Дмитрий Сухотин: «В каждой следующей очереди проекта мы увеличиваем среднюю площадь квартир»
В этом году ГК «БФА-Девелопмент» сдает третью очередь проекта «Огни Залива», строительство которой пришлось на непростые для первичного рынка времена: пандемия, введение санкций, проблемы с материалами, оборудованием и рабочими. О том, каково строить в «эпоху перемен» и как планировать неопределенное будущее, рассуждает генеральный директор компании «Дудергофский проект» (ГК «БФА-Девелопмент») Дмитрий Сухотин.
– Строительство третьей очереди было сопряжено с рядом проблем, которые можно отнести к глобальным для рынка…
– Да уж, собрали все удовольствия. Но эти сложности удачно преодолены. Промежуточные сроки отдельных видов работ сдвинулись, но не критично. Помогло и то, что в нашем классе «комфорт» мы не настолько сильно завязаны на импортное оборудование, чтобы не отыскать ему замену. Мы нашли продукцию такого же качества от других производителей, которые остались на рынке или воспользовались параллельным импортом. Конечно, увеличились сроки поставок, было потрачено время на поиск альтернатив, в проекте пришлось менять многие уже ставшие привычными решения. Например, мы перелопатили весь рынок лифтов, познакомились со всеми нашими производителями, но пока искали, Otis вернулся под другим брендом. С этой командой тоже приятно работать, и мы практически первые заказали у них лифты.
– Разницу между прежними и нынешними лифтами ощутили?
– Нет. В третьей очереди все кабины, лебедки и другое оборудование оказались с логотипами Otis. Мы как раз попали в переходный период, когда детали старые, а бренд уже новый.
– Многочисленные изменения осложнили работу с проектировщиками?
– Третью очередь «Огней» проектировала компания не из нашей группы, но она со всем справилась. Хотя работа с инженерным разделом сейчас всем дается с большим трудом. Видимо, работы у проектировщиков много, ну и специалистов не хватает. Как, впрочем, и везде в строительстве в последние пару лет. Причем в дефиците и обычные рабочие, и конкретные специалисты, и инженерные кадры. Подрядчики уже готовы вдвое больше платить, но просто физически нет людей. Сейчас, если по каким-то причинам бригада уходит с объекта, замену ей, как раньше, быстро не найти.
– В «Огнях Залива» сейчас строится много социальных объектов, а там еще больше специфического оборудования…
– Да, этот год для нас напряженный. Обычно в среднем в год мы достраиваем два дома и еще два начинаем. А под конец 2023 года в стройке сразу восемь объектов, в том числе четыре социальных. Сейчас мы ввели в эксплуатацию детский сад на 190 мест, а в следующем году – две школы (на 825 и 1100 мест) и детскую поликлинику. Наши обязательства по строительству этих объектов не укладывались в стандартные рамки, классическое проектное финансирование в рамках 214-ФЗ не удалось получить, а затраты здесь большие. Однако совместно со Сбербанком эту непростую задачу удалось решить.
Особых проблем с оборудованием не было: практически все оно от российских производителей. Вот только сроки поставок довольно длинные. Похоже, все предприятия сильно перегружены, их производственные программы расписаны надолго вперед, и вклиниться со срочным заказом (сроки ведь по социальным объектам очень жесткие) невозможно. Например, подбором производителя детских площадок, навесов для прогулочных зон и других объектов благоустройства мы занялись за полгода, но найти его в нашем регионе так и не смогли. Пришлось часть заказать в Краснодаре.
Поставщиков всего необходимого оборудования для школ и поликлиники, с учетом полученного опыта, пришлось выбирать еще раньше.
– Требования к социальным объектам порой меняются по несколько раз в год, а власти при этом призывают использовать типовые решения.
– Мы не так уж много соцобъектов строим, поэтому привлекли самый опытный проектный институт – ЛенНИИпроект. Положились на их знания и не ошиблись. Что касается типовых решений, у нас довольно старый проект планировки, требования к социальным объектам уже изменились, и ни один типовой проект на «нарезанные» участки посадить не удалось. Но я как человек, отвечающий за экономику, однозначно за использование типовых решений, во всяком случае, для социальных объектов. Придумывать каждый раз велосипед выходит дороже.
– Какие изменения в работе застройщиков главные, с вашей точки зрения?
– Теперь все действия надо продумывать заранее, планировать на несколько шагов вперед. Например, любой проект мы сразу же анализируем не только на предмет наличия на рынке материалов и оборудования, но и сроков их поставок. Раньше в таких скрупулезных расчетах не было необходимости, поскольку не было проблем с ассортиментом и логистикой. Сегодня далеко не все поставщики готовы заключать длительные контракты на весь строительный цикл, фиксируя цену. Со стройматериалами вообще интересные вещи происходят – они иногда просто пропадают. Например, газобетон. Поставляли исправно, строили, и вдруг нет его в городе. Некоторые компании даже из Белоруссии его везли. Потом газобетон появляется вновь, но уже по более высокой цене. Аналогичные истории – с минеральной ватой или бетоном.
– А как тогда сроки выдерживать?
– Непросто, в постоянной работе, поисках замен и новых поставщиков. Иногда, чтобы не останавливать производственный процесс, какие-то материалы приходится перекупать.
– Как в таких условиях сохранить нужное качество, например, в отделке?
– Все, что мы выбрали для отделки, нам поставили. Мы сильно заранее заключали контракты и предварительные договоры, оплачивали их. Поэтому по отделочным материалам замен не было. Поставки происходили довольно ритмично.
– Как боретесь с нехваткой кадров?
– Здесь у нас преимущество. В группе всегда были серьезные подрядчики, которые работали в том числе по госконтрактам, строили сложные производственные объекты. А в последние непростые годы мы увеличили их число, и теперь своими силами закрываем до 80% потребностей в неспециализированных строительных работах. Эти компании работают по нашим критериям качества, им не надо объяснять, в каком виде мы квартиры передаем дольщикам. На самом деле, многие строительные фирмы не выжили за последнее время, и полностью зависеть от сторонних подрядчиков опасно. Возможность решить большинство задач своими силами – это определенная стабильность и надежность в сложный период, хотя это более затратно.
– Проект благоустройства «Огней Залива» тоже изменился? И как можно сдавать дома зимой – что будет с благоустройством?
– Для меня как для руководителя проекта это больная тема. Очень хотелось к вводу в эксплуатацию сделать все запланированное благоустройство – с променадами и всеми зелеными насаждениями.
Для третьей очереди мы на конкурсе выбрали специализированную компанию, которая сделала современный прекрасный проект – с цветами, кустами, разноуровневыми травами. Но завершить его в полном объеме мы сможем только весной.
Мы стараемся, чтобы комплекс был нестандартным: никаких типовых детских площадок – переходим к индивидуальным, необычным решениям.
– Как оцениваете итоги работы за 2023-й?
– Год оказался очень трудовой. Пожалуй, не было периода, чтобы мы спокойно сидели, а стройка бы шла размеренно.
– А такое вообще случалось?
– Конечно. Квартиры продавались, работы шли по графику, никаких «пожаров» тушить не надо было. Этот год не такой. Плюс у нас очень много объектов в работе, и они все разноплановые, нестандартные.
Однако все запланированное на 2023 год мы сделали. Обошлись без серьезных отставаний. Продолжаем развитие квартала, подписали соглашение со Сбербанком о проектном финансировании четвертой очереди. В рамках следующей очереди построим три жилых корпуса высотой до 25 этажей, рассчитанные в общей сложности на 914 квартир жилой площадью около 56 тыс. кв. м. Предусмотрено также 685 машино-мест в подземных паркингах и наземных автостоянках. На первых этажах двух корпусов, кроме коммерческих помещений, будут и два городских детских сада на 75 и 110 мест.
Кстати, квартирография в четвертой очереди будет отличаться. Возможно, мы идем против рынка, но в каждой следующей очереди «Огней Залива» средняя площадь квартиры увеличивается. Некоторые коллеги квартиры компактизируют, но нам совесть не позволяет строить крошечное жилье, особенно в таком месте.
В высотках четвертой очереди есть и четырехкомнатные варианты, и большие трехкомнатные, и просторные «двушки». Это квартиры для семейной спокойной жизни. Может, средний чек у нас получается чуть больше, но за такую квартирографию не стыдно. Дома с видом на залив и прекрасные закаты. В Петербурге не так уж много мест, где видно горизонт.
– Компания активно участвует в социальной жизни района: сбор мусора на берегу, фотовыставки, организация различных праздников и даже регаты. Что это вам дает?
– Мусор, кстати, мы больше не собираем – на берегу стало чисто. Так что переключились на спортивные мероприятия, а управляющая компания организует праздники на Новый год, Масленицу и т. д. Все рекламируют свои объекты по-разному. Но в основном пытаются рассказать о самом доме, убеждая купить квартиру. Мы же показываем преимущества места, образа жизни на берегу залива. Здесь есть относительно тихий и широкий канал, где можно ходить на лодках, байдарках, сап-бордах, а соревнования вызывают интерес даже у гребных клубов. Есть благоустроенная набережная, куда приезжают гулять, кататься на велосипедах, отдыхать люди даже из других районов. Зимой множество рыбаков на льду. Нам фактически и придумывать ничего не надо было, мы просто подключились к жизни, которую формирует само место.
Реализация проекта застройки этого квартала займет еще пять-семь лет, но я уверен, что такие активности сохранятся и когда квартал будет полностью готов. Нам, кстати, и город активно помогает, множество ведомств и комитетов участвует в подготовке и проведении наших мероприятий.
Реклама / Застройщик ЖК «Огни Залива» – ООО «Дудергофский проект» (ГК «БФА-Девелопмент») / Проектные декларации на наш.дом.рф