НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 13:24

Дума приняла закон об обязательной классификации туристических объектов

Сегодня в 07:42

Номер в госреестре объекты гостеприимства должны получать обязательно, «звезды» – по желанию.

База отдыха «Илоранта». Фото: NSP.RU

После утверждения Советом Федерации и президентом закон вступит в силу с 1 января 2025 года. Некоторые пункты – с 1 марта и 1 сентября 2025-го. Основные изменения вносятся в 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

Закон касается гостиниц (мест размещения), горнолыжных трасс и пляжей. Они обязаны пройти классификацию и попасть в реестр. Исключения сделаны для детских лагерей, фермерских хозяйств (сельский туризм), санаториев (для них отдельная классификация по курортному фонду), религиозных, социальных и медицинских организаций.

Закон исключает жилые помещения из «средств размещения». Краткосрочная аренда жилья этим законом не регулируется.

Закон запрещает рекламу мест размещения без номера по реестру. Запрет относится к агрегаторам, классифайдам и социальным сетям. Обязанность по проверке сведений возлагается на владельцев агрегаторов и сервисов объявлений. Нарушителей накажут в административном порядке – штрафами.

Классификацию должны пройти не только традиционные гостиницы, но и все объекты размещения, где оказываются туристические услуги, например, базы отдыха, модульные гостиницы и глэмпинги. Про апарт-отели в законе ничего не сказано; видимо, сервисные апартаменты обязаны пройти положенные процедуры, «псевдожилье» – нет. Проблемы возникнут в тех случаях, когда в апарт-отеле работают несколько управляющих компаний или владельцы сдают номера самостоятельно.

Классификация будет проходить в два этапа. Первый – самооценка и самостоятельное внесение средством размещения сведений о себе в реестр, второй – оценка аккредитованным органом по классификации, если средство размещения желает получить «звезды».

Ужесточаются требования к экспертам и организациям, которые присваивают «звезды» гостиницам.

Насколько эффективен будет новый порядок, увидим на практике. Не вполне понятно, кто курирует туристическую отрасль. После упразднения (без объяснения причин) федерального агентства по туризму его функции передали в Минэкономразвития. Эксперты (анонимно) жалуются на невысокий уровень квалификации чиновников и слабое понимание специфики отрасли.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ 

Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»: 
– Сервисные апартаменты с рыночной точки зрения и так отделены от «псевдожилья». Они работают на рынке размещения, гостеприимства. Несервисные апартаменты, скорее, на рынке аренды квартир. Реестр служит цели систематизации данных об объектах размещения, их владельцах и их налоговом статусе. 
"Звезды" для апарт-отеля нужны и важны. Госреестр – это для государства. "Звезды" – это для гостей. Мы проходим классификацию для всех наших объектов без исключения. В сети Avenir сейчас два трех- и один четырехзвездочный апарт-отель. Уже в начале следующего года их число пополнится. Классификацию нового апарт-отеля, у метро «Ладожская», мы проведем также в 2025 году. 
Процедура несложная, нужно просто соответствовать требованиям – как по зданию в целом, так и по номерному фонду. Чем больше "звезд", тем больше требований. При этом можно формально не попасть в «четверку», но все равно быть более чем привлекательным. По дизайну, площадям номеров, допуслугам и так далее. Это, думаю, знакомая многим по обычным отелям ситуация, когда 3* выглядит лучше, чем 4*. 
 
Марина Павлюкевич, генеральный директор PLG, председатель комитета РГУД по гостиничной недвижимости: 
– Мы считаем это необходимой мерой не только с точки зрения законодательства или бизнеса, но и для рядового туриста. Классификация делает отрасль более прозрачной и понятной для резидента. Чтобы люди понимали, что перед ними: если заявлены "три звезды", то объект им соответствует. Процесс прохождения классификации сложен и требует отдачи всех сотрудников отеля. Но сама процедура – понятная. 
Мы только что подтверждали «три звезды» на первый и получали их на второй, сданный в декабре 2023 года, корпус IN2IT. По итогам классификации апарт-отель повысил статус с категории «гостиница» до «комплекс апартаментов». Комиссия оценивает множество нюансов, таких как качество обслуживания, разнообразие инфраструктуры, регламенты работы для персонала, экстерьер и интерьер, оснащение номерного фонда – это огромный перечень, и каждый пункт, безусловно, важен. Есть обязательные требования и те, которые оцениваются по баллам, набрав максимум из возможных, можно усилить категорию. 
Нам в каком-то смысле повезло, так как Санкт-Петербург, по факту, родина сервисных апарт-отелей. В нашем городе исторически строились и строятся апартаменты, соответствующие всем требованиям классификации. Так, строящийся в Невском районе апарт-отель «ПРО.Молодость» будет соответствовать категории «четыре звезды». Мы изначально учли в проекте все требования к этой категории. 
 
Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ-Апарт»: 
– Данный законопроект не поможет разделить сервисные апартаменты и "псевдожилье". "Псевдожилье" как не классифицировалось, не получало звездность и работало преимущественно на долгосроке, так и будет продолжать работать. 
Во всех сервисных апартаментах существуют гостиничные операторы, существует классифицированный гостиничный фонд, апартаменты под управлением профессиональной компании имеют все необходимые документы, начиная от паспорта безопасности, заканчивая всеми регламентами, которым необходимо следовать при работе и регистрации гостей и т. д. 
Как не было возможности законодательно отделить сервисные апартаменты от «псевдожилья», так и нет этой возможности. Если бы появился закон о сертификации и классификации по конкретным признакам, тогда это позволило бы разделить. Например, номера с кухней, ресепшн, место для завтрака, горничные и прочее – это явные атрибуты сервисного апарт-отеля. В рамках Межрегиональной ассоциации апарт-отелей мы как раз над этим работаем. 
«Звезды» важны для позиционирования апарта, поскольку гости привыкли выбирать, в том числе ориентируясь на уровень и стандарты объекта размещения в зависимости от его звездности. Кроме того, это влияет на ценообразование. 
Мы получили "звезды" на все свои объекты, в основном это «три звезды», с инфраструктурой бизнес-класса. Кроме того, активно используем тот же принцип и в объектах, где выступаем в роли привлеченной управляющей компании. 
Кстати, в процедуре сертификации меня всегда смущало, что в рамках одного объекта могут получать сертификацию сразу несколько управляющих компаний, между которыми распределен весь номерной фонд. Если бы в рамках законодательства было зафиксировано, что только одна официальная УК может сертифицировать комплекс, для рынка это было бы благо.