НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

27 декабря, 09:01

Илья Алембаев: «Разнопрофильная экспертиза – основа результативных решений»

Сегодня в 13:02

Консалтинговая группа Versus выделяется на отечественном рынке тем, что предоставляет не только отдельные услуги по разным направлениям, а предлагает комплексное сопровождение бизнеса. Илья Алембаев, управляющий партнер Versus, считает: такой подход позволяет эффективно решать задачи клиента, экономить время и минимизировать издержки.

Илья Алембаев
Илья Алембаев. Фото: пресс-служба Versus

– Когда была создана компания и на чем изначально специализировалась? 
– Мы вместе с партнером создали Versus.legal в 2016 году. Поначалу не строили далеко идущих планов. У нас было два основных направления: это строительство и интеллектуальная собственность. Я ранее работал в администрации Петербурга: в юридическом комитете, потом начальником отдела в комитете по строительству. Позже участвовал в достройке объектов обанкротившейся компании СУ-155. 
Мой партнер также работал в городской администрации, там мы и познакомились. 
Постепенно мы наращивали компетенции и сейчас предоставляем услуги по целому комплексу направлений. Собственно, Versus и позиционирует себя как комплексного консультанта. Недавно компания, которая работает по нашей франшизе, открыла офис в Дубае. Мы работаем в азиатских и африканских странах, на Ближнем Востоке, в Европе. 

– Как с тех пор изменились направления вашей деятельности? 
– Начну со стройки. Если раньше мы акцентировались на некоторых услугах для подрядчиков и застройщиков, сейчас у нас есть отдельные блоки, которые занимаются сопровождением строителей и проектировщиков, работой с застройщиками, подразделение в сфере государственно-частного партнерства. 
Есть подразделение финансовых аналитиков, которые готовят финансовые модели для упаковки инвестиционных проектов. Мы помогаем клиентам проработать такие детали, как функциональное назначение проекта, способы привлечения посетителей, социологический портрет пользователей и многое другое. Для этого в группе компаний появилось подразделение Versus.Mind. Оно специализируется на урбанистике. 
Другое подразделение – Versus.Engineering – это инженерно-технический консультант. Изначально он фокусировался на том, чтобы на этапе старта проекта, когда еще нет концепции, оценить его примерную стоимость, отдельные технические параметры. Это важно, чтобы проанализировать, как доходы соотносятся с расходами, есть ли смысл в проекте. Сегодня Versus.Engineering уже выполняет в том числе функции технического заказчика. 
Наш флагманский проект в этом смысле – канатная дорога в Нижнем Новгороде. Мы технический заказчик проектирования. 
Но мы пошли дальше того, что принято понимать под этим определением. Мы, так сказать, «технический заказчик 2.0». Обычно все сводится к строительному контролю: проверка соответствия качества, объемов, стоимости объекта. Но если посмотреть приказ Минстроя о функциях технического заказчика, там есть такие удивительные для многих опции, как, например, бухгалтерский учет. Мы максимально расширили перечень функций технического заказчика и берем на аутсорсинг задачи, требующие экспертности и опыта сопровождения стройки. В нашей команде есть люди с колоссальным опытом работы, в том числе на объектах сочинской Олимпиады, Чемпионата мира по футболу 2018 года. 
Возвращаясь к юриспруденции. Мы охватываем смежные сферы: корпоративное и семейное право, вопросы банкротства, внешнеэкономическая деятельность, таможенные споры, защита интеллектуальной собственности. 
Это и есть концепция комплексного консультанта. Мы в какой-то момент поняли, что готовы заниматься не просто, например, юридическим консалтингом, а предоставлять комплексное сопровождение. Юридическая экспертиза при этом будет ядром, а клиент в режиме одного окна и по единому стандарту получит полный спектр услуг: инженеров, экономистов, маркетологов и прочих специалистов. Причем эта команда внутри себя способна решить какие-то спорные вопросы, обобщить результат и представить его клиенту. 
Это дает очень высокий эффект, так как суммируются компетенции разных специалистов. Мы поняли, что это может стать новым предложением для рынка, и практика показывает, что оказались правы. 

– Входит ли в сферы вашей работы подготовка и публикация регулярной аналитики по рынкам? 
– Да, мы делаем аналитику, проводим много лекций и семинаров, где также представляем результаты своих исследований. Поскольку юридическая функция у нас остается центральной, мы строим аналитику вокруг нее. 
Например, в этом году у нас вышел интересный справочник природопользователя. Это первое его издание, в котором обобщен опыт оспаривания результатов контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора по выявлению нарушений на промышленных предприятиях и прочим спорам. В этом справочнике мы также предлагаем набор практических рекомендаций. 
В ближайшее время планируем выпустить большой справочник для проектировщиков. Идея в том, чтобы у проектировщиков была настольная книга, которая позволяла бы им сориентироваться во всех юридических нюансах. Архитекторы, прежде всего, люди творческие и, к сожалению, порой упускают ряд правовых аспектов. 

– Вы работаете в разных регионах. Сильно ли отличаются нормативные требования и судебная практика от города к городу? 
– Вопрос отсылает к вопросу Ленина: может ли быть законность калужская и казанская? Он актуален и сегодня. И не только в смысле нормотворчества, но и в судебной практике. В одном суде можно встретить разные подходы к одной и той же норме, к одной и той же ситуации. Так, в Петербурге у нас был случай, когда были заключены два контракта по аналогичным объектам спорта, с идентичными проблемами и с одним и тем же подрядчиком — но суд выносит два диаметрально противоположных решения. 
И это один город! 
Есть разница в региональных практиках. Скажем, в Крыму апелляционная инстанция может значительно дольше рассматривать дела, чем суд первой инстанции. Мы привыкли, что в Москве и Петербурге в апелляции суд решает дело в рамках одного-двух заседаний. В Севастополе же бывает и длительное рассмотрение дела с полным разбором нюансов, с получением в том числе новых доказательств. 
Учитывая, что мы работаем по всей стране – от Калининграда до Владивостока, у нас есть опыт решения вопросов с учетом региональной специфики, и в этом тоже наше существенное преимущество на рынке. 

– Вы работаете и за рубежом. С чем связан выход за пределы страны? 
– Движущей силой стала защита интеллектуальной собственности. Она не очень привязана к государственным границам. Поэтому, когда многие компании, в том числе из IT-сферы, начали активно выходить на зарубежные рынки, у них возникла потребность в поддержке бизнеса в других странах. 
Мы довольно давно начали работать с иностранными партнерами, и сегодня мы одна из немногих компаний, у которой есть и клиенты, и сотрудники в других странах. То есть у нас есть амбиция строить в полной мере международный бизнес, а не только обслуживать интересы российских компаний за рубежом. 

– В вашем клиентском портфеле – и крупные корпорации, и индивидуальные предприниматели. С кем сложнее работать? 
– Нам, в первую очередь, интересно содержание кейсов, а не масштаб клиента. Недавно вышла очередная версия национального рейтинга «Право-300» – это ключевое и самое масштабное в России исследование юридического рынка. Мы заняли в рейтинге лидирующие позиции в ряде номинаций: арбитражное судопроизводство, корпоративные споры, земельные отношения, интеллектуальная собственность, ГЧП и др. 
Каждый раз, когда мы заполняем анкеты этого рейтинга, я замечаю, что оцениваются, прежде всего, внешние параметры: величина клиента, размер исковых требований, стоимость проекта. А вот нам как юристам часто гораздо интереснее иск на 100–200 тыс. рублей, за которым кроется увлекательная правовая проблема. Вот конкретный пример: по иску примерно на 150 тыс. рублей я раз 18 ездил в Арбитражный суд Калужской области. Это был любопытнейший кейс. И тот результат, который мы получили, мне как профессионалу очень важен. 
Еще один яркий пример. Министерство культуры отозвало у реставрационной компании лицензию на выполнение работ. Две судебные инстанции в Москве поддержали министерство, а в кассации нам удалось отменить эти судебные акты, и без возврата дела на новое рассмотрение суд обязал министерство вернуть лицензию. 
Это произвело впечатление на рынке, число обращений к нам выросло. Восстановление лицензии – сложная процедура, и многие не верят в возможность успеха. А мы доказали, что так бывает. 
Есть целая серия больших споров с Автодором по Центральной кольцевой автомобильной дороге, где нам удалось защитить результаты выполненных работ. Интереснейший проект с сальдированием в банкротстве. Суть в том, что подрядчик-банкрот, с одной стороны, должен заказчику деньги. С другой – заказчик также должен подрядчику. Получалось, что ты банкроту должен выплатить определенную сумму, а сам от него получишь на рубль копейку. 
Стал развиваться институт, когда подводится сальдо между контрактами и определяется так называемая завершающая обязанность сторон. Нам удалось реализовать этот механизм примерно для полутора десятков контрактов, что существенно повлияло на финансовое положение должника и контролирующих его лиц. Это тоже очень значимый кейс. 
Поэтому интерес и сложность определяются самой фактурой дела. 
 
– Сейчас многие ожидают очередную волну банкротств. Что это будет означать для вашей компании? 
– Это уже не первая волна. Произойдет очередное изменение структуры рынка. Даже по нашим клиентам мы видим, что значимая часть крупных компаний и предпринимателей, которые занимались стройкой и реставрацией, просто отказались от дальнейшего бизнеса в этом направлении. Кто-то ушел из подрядчика в застройщики, кто-то занимается торговлей на маркетплейсах. 
Однако на рынок приходит много новых игроков, и для нас это означает возможность помочь им не допустить ошибок и проблем, которые привели к предыдущей волне банкротств. 
В целом же нашего предпринимателя ничто не остановит: ни ключевая ставка, ни международные проблемы. Он всегда продолжает развиваться, строить бизнес, искать решение сложных вопросов. И здесь тоже пригодится наш опыт и компетенции по поиску нестандартных подходов, выработке новых гипотез и продуктов, наша возможность объединять знания разных специалистов. 

– Планируете осваивать новые компетенции? 
– Мы не стремимся объять необъятное, идем от потребности клиентов. Если рынку понадобятся новые идеи и компетенции, будем их развивать.  


Реклама / ООО "Версус.лигал", ИНН 7801317443 (Versus)

erid: 2SDnjcxH9cf