Архитектура для детей: как строить детские сады и школы
Этот вопрос обсуждался на конференции «Архитектурно-градостроительный облик объектов образования», которая состоялась по инициативе комитета по градостроительной политике Ленобласти при генеральной поддержке компании «ЛСР. Стеновые» (входит в «Группу ЛСР»). Организатором выступила архитектурно-исследовательская мастерская «Морес» и Полина Светозарова. Профессионалы и эксперты собрались во Дворце культуры «Строитель» города Сосновый Бор и в рамках деловой программы мероприятия поделились опытом и обменялись мнениями.
Архитектуру важно обсудить сейчас
Окружающая среда напрямую воспитывает и формирует мировоззрение ребенка. В настоящее время, как отмечают эксперты, школы видоизменяются, становятся общественными центрами тех районов, в которых находятся.
Архитекторы стараются вписать новые школы и детские сады в их окружение, отразить в их облике культурные особенности. Стены зданий украшают муралами с героями детских сказок, животными, орнаментами или изображениями памятников региона. Здания школ и садов делают более доступными для маломобильных детей.
«Идея проведения этой конференции лежала на поверхности. С 2021 года в рамках поручения губернатора Александра Дрозденко мы активно включились в процесс согласования облика социальных объектов в Ленинградской области. И здесь очень важно понимать, что эти объекты будут в аутентичной среде. Хочу отдельно отметить удачно размещенную композицию Ушинского в Приоратском парке у здания реконструируемой гимназии. Это объект, который со временем интегрируется в туристическую зону и будет знаковым местом для учителей и ребят. Мы считаем, что правильно включать монументальное искусство в пространства рядом с детскими дошкольными учреждениями», – прокомментировал Сергей Лутченко, главный архитектор Ленинградской области.
Для чего нужны современные школы
Современная школа может стать «сердцем» региона или города, драйвером его развития. Один из ярких примеров – школа «Точка будущего» в Иркутске. Ее целевая аудитория – дети из приемных семей, которые проживают на территории школы. Однако обучение в школе смешанное. В ней по инклюзивной программе обучаются дети из обычных семей, из Иркутска и других регионов России. Всего в «Точке будущего» 840 детей и 360 сотрудников, из которых 220 – педагоги.
«Миссия нашего образовательного проекта состоит в том,
чтобы дети с разными особенностями и возможностями (как физическими, так и эмоционально-психологическими) получили равные шансы для достижения социального успеха», – пояснил Максим Астраханцев, директор образовательного комплекса «Точка будущего».
Еще несколько проектов современных школ представила Елена Аралова, генеральный директор компании ED Architecture. Именно ее компания занималась оснащением «Точки будущего».
Школа «Малая академия наук» находится в Якутии. Построили ее по предложению Владимира Егорова, министра образования Республики Саха. Регион богат останками древних животных. Местные жители находят их в огромных количествах из-за таяния льдов. На строительство полноценного института мерзлотоведения средств не хватало. Тогда появилась идея построить палеонтологическую школу.
Сегодня школа стала местным научным центром, где дети и приезжие аспиранты могут изучать найденные древности. ED Architecture разработала эскизный проект за свой счет. А строительство Малой академии наук почти на 40% финансировалось из благотворительного фонда Роснефти.
Еще одна северная школа находится в селе Яр-Сале в Ямало-Ненецком автономном округе. Это школа-интернат, в ней живут и обучаются дети кочевников. «Была такая программа – "Учитель для России". Сейчас она почти свернута. Однако в Яр-Сале до сих пор остались педагоги, работающие в ее рамках. Наша архитектура была одной из причин, почему они туда пришли, почему эта школа случилась и получилась», – отметила Елена Аралова.
Архитектурное бюро Atrium представило конструктор для разработки проектов школ. В школах с современной архитектурой детям приятнее находиться. Они учатся охотнее и берегут то, что их окружает, отмечает Сергей Надточий, арт-директор бюро.
Архитекторы студии собрали самые удачные решения. Среди них высокие потолки, широкие панорамные окна и атриум, одновременно выполняющий функцию актового зала, фойе и пространства для общения. Сотрудники студии рассчитывают, что конструктор поможет разрабатывать проекты новых школ на основе современных типовых решений.
«Сегодня важны так называемые soft skills ("мягкие навыки"), возможность совмещать индивидуальную работу с групповой, самостоятельно планировать свое рабочее время и продумывать, как в течение жизни постоянно развиваться, чтобы быть актуальным специалистом. Мы думаем, что образовательная среда способна развивать эти навыки», – сказал Сергей Надточий.
Организация пространства
Специалисты "Группы ЛСР" выделили несколько тенденций в архитектуре современных социальных объектов. Среди них – превращение школ в социокультурные пространства, доступные для взрослых наравне с детьми, переход от коридорного размещения классов к модульным помещениям, которые можно быстро перестроить под мероприятия различного формата.
«Нам эта тема интересна не только как производителям материалов, в частности кирпича, но и как родителям. Дети развиваются и взрослеют в детском саду, в школе, в университете. И от того, какие будут учителя, образовательные программы и, что очень важно, само здание, его эргономическое устройство, окружение и оснащение, очень многое зависит», – считает Алексей Онищенко, коммерческий директор "ЛСР. Стеновые".
Компания Semren&Mansson рассказала о скандинавских стандартах, которые лежат в основе их архитектурных проектов. Скандинавский стиль – это воздух и свет, тепло, детали, климат и экология. А ставку при проектировании нужно делать на принципы многофункциональности помещений, исходя из роли школы как общественного пространства и городского центра.
В качестве примера компания представила свой конкурсный проект школы «Новый взгляд». Учебные блоки выполнены из кирпича, центральный блок школы, в котором предполагается проводить разные мероприятия (выставки, награждения, встречи и пр.), – стеклянный.
Кровлю школы архитекторы предлагают использовать для прогулок, установить на ней гамаки, качели, огород и теплицу для естественно-научных занятий. Внутри здания запроектированы многофункциональные стены-трансформеры. В них спрятана модульная мебель, из которой можно собрать рабочее место со столом и сиденьями, скамейку или нишу для отдыха.
«Дети не выбирают сами себе среду – в отличие от взрослых. Дети – существа зависимые. Мы их отдаем в школы, и они там обязаны учиться, даже если школа не нравится. Необходимо дать школе “сердце”, площадь для общения, для креатива. Обязательно многофункциональную, трансформирующуюся», – рассуждает Наталья Фурман, директор креативной студии Semren & Mansson.
Кроме создания продуманного пространства, архитекторы и застройщики стараются сохранять исторические фасады (где это возможно).
«К сожалению, мы таких проектов наблюдаем мало. Один из них – здание школы «Старт» на Петровском проспекте, 11, в составе жилого комплекса «Нева Хаус». Школа рассчитана на 1100 мест. Новый корпус пристроен к историческому зданию бывшего пивоваренного завода «Бавария». В историческом здании размещены спортивные залы, актовый зал и столовая», – пояснил Илья Иванов, руководитель группы по работе с проектными организациями "ЛСР. Стеновые".
Еще один проект представил Михаил Бродач, главный архитектор архитектурного бюро «Архиоптерикс». Речь о площадке на пр. Обуховской Обороны, 38. Компактное историческое здание будет воссоздано и оборудовано под детский сад. В настоящее время идут строительные работы. Фасады выполняются из современного кирпича, но благодаря мастерству кладочников напоминают кладку ручной формовки, отметил Михаил Бродач.
Свет, цвет и МАФы
Кроме работы с функционалом, современные застройщики и архитекторы уделяют много внимания психологии цвета. Для оформления фасадов применяются сочетание различных материалов и муралы. Во дворах устанавливают МАФы (малые архитектурные формы).
«При проектировании социальных объектов мы идем от среды. Тяжело воспринимать жилой дом или детский садик, когда ты не понимаешь, какой будет застройка вокруг. Школа – вполне серьезное здание для ребенка, но игровые элементы могут быть реализованы, например, в виде ландшафтного дизайна территории. Детский же сад в принципе может восприниматься как игровое пространство. Однако большинство дошкольных учреждений имеют примитивный конструктив, поэтому мы настаиваем на малых архитектурных формах. Иначе глазу просто не за что зацепиться», – рассказывает Сергей Лутченко, главный архитектор Ленобласти.
На конференции был представлен каталог малых архитектурных форм, разработанный Союзом художников Ленинградской области. В каталог вошли более 100 скульптурных композиций и муралов от известных авторов с разной тематикой: сюжеты из детских сказок, природные объекты и пр. Каталог представила Мария Кошеверская, исполнительный директор Союза художников Ленобласти.
Представитель "Группы ЛСР" поделился опытом того, как вписать здание школы в окружающую застройку на примере Академической гимназии в Москве (на Новодмитровской ул., 2, стр. 9). Эта гимназия была открыта в 2022 году и стала заключительным объектом многофункционального комплекса «Савеловский Сити». «Реализация масштабного проекта продолжалась с 2011 года. За это время были возведены семь жилых и офисных башен. Здания оказались весьма разнородными по высоте, конструктиву и оформлению фасадов (металлические панели желтого и белого цветов, кирпичная кладка, оранжевая терракота). Поэтому архитекторы при проектировании фасада школы постарались отразить в нем черты всех ранее построенных зданий. Итоговое решение: объемная кирпичная кладка и разноцветный металл в оформлении окон», – комментирует Илья Иванов.
Яркий пример современных тенденций в дизайне социальных объектов – детсад в ЖК «NewПитер» от объединения «Строительный трест». Во дворе садика установлены скульптуры волчонка, а на стенах здания нарисованы его изображения. С помощью линий на стенах волчонок проводит детей по внутренним помещениям.
«В среднем ребенок в возрасте до 15 лет проводит в школе 7,5 тысячи часов. Поэтому наша прямая обязанность – сделать пребывание детей в садиках и в школах максимально комфортным. Сейчас мы работаем над нашим новым проектом – школой в Новоселье. Это наш первый опыт по созданию социальных объектов, где на начальных этапах, помимо проектной организации, мы привлекли профессиональных психологов. Они помогают прорабатывать каждое помещение с разных точек зрения и корректировать его назначение, пока это возможно и не критично для всех», – рассказала Алина Кадук, ведущий архитектор "Строительного треста".
Михаил Погодин, коммерческий директор объединения «Строительный трест», поддержал коллегу: «Это определенно помогает формировать среду для нашего будущего поколения. Если мы сейчас научим детей правильно воспринимать цвета и формы, то, возможно, для своих детей они сделают еще лучше».
Также в ходе общей дискуссии Илья Юсупов, основатель и генеральный директор Архитектурной мастерской Юсупова, Илья Едемский, главный архитектор "БалтИнвест-Проекта", Наиля Румянцева, руководитель студии Right Design, поддержали мнение о пользе консультаций с психологами, учителями, воспитателями и привели примеры своих успешных проектов.
По окончании мероприятия представители Сосновоборского городского музея пригласили участников конференции на экскурсию и познакомили с историей строительства основной достопримечательности города. Это Андерсенград, созданный в конце 70-х годов прошлого века. Получилось логическое завершение деловой дискуссии – наглядный пример творческого подхода к выбору архитектуры и оформлению пространства для детей.