НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

30 апреля, 10:13

В жилых кварталах Петербурга строится все больше школ по инновационным технологиям: нравится ли вам этот тренд?

Сегодня в 13:30

Президент Владимир Путин поручил сократить домашние задания и убрать лишние контрольные в школах. Это один из пунктов послания Федеральному Собранию.

А вы что думаете по поводу нагрузки на современных школьников? Чего, на ваш взгляд, не хватает нынешней системе образования, в чем ее сильные стороны? В Петербурге в новых жилых кварталах проектируется и строится все больше школ, не похожих на традиционные: у них акцентная архитектура, классы-трансформеры, много места для «внеклассной работы», а также коллаборации с вузами и ярко выраженная специализация. Вам нравится этот тренд? Какие качества, на ваш взгляд, должна в первую очередь воспитывать школа, чтобы ее выпускники оказались профессионально востребованными и успешными? Вы помните свою школу? Благодарны ей? Или рады, что этот период жизни миновал?

КСТАТИ: 
подробнее о современных трендах в образовании (на примере школ в современных ЖК и проектах КОТ) мы будем рассуждать на ежегодной конференции «Недвижки» «Именины Петербурга», которая состоится уже в мае. 

Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI:
– Образование, нацеленное на то, чтобы дать человеку определенный набор обязательных навыков, конечно, останется необходимой базой. Но учеба, помимо базовых знаний, должна человека «научить учиться», трудиться, а в идеале – еще и получать удовлетворение от того, что делаешь. Лучшие школы всегда учили в первую очередь критически мыслить, пробуждали желание развиваться и познавать новое. 
Сегодня таких школ все-таки становится больше, чем, например, в советское время, когда учились мы. Сами школы, их материально-техническое оснащение, не идут ни в какое сравнение с типовыми школами 40-летней давности. Например, на Глухарской улице уже год работает школа, которую мы построили для города и оснастили необходимым оборудованием в рамках проекта Ultra City. Здесь предусмотрено все: от хореографического зала и лингафонных кабинетов до кабинета биологии с зимним садом и даже специального лифта для книг. Дети и родители ей рады, на днях пригласили нас на день рождения школы. 
А талантливых детей у нас хватало всегда: что 40 лет назад, что сегодня. Я знаю это по общению с учениками нашей «Школы лидеров будущего». Этот проект мы ведем с 2017 года. Его идея: дать талантливым старшеклассникам знания и навыки, которые они не смогут получить в другом месте, дать общение с такими людьми, которых они в качестве собеседников и наставников нигде больше не встретят. Наши подопечные общаются с учеными и людьми искусства, лидерами бизнеса и экспертами, от востребованных бизнес-коучей до космонавтов и мировых рекордсменов. Кроме того, молодым ребятам необходимы разные навыки, от ораторского мастерства до эмпатии. В школе такому практически не обучают, но без этих умений нельзя представить настоящего лидера. За семь лет к проекту присоединились более 140 старшеклассников. Они не теряются и после выпуска: поступают в вузы и сохраняют связи, шефствуют над следующими потоками «Школы лидеров». Это важные социальные связи, которые формируют бесценный «стартовый капитал» перед вступлением во взрослую жизнь. 

Анжелика Альшаева, генеральный директор Агентства недвижимости «КВС»: 
– Безусловно, современные школы не похожи на прежние, построенные в советское время. Одно из очевидных отличий – дизайн фасадов. Застройщики творчески подходят к оформлению школ, делают их красочными и стильными, уделяют особое внимание пространству для внеклассных занятий, а также создают доступную среду для детей-инвалидов. К сожалению, этого недостаточно для решения глобальных проблем, связанных с системой образования. Например, недофинансирование приводит к дефициту учебных материалов, использованию устаревшего оборудования и нехватке средств на достойные зарплаты учителям, что напрямую влияет на качество образования и создает неравенство между школами. 
Я искренне надеюсь на решение этой непростой проблемы, ведь образование играет ключевую роль в формировании нашего будущего общества. 

Алексей Булдин, директор по строительству ИСК «ЛенРусСтрой»: 
– Надо ли перегружать детей в школе? Наверное, стоит подумать, чем и как перегружать. Необходимо учить учиться, критически мыслить, развивать логику и давать широкий спектр основных знаний. Хочу напомнить, что все материальные блага, заводы, трубопроводы в нашей стране сегодня – это заслуга выпускников советской школы. Блестящие инженеры и ученые – это тоже результат советского образования. Возникает вопрос: сможет ли современная система образования, основанная на принципах Болонского процесса, доказать свою эффективность? Я говорю не про отдельных талантливых людей, которые будут всегда, иногда вопреки системе образования, а про системность. Молодые специалисты приходят на работу, имея багаж избыточных знаний, но не обладая практическими навыками, желанием учиться и умением логически мыслить. Время покажет, сможет ли поколение ЕГЭ создать что-то значимое для экономики страны. 

Дмитрий Калинин, директор проекта «Северная долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург»:   
– Быстро меняющаяся жизнь вынуждает молодых людей еще со школьной скамьи расставлять приоритеты и грамотно распределять временной ресурс. Поэтому облегчение нагрузки скажется скорее положительно, особенно в старших классах, когда ученики более-менее определили для себя приоритеты, и какие-то предметы становятся, скажем так, избыточными для них. Надеюсь, освободившееся время школа употребит на воспитание и поиск ценностных ориентиров: это тот необходимый базис, который поможет юношам и девушкам найти себя и свое место в обществе. 
Мне импонирует, что при проектировании и строительстве школ и детских садов застройщики отходят от строгой унификации и стараются создавать индивидуальные проекты, ориентируясь как на требования органов образования, так и на запросы жителей района. Однако классы-трансформеры и обширные учебно-игровые пространства возможны только в крупных школах, рассчитанных на 1000 учеников и более. И если в таких учреждениях нарушена логистика, уменьшена удельная площадь на одного учащегося, от этого неизбежно пострадает учебный процесс. Такие образовательные учреждения актуальны и соответствуют духу времени, но требуют грамотного исполнения. 
Я считаю, что школа помогает сделать выбор. И чтобы в нем не ошибиться, необходимо показывать на практике, насколько широка профессиональная палитра. Дети должны больше общаться со специалистами из разных областей, по возможности – вовлекаться в заинтересовавшую их сферу. Это развивает осознанность и понимание, как и из чего выбирать. 
Я помню школу и благодарен своим учителям. Возможно, мне не хватало осознанности, о которой сказал выше: ее пришлось воспитывать в себе самостоятельно.  
Любопытный факт: моя школа находится в Выборгском районе, как и проект «Северная долина», с которым непосредственно связана моя работа. И я мог наблюдать за изменениями, происходящими в родной школе: здание полностью перестроили и реконструировали. Но педагогический состав, директор остались те же. Этим, как мне кажется, прекрасен учебный процесс: он пластичен, постоянно развивается, но при этом опирается на многолетний накопленный опыт. 

Светлана Денисова, руководитель отдела продаж ГК «БФА-Девелопмент»:   
– В 2024 году застройщик жилого квартала «Огни залива», компания «Дудергофский проект»,  сдаст в эксплуатацию две школы – в общей сложности на 1925 учащихся. Школы наполнены функционалом не только для учебы, но и для развивающих кружков. Они будут работать под единым административным управлением, в них также предусмотрена общая спортивная зона. Для младших школьников на первых этажах устроены учебные блоки с отдельными входами. В каждом здании будет весь набор классов и кабинетов. В том числе – спортивный блок в каждой из школ, состоящий из двух бассейнов, учебно-спортивного зала, залов для занятий физкультурой и хореографией. Недавно закончено строительство домов III очереди ЖК «Огни залива». Спрос на места в школах и детсадах в квартале огромный, ведь жилье здесь прежде всего для семей с детьми. Два садика были построены в составе первой очереди, третий принял детей 1 апреля 2024 года, а всего садиков будет пять. 
Я окончила провинциальную школу в крымском райцентре, при этом регулярно побеждала на областных олимпиадах по разным предметам. Учителей своих мы с одноклассниками вспоминаем с нежностью, в первую очередь – самых требовательных. Теперь, когда слышу комментарии насчет своей эрудиции, очень удивляюсь – ведь эти знания я получила в школе! Похоже, с тех пор кое-что изменилось.  
Стоны о нагрузке школьника –  старая пластинка. Вспомните хотя бы: «Нагружать все больше нас стали почему-то…» Без мотивации все трудно – и учиться, и работать. У нас класс был очень конкурентный, учились мы с азартом. Репутации отличников ревностно оценивались одноклассниками и легко рушились при первом же несоответствии. Считаю, что мотивацию ребенку задает семья. Если задана базовая установка «жить, не напрягаясь», трудно ожидать от ребенка целеустремленности. Образование – самый надежный социальный лифт, а упрощение школьных программ – тупиковый путь. 

Мария Сиротникова, заместитель генерального директора «Платформа Инвестактивы»:   
– Школа играет значительную роль в жизни каждого из нас: закладываются амбиции, цели на жизненный путь, появляются друзья, ощущение себя в социуме и способы взаимодействия с ним. Я училась в частной немецкой гимназии, это заложило важный для меня фундамент. Обучение шло в рамках российской программы, но было много творческих задач, дополнительных предметов, был постоянный психолог, демократичный формат общения, за что я очень благодарна школе. Учителя старались направить учеников и порекомендовать им сферу дальнейшего обучения. Это помогло им чувствовать себя свободно и уверенно, многие поступили в СПбГУ и спустя 20 лет работают на уровне топ-менеджеров или имеют собственный бизнес.  
Я считаю, что добавление нетрадиционных форматов, а также рекомендации по дальнейшей специализации играют положительную роль. Сейчас, выбирая школу для дочери, я руководствуюсь этими же принципами: ищу вариант классической школы с дополнительными методами, творческими аспектами, маленьким классом, комфортным зданием. Важно обучение детей навыкам общения в разных ситуациях, правилам поведения в социуме, возможностям урегулирования конфликтов. Это потом очень пригодится в профессиональной сфере. 

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой»: 
– Полностью поддерживаю инициативу президента. А то у нас любят все задачи образования перемещать из школы в дом и возлагать их решение на плечи родителей. Например, в классе объяснят одно упражнение, а остальные – «будьте добры дома». Ребенок приносит домой по 15–20 упражнений по одной только математике после каждого занятия. И это после 6–7 уроков в день. Получается огромная нагрузка, ввели много дополнительных занятий, контрольные после каждой темы (в моем детстве они раз в четверть были). Классы переполнены, дети успевают по-разному, приходится нанимать репетиторов. Так что сокращение домашних заданий и промежуточных контрольных – разумный шаг. 
В этом году мы сдадим учебное заведение в ЖК «Новый Лесснер» – оно уже построено и укомплектовано мебелью, в одном здании размещаются начальная школа и детский сад. Считаем такое объединение идеальным для того, чтобы дети переходили из сада в школу без стресса и легче адаптировались. 

Юлия Чернец, директор дирекции «Социальные объекты» ГК «А101»: 
– Сейчас школьная программа заметно отличается от той, что была еще 10–20 лет назад. Появляются новые дисциплины – конструирование, информационные технологии, биотехнологии, робототехника. Они требуют дополнительных площадей и специального оборудования.  
И школы, соответствующие современным требованиям, уже есть, в том числе и в наших кварталах. Они выглядят эффектно, но главное в них – не архитектура, а функциональность. Важно, чтобы дети, находясь в школе, могли неосознанно для самих себя что-то узнавать, пробовать, делать. Например, прозрачные стены позволяют из коридора наблюдать за происходящим в классе или в лаборатории – это побуждает интерес к знаниям. Важно, чтобы помещения были многофункциональными. Чтобы спортивный зал при необходимости мог становиться актовым, рекреация – кинотеатром или лекторием, обычный класс разбивался на несколько помещений. 
Такой рациональный подход к пространству и самому зданию сказывается и на экономике проекта. Реализация наших школ примерно на 30% дешевле, чем типовых. Разницу мы направляем на техническое оснащение.  
Особое внимание мы уделяем общественным пространствам, где дети проводят время на переменах и после уроков. Детям поколения «Альфа» находиться в коридорной системе типовых школ тяжело и непродуктивно. Им важно общение, ощущение причастности, чему способствуют амфитеатры и атриумы. Им также нужна возможность побыть и в более камерном пространстве – для этого мы создаем уютные небольшие рекреации с диванами. Чувство комфорта самым лучшим образом сказывается на продуктивности.   

Вячеслав Желтов, руководитель проекта «Сова Девелопмент»: 
– Современные системы обучения, которые предполагают более игровую, свободную форму подачи информации, – более прогрессивны. Информация, поданная таким образом, лучше усваивается и приносит больше пользы. У меня была возможность сравнить нашу (классическую) систему обучения с тем, как учат детей в других странах. Необязательно сидеть смирно и за партами – можно и на полу, на пуфиках; знания, полученные без стресса, прочнее оседают в памяти. 
В сети коттеджей «Сова» мы многое делаем для организации познавательного отдыха с детьми – у нас есть развивающие игры, настольные, много спорта, от бадминтона до шахмат. Если родители заняты, например, шашлыком – детям тоже всегда есть чем заняться! А полноценный отдых на природе – обязательное условие для эффективного образования, спросите любого учителя.