НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 11:37

Память без границ

12 июня 2019 в 21:56

Верховный суд отменил границы мемориальной зоны в Ленобласти и ограничения, установленные на территории в 30 000 га.

Верховный суд отменил границы мемориальной зоны в Ленобласти и ограничения, установленные на территории в 30 000 га.

Границы достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» были определены в апреле 2018 года приказом областного Комитета по культуре.

На этой территории шли ожесточенные бои; инициаторами создания мемориала выступили поисковые отряды. Зона «охраняемого ландшафта» накрыла земли нескольких поселений – Кировского, Синявинского, Приладожского, Назиевского, Мгинского, Путиловского. Граница зоны протянулась на 70 километров. Здесь расположены населённые пункты и дачные посёлки. Режим охраны предусматривал суровые ограничения хозяйственной деятельности. Нельзя выделять участки под застройку, запрещено добывать полезные ископаемые, прокладывать коммуникации и вообще – вести хозяйственную деятельность, которая может навредить историко-культурному ландшафту.

На уже предоставленных под застройку участках и в сложившихся кварталах строить разрешалось, но не выше 18 метров, а в зоне 150 метров (и менее) от Невы – не выше 12 метров. Площадь временных сооружений – не более 10 кв.м, высота – до трёх метров.

Приказ опротестовали несколько граждан и АО «Кампес» – арендатор песчаного карьера. Граждане отмечали, что новый статус территории фактически лишает их права на труд, разработчики карьера, получившие лицензию, подсчитывали убытки.

С мемориальной зоной у властей получилось не сразу.

Историко-культурная экспертиза (включая установление границ) была проведена в 2014-м; Минкульт включил областную территорию в список достопримечательных мест в декабре 2017-го. Но – почему-то – без указания границ и координатных точек.

В апреле 2017-го областной Комитет по культуре заключил договор с компанией «Добрый город» на проведение ещё одной экспертизы, в результате которой охраняемая территория увеличилась более чем на 40%, а требования существенно ужесточались.

Стоит отметить, что ещё на стадии обсуждения против установления особого режима для такой обширной территории выступал областной Комитет по экономическому развитию и инвестициям. Чиновники указывали, что без работы останутся более 200 человек, прямые затраты на возмещение убытков предпринимателям составят не менее 1,5 млрд рублей; упущенную выгоду и косвенный ущерб (например, от снижения стоимости земли) даже приблизительно не подсчитали. Кроме того, муниципалам предстоят немалые расходы на внесение изменений в ППТ и генпланы… Возникнут проблемы с развитием транспортной инфраструктуры, электрификацией и газификацией (понадобятся дополнительные согласования).

В декабре 2018-го областной суд установил: эксперты из «Доброго города» не обладали надлежащей квалификацией (архитекторы, но отнюдь не историки), Комитет по культуре не располагал полномочиями менять параметры «достопримечательного места». И отменил приказ комитета. Следующие инстанции отменили решение облсуда; дело дошло до Верховного суда. 5 июня высшая судебная инстанция постановила: решение первой инстанции оставить в силе, приказ Комитета по культуре считать недействующим.

Кстати: в январе 2019-го статус достопримечательного места получил «Плацдарм советских войск в битве за снятие блокады Ленинграда Невский пятачок – Невская Дубровка» площадью 5000 га. Ограничения те же; насколько корректно установлены границы – неясно.

Тема, конечно, политически чувствительная. Эта история получила дополнительное ускорение после визита на Невский пятачок президента Владимира Путина (в январе 2018-го). Полагаем, что решения, затрагивающие интересы тысяч людей и огромные территории, должны быть безупречно подготовлены. И юридически – чтобы исключить оспаривание. И экономически, включая расчёт возмещения убытков и потерь для хозяйственной деятельности.

Иначе получится, как подо Мгой: потери огромные, а результата нет…