НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 01:05

Михаил Медведев: «Я помню каждый построенный дом»

11 ноября 2024 в 12:40

Группе ЦДС этой осенью исполнилось 25 лет. Отличный повод оглянуться и оценить пройденный путь. Это помогает правильно проложить следующую часть маршрута. О верности принципам и выборе стратегии рассказывает Михаил Медведев, генеральный директор Группы ЦДС.

Михаил Медведев
Михаил Медведев. Фото: Группа ЦДС

– Какие принципы и особенности работы в строительстве остались у вас неизменными с начала «нулевых»? Какие требования клиентов не изменились (или почти не изменились) за прошедшие 25 лет?  
– Наш базовый принцип – оправдывать ожидания клиентов. На протяжении 25 лет в отрасли многое изменилось, но значительная часть клиентов продолжает приобретать не готовый продукт, а своего рода набор обещаний относительно будущего проекта. Уметь работать с этими обещаниями в части их формулирования и выполнения – одна из ключевых компетенций девелопера. От этого зависит репутация, удовлетворенность или разочарованность клиентов и долгосрочная устойчивость компании. 
Следующий принцип, лежащий в основе нашей работы, – максимально безрисковая стратегия ведения бизнеса. Строительный рынок – достаточно турбулентный, а проекты – долгосрочные. В таких условиях разумно минимизировать риски. Накладывать на сложности, которые и так существуют в отрасли, свое предпринимательское безрассудство – заведомо проигрышная стратегия. И мы видим по рынку, что долгосрочно успешны те компании, которые грамотно работают над снижением рисков.  
Третий базовый принцип ведения бизнеса для меня – самодисциплина. Она необходима на нашем рынке, с высокими ожидания клиентов и в условиях постоянно меняющегося делового ландшафта.  
 
– Какие изменения, случившиеся за этот срок, вы считаете самыми важными? 
– Можно назвать несколько больших трендов. Первый – взросление отрасли с точки зрения регулирования взаимоотношений между застройщиками, покупателями и банками: запуск 214-ФЗ, введение ДДУ, переход на проектное финансирование. Второе – развитие ипотеки как основного инструмента покупки жилья. С конца 1990-х годов она проделала путь от чего-то немыслимого, связанного с получением кучи справок, до продукта, который можно оформить за несколько кликов в приложении. Третий тренд – эволюция отрасли в целом. Четверть века назад не было такого понятия, как маркетинг жилой недвижимости. На рынке работало немало СМУ – хороших, уважаемых, но исключительно строительных компаний. За прошедшие годы отрасль пережила трансформацию от просто строительных фирм, работавших по еще советским принципам, до появления клиентоориентированных девелоперов. Возник продуктовый маркетинг, стали подниматься вопросы, что и для кого мы строим, появилось желание удивить и сделать лучше, чем у конкурентов. 

– Приходится ли бывать в первых построенных вами домах? Что это за проекты? Какие чувства при этом испытываете? 
– Я помню каждый построенный дом. Они как фотографии из прошлого – вызывают чувство ностальгии. У нас есть практика посещения сданных объектов. И мы продолжаем управлять многими из них после ввода в эксплуатацию. Мы знаем, что происходит на каждом из наших домов, как применяемые решения показывают себя с годами.  

– Проекты ЦДС не раз становились лауреатами конкурсов. Какие награды и призы, завоеванные за всю историю холдинга, вам запомнились и почему? Важны ли они для покупателей? 
– Участие в профессиональных конкурсах для нас – способ быть в тонусе, соотносить себя с рынком и его лучшими практиками. В этом смысле для нас нет более или менее важных наград. Каждая имеет свою ценность. Покупатели обращают внимание на этот фактор, но он не относится к решающим при выборе застройщика и объекта.  

– На рынке все знают: ЦДС малоэтажкой не занимается. Но сейчас это тренд: за пять лет доля МЖК выросла вдвое: с 7% до 15%. У вас в перспективных планах есть малоэтажные проекты? 
– Классность, удаленность от города, этажность никогда не были для нас препятствием с точки зрения выбора того или иного проекта. В первую очередь мы смотрим на совокупность рисков и на то, сможем ли мы создать интересный по характеристикам, востребованный у покупателей продукт. И только после этого принимаем решение о реализации проекта. У нас нет табу на работу с малоэтажкой или другими типами проектов ни с точки зрения понимания рынка, ни с точки зрения компетенций. Есть лишь двери, которые мы хотим или не хотим открывать.  

– Все ведущие строительные компании из Петербурга работают в других регионах – Setl Group, «Эталон», ЛСР… У ЦДС все строго: Петербург и Ленобласть. Почему так? Это консерватизм или патриотизм? 
– Выбор региона присутствия – это осознанный вектор работы там, где мы максимально понимаем покупателей и среду ведения бизнеса. Возможность работы в других регионах для нас не закрыта. Но у нас нет задачи расширяться просто ради расширения. Цель – понятная доходность в совокупности со взвешенными рисками. Емкость петербургской агломерации довольно велика и позволяет нам развивать свой бизнес и быть устойчивыми. 

– В 2019 году у вас был пик строительства (по объемам), потом пошел спад. Компания следует за рынком (за спросом) или это осознанная стратегия на плавное сокращение объемов?  
– Мы всегда просчитываем все сценарии, в том числе – сколько жилья сможет поглотить рынок. У каждой отрасли бывают подъемы и периоды охлаждения. Изменение объема предложения – один из способов работы с рисками и формирования будущего. Не запуская проект сейчас, мы не создаем себе проблему нераспроданного жилья через год-два.  
По новым проектам мы приняли решение, что запуски возможны не ранее следующего года, когда появится понимание среднесрочных перспектив развития рынка. 

– Какие принципы вы закладывали еще на старте в проект города-спутника Новосаратовка? Что удается воплотить? Почему отказались от названия «Нева-Сити»? Получается ли синергия с партнерами-конкурентами? 
– Подготовка территории в Новосаратовке велась с начала 2010-х годов. Этот проект создается в синергии с местной администрацией и руководством Петербурга. Позже к нему добавились коммерческие партнеры.  О конкуренции пока речи не идет. Проект находится на этапе совместного развития большой территории. Говорить о какой-либо конкуренции можно будет на следующей стадии, когда завершится инфраструктурное развитие, и строительство нового жилья будет вестись в рамках сформированной, комфортной территории.  
Пока нам удается воплотить в жизнь все наши идеи: транспортный каркас, изначально заложенный в проект, самодостаточные жилые кварталы, линейность и ритмичность застройки. 
Что касается названия «Нева-Сити», то, с одной стороны, оно немного устарело по мере развития проекта. С другой – оно было недостаточно перспективным с точки зрения правообладания, поэтому было принято решение о замене на ЦДС «Новосаратовка». 

– За последние годы в регионе заметно усилилось присутствие как столичных (ПИК, «Самолет», «А101»), так и региональных застройщиков. Какие решения и подходы можно у них подсмотреть? Насколько полезно «опыление» опытом других регионов, в чем оно проявляется? 
– С точки зрения бенчмаркинга, мы никогда не ждали прихода новых застройщиков в Петербург. Еще до появления урбан-туров сами ездили в гости как к московским, так и к региональным компаниям, брали от них лучшие практики. В ответ приглашали коллег на свои объекты. Все застройщики активно перенимают опыт друг друга, это  нормальная рыночная практика. 

– Тенденция последних лет: квартиры (в среднем) становятся все компактнее, МОПы, придомовая территория – все важнее. Достигнут ли уже предел «миниатюризации», будут ли работать требования по увеличению минимальной площади квартир (в Ленобласти – с 2026 года)? 
– Если возникает новое требование, подкрепленное законом, застройщики не могут его не выполнять. В этом отношении у меня нет сомнений. 
Что касается «миниатюризации»: на мой взгляд, речь идет об увеличении разнообразия продуктов, представленных на рынке. Квартиры большой площади никуда не делись, их продолжают строить. Но очевидно, что они стоят соответствующих денег. Проекты с компактными квартирами закрывают другую нишу, которой до этого не существовало. Палитра квартирографии за последние десять лет сильно расширилась, застройщики провели большую работу с эргономикой квартир. Это позволяет практически любой семье решить свои жизненные задачи в имеющемся бюджете. В нише компактных квартир есть постоянный и понятный спрос. 
Если говорить о пределах, то в мировой практике есть и более компактные юниты, чем представленные на российском рынке. Есть примеры Гонконга и Токио, городов с очень дорогой землей и сверхвысокой плотностью населения. Весь вопрос – ради чего создавать такие квартиры в нашем городе, кто будет их покупать? Пока мы не видим спроса на этот продукт. 

– Удалось ли после 2022 года «импортозаместить» материалы и технику в строительстве? И сказывается ли отрыв от международной архитектурной мысли? Или будем ориентироваться на Китай? 
– Отсутствие каналов официального регулярного взаимодействия не блокирует обмен информацией как таковой. Тренды мировой архитектуры не стали для нас закрытыми данными. Кроме того, в России сформирована своя школа архитекторов и проектировщиков, которые создают интересные оригинальные проекты. 
Для нас неважно, где появляются новые идеи. Если они будут из Китая, мы изучим их опыт. Но с точки зрения архитектуры более вероятно развитие в России собственного тренда на основе лучших мировых практик. 
Если говорить об импортозамещении, у ЦДС зависимость от иностранных материалов и техники невысока. За последние годы мы проработали этот вопрос и переориентировались на новых поставщиков из России и с других рынков. Времени для этого было достаточно.  

– В вашем основном регионе – в Ленобласти – в этом году за девять месяцев только 26% построенного – МКД, а три четверти введенного жилья – ИЖС и дома в садоводствах. И в целом по РФ похожая картина. Для вас это вызов? Или просто особенность момента?  
– Мы не считаем это вызовом. Текущий тренд на ИЖС – очередное расширение палитры выбора для покупателей. В этом сегменте идет активное развитие, туда приходят льготные ипотечные программы, начинают применять эскроу-счета, появляются системные застройщики. Мы видим в этом формирование параллельного, независимого рынка. Дом за городом и квартира в мегаполисе – это разные стили жизни. Но чаще они не заменяют, а дополняют друг друга. Иметь свою квартиру в России остается базовой потребностью. Также для многих людей важно иметь дом за городом. Чаще об этом задумываются после приобретения городского жилья.  
Все говорит о том, что тренд развития ИЖС с нами надолго. Рынок заслуженно обогатился новой нишей. 

– Какие задачи и цели ставите себе на ближайшие несколько лет? 
– Продолжать работать с ожиданиями клиентов, воплощать в жизнь все наши обещания, балансировать риски. Эти задачи стояли перед нами всегда. Также на ближайшие несколько лет у нас есть большой план работ по социальным объектам, по достройке уже начатых и проработке перспективных проектов. Надо уметь как снижать объем предложения, так и иметь возможность вовремя его увеличить, когда появится «окно возможностей».  

 


Реклама / Застройщик ЦДС «Новосаратовка»: ООО «СЗ «Правобережный 3» (Группа ЦДС) / Проектные декларации на наш.дом.рф

erid: 2SDnje6nkiw