман,
заместитель генерального директора компании «Аверс»:
– Туристско-развлекательные проекты редко бывают напрямую экономически успешными. Для этого они должны зарабатывать деньги. Это может делать парк аттракционов, например, «Диснейлэнд». Но в Кронштадте, кажется, предполагается что-то иное? Роль туристических кластеров – способствовать увеличению общего турпотока. Но не в три раза за несколько лет, конечно. Для этого должны не только появляться новые «точки притяжения», но и комплексно развиваться элементы инфраструктуры: транспорт, места размещения.

Кроме того, у нас весьма заметно меняется состав туристов. Преобладают китайцы и вообще – гости из Юго-Восточной Азии. Чем их привлечь в Кронштадт? Устроить эксклюзивные заплывы со специально обученной балтийской нерпой?
Полагаю, что для Кронштадта более уместным было бы другое применение. Например – вывести туда всё петербургское судостроение. Чтобы не держать эти заводы в черте города. Правда, придётся усиливать дамбу, прокладывать по ней железную дорогу или лёгкое метро, чтобы персонал мог перемещаться. Но освобождение больших городских территорий позволит окупить даже такие затраты.

Владимир Гаврильчук,
генеральный директор компании «Адвекс. Недвижимость»:
– Я уверен, что у Кронштадта – огромный потенциал, солидные возможности для развития. И туристическо-досуговые проекты могут быть успешными. Потому что многое уже сделано. Есть прямая транспортная доступность, восстановлен Морской собор. (Кстати, его реставрацию курировала супруга премьер-министра Светлана Медведева, она родилась в Кронштадте.)

Кронштадт долго оставался на положении пасынка – и у города, и у флота. Инвестиции в развитие таких недооценённых территорий при должном присмотре могут быть весьма успешными. Кстати, компания «Адвекс» несколько лет поддерживала фестиваль авторской песни «Струны фортов». Потом эта тема как-то заглохла. Если возродится – мы будем рады снова поучаствовать.

Феликс Буянов,
руководитель АМ «Б2»:
– Кронштадт – самый недооценённый и недофинансированный город Петербургского исторического ожерелья, поэтому всячески поддерживаю любые практические шаги к его возрождению и развитию.

Проекты Минобороны и Газпрома прекрасно дополняют друг друга. Задача – гармонично увязать их  с существующим городом, и тут необходима серьёзная работа профильных комитетов города и в первую очередь – КГА.
Замечательно, что при нашей жизни появилась перспектива увидеть возрождённым и процветающим Кронштадт, город морской славы России, город, ни разу не взятый врагом, сохранивший подлинные памятники XVIII-XIX веков, центр архипелага с огромными рекреационными возможностями. 

Светлана Денисова,
начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Я рада приветствовать любой смелый проект, который возродил бы форты Кронштадта. Кто хоть однажды посетил оборонительные сооружения, тот навсегда останется под впечатлением и сохранит воспоминания об этих великих памятниках воли, настоящих произведениях фортификационного искусства. Мне довелось на 17-метровой яхте обойти именные и почти все номерные форты. И если бы реализовались задумки с океанариумом, аквапарком, плавучими апартаментами, удалось бы за уши вытянуть из любого застоя в межсезонье даже такой огромный город, как наш.

Сергей Фёдоров,
партнёр компании East Real:
– За последние пятнадцать лет заявлялся не один инвестиционный проект в Кронштадте. От переезда Адмиралтейских верфей до комплекса «Кронштадтские паруса», инициированного «ВТБ-девелопмент». Декларировались и проекты рекреационного развития кронштадтских фортов. К сожалению, практически ничего не реализовано. На мой взгляд, основные препятствия – не столько ограничения по использованию земли и акватории, которые накладывает Минобороны, сколько слабость инженерной инфраструктуры и высокая стоимость её подведения. Характерно, что предыдущие проекты возникали в условиях инвестиционного бума «нулевых» – начала десятых годов. Сейчас наиболее вероятной финансово-юридической схемой развития крупных проектов в Кронштадте могло бы стать государственно-частное партнёрство. Что касается инвестиционной стратегии, выбранный вектор развития туристической инфраструктуры абсолютно правильный. Сильным магнитом могла бы стать музейная составляющая, характерная для приморских городов. Так, по образцу финской Котки вполне можно было бы включить в состав музейно-развлекательных объектов и океанариум, и морской музей (возможно, филиал военно-морского музея), и исторический музей Кронштадта. Вероятно, есть шанс музеефицировать и часть фортов. Кронштадту не хватает и таких базовых элементов туристической инфраструктуры, как отели и предприятия общепита. Это сильно снижает туристическую привлекательность района.

Игорь Кокорев,
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:
– Как минимум отдельные составляющие проекта Газпрома вполне могут быть успешными, однако это зависит не только от показателей работы, но и от того, какие цели ставили перед собой инициаторы проекта. Возможность, что Газпром сможет обойти Минобороны при работе над проектом, есть всегда, но также есть вероятность, что свой проект будет реализовывать кто-то третий. Если туристический кластер будет генерировать большие туристические потоки, частные инвестиции тоже подтянутся. Мы в своё время разрабатывали несколько вариантов для преобразований Кронштадта. 

Владислав Жуков,
директор по развитию Rusland SP:
– Если поставить целью сделать Кронштадт точкой притяжения – он ею, конечно, станет. Вопрос лишь в том, какой ценой. Лично я не вижу целесообразности в реализации таких грандиозных проектов в сложные для страны времена, на фоне повышения пенсионного возраста и ставки НДС. В целом потенциал у острова большой: здесь есть порт, аэродром, заповедник, набережная, объекты культурного наследия. Из минусов – его удалённость. Но эту проблему можно решить, привозя туристов на автобусах. Однако, чтобы там появился туристический поток, нужно создать по-настоящему грандиозный «магнит». Средства на это найдутся лишь у госкорпораций или в бюджете, который и так трещит по швам. Частные инвестиции притянутся на остров только после появления большого туристического потока, не раньше. На мой взгляд, в Кронштадте есть другие первоочередные проблемы, которые требуют инвестиций. Нужно вкладывать средства в ремонт дорог, благоустройство, создание вспомогательной коммерческой инфраструктуры вроде заведений общепита. Чтобы обеспечить комфортную жизнь местным жителям и туристам. А масштабные проекты отложить до лучших времён.

Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр АБ «ФРЕММ»:
– Конечно, для Кронштадта нужна комплексная концепция развития. Но какая именно – сложно сказать. Как военно-морская база он сегодня утратил свою значимость. Возможно, он был бы интересен как исторический памятник, культурно-туристический кластер со своими фортами, но он очень изолирован. Или Минобороны может построить там военно-патриотический парк (эта идея давно витает), может быть, можно проводить там ежегодные военно-морские салоны. Но насколько такие проекты рентабельны? А пока получается, что Кронштадт, как старый чемодан – и нести тяжело, и выбросить жалко.

Андрей Косарев,
генеральный директор Colliers International в России:
– У города-острова есть, казалось бы, много факторов для успешного развития: близость к одному из наиболее туристически привлекательных городов Европы, сравнительно удобная транспортная связь с ним, живописные акватории и протяжённая береговая линия, объекты наследия, форты и даже аэродром. Но он по-прежнему развивается очень неохотно. Уверен, что для дальнейшего развития и реализации потенциала нужен новый сильный драйвер. Это могут быть как серьёзные меры государства по развитию острова (ГЧП, налоговые льготы, субсидии и т. п., основанные на профессионально сформированной концепции и программе развития), так и масштабный проект, инициированный крупной компанией-инвестором, у которой есть долгосрочное видение и «длинные» деньги. Если таким инвестором выступит Газпром – все будут только счастливы. Это может стать катализатором для реализации множества небольших и средних проектов частными инвесторами, в первую очередь в сфере туристической инфраструктуры, а возможно — и жилищного строительства.

Георгий Богачёв,
управляющий и владелец базы отдыха «Илоранта»:
– В подобных проектах окупаемость – не самая главная составляющая. Возможно, для организаторов проекта важнее в точности исполнить поручение. И не всё зависит от них. Развивать туризм было бы проще, если б наше государство было более открытым. Нам это не видно, но получить российскую визу не так-то легко. И люди, которые вообще отвыкли от этих хлопот внутри Шенгенской зоны, просто не хотят заморачиваться. И внутренний туризм у нас недоразвит: нет у людей привычки в выходные поехать посмотреть другой город.

Для Кронштадта ключевая тема – транспорт. Возможности КАД ограничены. Речные перевозки закончатся с  тёплым сезоном. Для туристических проектов в этом месте сезонность вообще будет резче сказываться, чем в Петербурге. Оптимальное решение – рельсовый транспорт. В Выборг «Ласточки» все выходные – битком.
Без решения вопросов транспортной доступности все остальные мероприятия будут иметь лишь ограниченный эффект.