НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 13:42

Ольга Щилова: «Обновление сложившихся территорий на порядок сложнее, чем строительство на новой площадке»

Об особенностях развития застроенных территорий и о роли социальных объектов в формировании комфортной среды рассуждает директор по девелопменту компании «Самолет Страна» Ольга Щилова.

Ольга Щилова. Фото предоставлено пресс-службой компании «СПб Реновация»

— В чем отличие проектов развития застроенных территорий (РЗТ), которые реализует «Самолет», от проектов комплексного освоения территорий в Новосаратовке или Лаголово? Будут ли они различаться по квартирографии, по составу жителей (семья, образование, доходы)?  
— Кардинальных отличий нет. Надо учесть, что все новые кварталы проектируются по единым стандартам «Самолета», а квартирография создается с учетом баланса покупательского спроса. Тем не менее важно, что все кварталы РЗТ – это городские территории, а это для многих покупателей остается важным фактором при выборе жилья.  

— Какие идеи закладываются в стандарты формирования кварталов, как происходит мастер-планирование, размещение социальных объектов, рекреационных зон и благоустройства?  
— При проектировании мы отталкиваемся от потенциала земельного участка, от потребностей в инфраструктуре. Стандарты компании «Самолет» – результат нашего опыта и видения комфортного жилья. Если говорить в целом, то это современная архитектура, безбарьерная среда, продуманные площадки для детей и взрослых, отделка и меблировка, а также множество других важных опций.  
  
— Что привлекательнее для застройщика – преобразование сложившейся городской ткани или создание новых кварталов?  
— Разумеется, обновление сложившихся территорий на порядок сложнее. Это и зависящее от человеческого фактора расселение, и необходимость работать в стесненных условиях частично застроенного квартала. Но потенциально такие проекты могут быть интереснее в экономическом плане.  
С другой стороны, кварталы в обжитых районах уже обеспечены – хотя бы частично – дорогами, социальной инфраструктурой, инженерными коммуникациями. Так что свои плюсы есть везде, нужно смотреть конкретные проекты и оценивать их параметры.  
 
— Как удается выстраивать диалог с жителями, с теми, кто переселяется в другие дома в ходе реновации? Какие проблемы возникают?  
— В целом можно сказать, что сейчас ситуация с РЗТ стала лучше: люди поняли, что это реальный шанс улучшить жилищные условия, и нужно подходить к переговорам рационально, чтобы ускорить процесс. В некоторых кварталах мы ввели механизм опционов: сначала собираем согласие со всех жителей и только после этого начинаем расселение.  
В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде мы реализуем сейчас проекты КРТ, там механизм расселения более продуман на законодательном уровне, и процесс идет более прогнозируемо.  
 
— РЗТ предполагает существенные затраты на старте (расселение); остаются ли средства на «социалку»? Какие социальные объекты строятся в Колпино, в Песочном, в Рыбацком? Когда планируется возведение школ и детсадов в Новосаратовке?  
— В Петербурге строительство жилья уже давно синхронизировано с созданием социальной инфраструктуры.  
В каждом проекте мы исходим из финансовых возможностей: действительно, нагрузка по расселению часто не позволяет в полной мере осуществлять возведение детских садов и школ, где-то нам помогает город, выкупая объекты после их ввода в эксплуатацию.   
Мы уже построили шесть детских садов, которые открыли двери для юных жителей кварталов в Усть-Славянке, поселке Песочный, Красном Кирпичнике, на Малой Охте. В Усть-Славянке (Рыбацкое) «Самолет» возвел школу на 825 мест. В Ленинградской области в рамках соглашения с правительством региона мы построим 13 детских садов и 8 школ для 12 тысяч детей.  
Если подвести промежуточный итог, то в ближайшие годы общее количество мест в социальных объектах «Самолета» превысит 4000.  
 
— Есть ли взаимопонимание с муниципальными (район) и городскими властями при проектировании и строительстве социальных объектов к зоне реновации? Могут ли такие проекты менять статус локации, делать ее более престижной?  
— Да, есть рабочее взаимодействие, по всем кварталам РЗТ согласовываются планы реализации мероприятий, где прописаны обязательства сторон в том числе и по созданию социальных объектов. 
Власти контролируют ход строительства детских садов и школ на регулярной основе, так что коммуникация в целом налажена и вполне эффективна. И, конечно, появление таких объектов идет в плюс развитию кварталов – например, тот же Красный Кирпичник (ЖК «Новое Колпино») из необустроенной территории уже превратился в самостоятельный район, где есть вся инфраструктура.  
 
— Может ли инновационная школа или клиника стать фактором притяжения, определять лицо новой локации, делать ее более привлекательной хотя бы на уровне планов, еще до завершения строительства жилья?  
— Вряд ли клиника может стать фактором притяжения – все-таки болеют люди не регулярно. А вот образовательные учреждения имеют потенциал для привлечения новых жителей. Но для их формирования требуются годы: это сложный процесс, в который должны быть вовлечены и сами жители, и профильные комитеты администрации.