НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

30 апреля, 17:58

Владельцы загородных домов в Ленобласти подсчитывают убытки от веерных отключений электричества

9 января в 08:50

Чиновники ссылаются на «сверхнормативное потребление» и собираются разделить пользователей на «постоянных» и «сезонных».

Фото пресс-службы «Россети Ленэнерго»

Проблемы с электричеством в дачных и коттеджных поселках, а также в некоторых населенных пунктах начались еще до праздников. А 31 декабря и 1 января посыпались сообщения из соцсетей.

Пропало электричество в деревне Керро и четырех садоводствах поблизости: «КЭТ», «Интеркомплекс», ГОИ и «Ройка». Без света «в связи с проведением аварийных работ» остались жители нескольких деревень в Гатчинском районе: Сусанино, Красницы, Виркино и Ковшово. Отключали десятки домов в Иннолово, Вырице, Коккорево, Орехово, в ДНП «Рыжики» и коттеджном поселке «Лепсари». Без света оказались обитатели СНТ «Фауна» в Ломоносовском. Аварийные работы проводились в Лопухинке, Изваре, Верхних Рудицах, Воронино, Глобицах. 

По данным областной администрации, с 31 декабря по 2 января произошло 58 аварий. Всего за новогодние праздники 2024 года в Ленобласти произошло 246 аварий, 211 из них – на сетях электроснабжения. Около 95% из них связаны с превышением допустимых нагрузок в СНТ, ДНП и коттеджных поселках, отметил председатель комитета по ТЭК ЛО Сергей Морозов.

Напомним: температура падала до минус 25–30 градусов. 4 и 5 января проблемы начали постепенно решать, но не везде и далеко не сразу. Блэкаут продолжался от нескольких часов до нескольких суток. В отдельных локациях свет отключали на 30 секунд, но зато несколько раз в час, на протяжении суток. В других населенных пунктах резко упало напряжение. По поселкам развозили генераторы (в Токсово, в Керро, еще кое-где).  

Проблема не только в испорченных праздниках. При таких морозах отключение электричества на сутки и более с высокой вероятностью приводит к выходу из строя водоснабжения, отопления и канализации.

«У нас полопались трубы и поломались системы водогреев. Потратили почти 50 000 рублей на замену», – пишет пользователь из Токсово. Деревня Еглино: «Три дня сидели без света, результат – замерзшие трубы, теплицы, животные». ДНП «Отдых трудящихся»: «Люди понесли огромный материальный ущерб и ущерб здоровью. Соседка оказалась в реанимации из-за отравления парами бензина от генератора».

Жители также жаловались на то, что невозможно дозвониться диспетчерам и в аварийные службы. Зато на странице комитета общественных коммуникаций правительства ЛО 2 января появилась меланхоличная запись: «Энергосистема Ленобласти функционирует стабильно, активных аварийных ситуаций не зафиксировано. Есть случаи превышения договорных нагрузок СНТ и ДНП, которые приводят к отключениям». На страницах «Россети Ленэнерго», областного комитета по ТЭК предусмотрительно отключены комментарии. На официальных сайтах граждан поздравляют с Рождеством, сообщают о концертах и приглашают на каток. Реакцию жителей можно посмотреть, например, на странице Всеволожского района. Пользователей поздравляют с добрым утром. «У кого оно доброе? – пишут в ответ граждане. – Сотни домов без света с 1 января! Раскуроченные бойлеры и отопление! Кто будет платить за ущерб на сотни тысяч на доме?!» (Все – капслоком.)

Как заявил Сергей Морозов, компании "Ленэнерго" предложат «начать работу по разделению подстанций и линий, снабжающих населенные пункты Ленобласти, от СНТ и ДНП». По мнению г-на Морозова, «это повысит надежность электроснабжения постоянно проживающих в населенных пунктах жителей региона». Видимо, пользователей поделят на первый и второй сорт? Кроме того, чиновники велят энергетикам «провести анализ реально используемой мощности СНТ и КП, которая отличается от документально оформленной и при ажиотажном использовании уже привела к поломке трансформаторов и авариям, для выставления штрафов за потребление неоформленной мощности».

Если совсем упростить: сами виноваты!

Граждане недоумевают: «Опять повысят тарифы и будут латать дыры за счет населения? Что значит фраза «потребление сверх нормативов»? А кто давал разрешение на подключение и где деньги, которые получены за подключение?»

Напомним: в 2022 году тарифы на подключение электроэнергии для физических лиц в Ленобласти увеличили в 240 раз: было – 550 рублей за 15 кВт, стало 130 500 рублей, по 8700 рублей за киловатт. (В Петербурге – 4000 рублей за киловатт.)

Аварийной ситуацией с энергоснабжением в регионе занимаются Следственный комитет и прокуратура. По действующим нормативам, на устранение аварии должно уходить не более 24 часов, перерыв в энергоснабжении – не более трех суток за год. «Незаконное прекращение энергоснабжения» – это статья 215.1 УК РФ: от штрафа до трех лет.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ 

Дмитрий Новосельцев, руководитель «1-й Академии недвижимости»:

– Проект инженерных сетей коттеджного поселка готовит лицензированная проектная фирма. Проект делается по ТЗ, с перечнем потребителей: допустим, 100 домовладений по 15 кВт. Обязательно указывается вид отопления: газ или электроплита и электрокотел. Все как при расчете нагрузки по электричеству для МКД. Важный момент: «коэффициент одновременности». Так не бывает, чтобы все жители одновременно оказались дома и включили все приборы и устройства. Чем больше участков, тем ниже КО. Если есть газ – это также понижающий фактор. Кроме жилых домохозяйств, есть еще насосная станция, общее освещение, шлагбаум, административное здание.

Расчетная мощность может составлять 0,3–0,2 от максимальной нагрузки (особенно если есть газ). Иначе энергоснабжающие организации будут вырабатывать избыточную мощность. Это невыгодно производителям электроэнергии и самим потребителям (затраты больше и тарифы выше).

Проблемы, как правило, возникают там, где нет газа. Или газ согласован, но реализация по факту отстает – задержка может составлять 2–3 года и более. С учетом социальной догазификации, которая не включает СНТ и ДНП, – может, и больше. Требуется мощность выше расчетной, срабатывают автоматы.

К подстанции могут быть подключены несколько поселков или садоводств («куст»). При одновременном включении множества потребителей возникает перегрузка, срабатывает защита. Система отключается по группам. В случае аварии важно установить: на чьей стороне, в чьей зоне ответственности произошло отключение. Это может быть сетевая компания, или УК, или собственник ТП (например, военные).

Разделение потребителей на СНТ и ИЖС некорректно и в социальном плане несправедливо. В СНТ, ДНП и коттеджных поселках есть группы граждан, проживающих постоянно, их доля растет. Однако они не могут претендовать на места в школах, детсадах, на гарантированное медицинское обслуживание. Хотя могут быть зарегистрированы по месту жительства и платят налоги.

Дмитрий Некрестьянов, партнер АБ «Качкин и Партнеры»:

– В судебных процессах о возмещении ущерба, причиненного в результате отключения электричества, есть свои особенности. Договором (или нормативами) может быть предусмотрен срок для устранения аварии. И если ремонтники в него уложились, то суд с большой вероятностью откажет или снизит компенсацию. Кроме того, надо доказать причинно-следственную связь, что не сам потребитель неправильно все включал, с превышением пиковой мощности, а проблемы случились именно на сетях поставщика. И доказывать ущерб надо путем обращения в аварийную службу, с фиксацией повреждений. Полезным также будет заключение специалиста о том, что причина проблемы была именно в отсутствии подачи электричества.

По общей схеме при возникновении у потребителя убытков в результате незаконного отключения электроэнергии он вправе предъявить требования о возмещении, включая реальный ущерб имуществу (порча продуктов питания, выход из строя бытовой техники) и понесенные расходы (например, на приобретение дополнительного оборудования, на восстановление подключения к сети).

См., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 10.04.2018 по делу № 33-4096/2018, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2020 по делу № 88-17714/2020, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.02.2020 № 33-3673/2020 по делу № 2-3367/2019.