Без индексов никуда
Практически вся страна уже перешла на ресурсно-индексный метод ценообразования в строительстве. Однако его полноценное использование пока проблематично. Единая база цен на стройматериалы и оборудование наполнена всего на несколько процентов, есть нормативные нестыковки и недоработки, а главное, пока остро не хватает практики. О нюансах и подводных камнях нового метода рассуждали участники практической конференции «Сметы требуют настройки».
Организаторы:
Участники дискуссии:
- Лысич Борис Иванович, генеральный директор НП «Объединение производителей строительных материалов»
- Королев Евгений Валерьевич, проректор по науке, д. т. н., профессор СПбГАСУ
- Енокаев Евгений Кемилевич, первый заместитель председателя комитета по строительству Ленинградской области
- Усков Валерий Евгеньевич, заместитель председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга
- Миловкина Ольга Ивановна, эксперт Университета Минстроя НИИСФ РААСН
- Паскина Марина Валерьевна, ведущий эксперт Института цифровой трансформации строительной отрасли Университета Минстроя НИИСФ РААСН
- Кузнецова Екатерина Федоровна, эксперт Центра экспертизы строительных проектов
- Горячкин Павел Владимирович, президент Межрегиональной общественной организации «Союз инженеров-сметчиков»
- Подолянский Константин Владимирович, руководитель отдела продвижения, компания «ВИЗАРДСОФТ»
- Нагманова Альфия Наильевна, доцент кафедры технологии строительного производства СПбГАСУ
Модераторы:
- Горячкин Павел Владимирович, президент МОО «Союз инженеров-сметчиков», директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России, почетный строитель России
- Разгуляев Олег Александрович, вице-президент НП «Объединение производителей строительных материалов»
Фото: Никита Крючков
Встречу инициировал Консорциум строительной отрасли СЗФО при информационной поддержке газеты «Недвижимость и строительство Петербурга». Среди организаторов: НП «Объединение производителей строительных материалов», Союз инженеров сметчиков, НОПРИЗ, комитеты по строительству Петербурга и Ленобласти, а также СПбГАСУ, в стенах которого и прошла конференция.
По словам первого заместителя председателя комитета по строительству Ленобласти Евгения Енокаева, если задание на проектирование объекта в регионе выдано после 25 ноября 2023 года, то смету нужно составлять с применением ресурсно-индексного метода (РИМ). Пока на рассмотрении ГАУ «Леноблгосэкспертиза» только три проекта с такими сметами.
«Новый метод должен дать много преимуществ, но самый важный эффект – повышение достоверности сметной стоимости. В подведомственном комитету Управлении строительства создан целый отдел ценообразования. Он ведет мониторинг и ежеквартально обновляет информацию о стоимости строительных материалов для расчета индексов. В Главгосэкспертизу ежеквартально направляется более 3000 ценовых предложений по 1109 позициям. Из них 844 – это материалы и 265 – машины и механизмы», – делится подробностями Евгений Енокаев. Ведется и ежегодная верификация перечня юрлиц, которые обязаны предоставить данные о текущих ценах в Федеральную государственную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). На конец 2023 года в Ленобласти было 997 таких юрлиц.
В Петербурге переход на ресурсно-индексный метод состоялся чуть ранее – 25 августа 2023 года. А первый контракт, в рамках которого сметная документация разрабатывается с применением РИМ, заключен 13 ноября 2023-го. Сейчас подготовлено уже таких 25 технических заданий. «Мы также проинформировали 225 поставщиков о необходимости предоставить данные в ФГИС ЦС. Но активность невысокая, и это серьезная проблема. В системе предусмотрено более 150 тыс. позиций, из которых по Петербургу заполнено только 904», – поясняет заместитель председателя комитета по строительству Петербурга Валерий Усков.
От расчетов к реальности
О преимуществах и недостатках, а также о проблемах перехода на РИМ рассуждали эксперты Университета Минстроя НИИСФ РААСН Ольга Миловкина и Марина Паскина. Они уверены, что РИМ дает возможность специалисту сметного дела совершенно иначе взглянуть на объект и даже предотвратить возможные негативные последствия из-за недосмотра проектировщика. Сметчики могут подтолкнуть отрасль к оценке реальной себестоимости строительства.
Готовится и создание нового профессионального стандарта – не инженер-сметчик, а именно специалист по ценообразованию.
Марина Паскина говорила об основных понятиях, нормативных документах и требованиях при применении РИМ, а также обо всех этапах формирования сметы: от подготовки задания до прохождения экспертизы на определение достоверности.
«Мы привыкли годами жить с одними сметными нормами и материалами, тяжело внедряем что-то новое. РИМ позволяет дать качественную расчетную стоимость. Посмотреть не только основные виды работ, но и подумать о вспомогательных и сопутствующих работах и затратах. Происходит актуализация баз, в них вносят новые материалы и оборудование, реально присутствующие на рынке. Теперь не надо доказывать что-то государственной экспертизе: есть прямые нормы, соответствующие сегодняшнему рынку. Мы говорим на языке конструктивных решений, а не выдергиваем ту или иную позицию в виде материального ресурса», – уверена Ольга Миловкина.
Да кому это надо?
Оказалось, не всем строителям понятно, кто должен переходить на РИМ, а кто нет. Этот вопрос прояснила эксперт Центра экспертизы строительных проектов Екатерина Кузнецова: «Проверка достоверности определения сметной стоимости проводится только государственной экспертизой для объектов строительства, реконструкции, капремонта или работ по сохранению объектов культурного наследия. Она нужна, если финансирование идет с привлечением средств бюджетов разных уровней, если работы ведут компании с государственным участием (50% и более в уставном капитале). Сметная стоимость подлежит проверке, если она превышает 10 млн рублей или если это указано в договоре». Заказчики, которые к бюджетным средствам отношения не имеют, для проверки сметы могут обратиться как в негосударственную, так и в государственную экспертизу.
По словам Екатерины Кузнецовой, оценка сметной стоимости, выполненная с помощью РИМ, серьезно увеличивает нагрузку на эксперта. Теперь в каждую расценку входят перечни ресурсов, занимающие от одной строчки до 40 и более позиций. Главгосэкспертиза разработала сервис комплексной проверки сметной документации, но он платный.
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин уточнил, если в проекте есть хоть копейка бюджетных средств, РИМ обязателен: «Причем бюджетные средства могут присутствовать в завуалированной форме (субсидии, дотации, софинансирование, концессионное соглашение, компенсации). Требование обязательно для компаний с долей госучастия более 50%. Но, например, в Газпроме заявляют, что у них доля государства только 37%. Так что с госкомпаниями не все очевидно. При этом текущий ремонт, содержание сооружений, в том числе автомобильных дорог, не являются сферой градостроительной деятельности, и здесь нет обязательного перехода на РИМ. То же относится к некапитальным строениям, неотделимым улучшениям участка, благоустройству, мощению – можно применять оба метода. Новых сметных нормативов для работ по сохранению объектов культурного наследия нет, соответственно мы остаемся в базисно-индексном методе. Но как только вы применяете сметные нормативы к новому строительству и ремонтно-строительным работам, нужно использовать новый метод».
По его словам, есть неясности с корректировкой проектов. Есть объекты, проектируемые еще по территориальным единичным расценкам. Экспертиза обязана принимать такую документацию и проверять ее по старым нормам. Но в Союзе инженеров-сметчиков полагают: если речь идет об изменениях, они должны соответствовать действующим на момент их внесения нормативам.
Не так все просто
Павел Горячкин говорил и о приоритете в использовании данных. Если в базе есть прямая цена, надо брать ее. Если нет, сметчики обязаны использовать базовую цену и индекс по группам однородных строительных ресурсов. «По регионам есть от 400 до 800 «живых» цен. Конечно, этого мало. Выборка только по одной блок-секции жилого дома – примерно 18,5 тыс. позиций. Индексами, а не реальными ценами, охвачено от 42 тыс. до 45 тыс. наименований ресурсов. И брать эту базовую цену вы обязаны, даже если у вас есть реальная стоимость, коммерческие предложения или данные мониторинга».
По его мнению, несмотря на все плюсы, у РИМ есть и главный минус: сметная документация превращается в открытую книгу для всех, в том числе любых проверяющих, но при этом она абсолютно нечитаема. Оценить, окажется ли ресурсно-индексная смета более достоверной, эксперты тоже пока не могут. Сравнительный анализ дает очень большой разброс, которого быть не должно, поскольку индексы Минстроя к обоим методам должны основываться на единой системе регистрации текущих цен.
«Мы должны понимать, что смета – неотъемлемая часть проектной документации, поэтому она используется для определения начальной максимальной цены контракта, входит в закупочную документацию, размещается в единой информационной системе и должна там корректироваться», – говорит Павел Горячкин.
Хотя он уверен, что сейчас от сметчиков требуют слишком многого. Например, составить смету контракта. Но единичную расценку нельзя разделить на отдельные технологические операции, разнесенные во времени. Для этого надо переходить на процент готовности конструктивных элементов. Также сметчики не должны рассчитывать транспортные затраты и заниматься конъюнктурным анализом – для этого есть специальные профессии логиста и маркетолога.
«Рекомендую не заниматься самодеятельностью. Любые изменения должен обязательно верифицировать главный инженер проекта. Если не нужен обязательный авторский надзор, подойдет любой ГИП из любого региона, который числится в реестре специалистов и работает в компании, состоящей в СРО. Обязательно допсоглашение, хоть каждый день их заключайте, но никаких устных договоренностей. И вносите эти изменения в единую информационную систему: в любой момент времени ваша смета должна быть актуальной», – уверен Павел Горячкин.
Повсюду цифра
Руководитель отдела продвижения компании «Визардсофт» Константин Подолянский рассказал о критериях, которым должно отвечать программное обеспечение современного сметчика. В первую очередь – работать со всеми актуальными базами: Федеральная сметная нормативная база 2022 года, текущие и базисные ценники ФГИС ЦС по субъектам РФ, индексы для групп однородных ресурсов, классификатор строительной информации. Можно самостоятельно скачивать эти данные и загружать в программу. Но этим могут заниматься и разработчики ПО; они конвертируют данные, которые пользователь получит уже в виде готовых баз. Нужно также синхронизировать данные из этих баз, чтобы программа могла, например, автоматически брать стоимость из ФГИС ЦС, а если ее там нет, то обращаться сборнику базовых цен.
Она должна помогать с конъюнктурным анализом, который занимает колоссальное количество времени, уметь экспортировать и импортировать данные в машиночитаемые форматы, установленные Минстроем, работать с технологиями информационного моделирования и поддерживать разные форматы (в зависимости от пожеланий заказчика).
Доцент кафедры технологии строительного производства СПбГАСУ Альфия Нагманова уверена, что невозможность разработки достоверной сметной документации с помощью BIM-технологий стала одной из причин внедрения РИМ: «Было серьезное удорожание некоторых крупных объектов, а также несправедливое распределение стоимости. Итоговая цена примерно соответствует рыночной, но при разделении на комплексы и виды работ мы видим занижение стоимости, например, по земляным или бетонным работам. Однако РИМ – тоже временный вариант, которым мы вынуждены пользоваться из-за низкой наполняемости ФГИС ЦС».
По оценкам г-жи Нагмановой, наполняемость базы строительных ресурсов составляет около 3%, с механизмами немногим лучше. А для нормальной работы нужно не менее 70%. Производители и поставщики не хотят раскрывать свои цены, в том числе опасаясь демпинга конкурентов. Для них это и дополнительные издержки на обучение сотрудника, его зарплату, на покупку лицензий и ключей для работы с ФГИС ЦС, на синхронизацию собственной номенклатурной классификации с используемой в федеральной базе.