За развитием – по инстанциям
Смольный выпустил постановление о взаимодействии органов власти при заключении договоров о комплексном развитии территорий (КРТ).
Смольный выпустил постановление о взаимодействии органов власти при заключении договоров о комплексном развитии территорий (КРТ).
Такие договоры могут заключаться как по инициативе собственника (арендатора) земли, так и по желанию исполнительной власти. Во втором случае территория с пакетом документов выставляется на аукцион. Максимальный срок действия договора – 15 лет.
Постановление городского правительства №433 расписывает порядок подготовки документов. Головной «уполномоченной организацией» назначено ГБУ «Управление инвестиций». Условия соглашения между правообладателем и исполнительной властью формирует Комиссия по комплексному развитию территорий.
Первая инстанция – КГА: именно в Комитет по архитектуре правообладатель направляет первичный пакет документов. Далее начинается собственно подготовка: ГБУ отправляет запросы в КИО, КГИОП, Комитет по благоустройству, Комитеты по развитию транспортной инфраструктуры, по здравоохранению и т. д. Нужно прояснить, какие социальные и транспортные объекты будут строиться на «территории развития, как и когда их будут передавать в казну и пр. Получив ответы в течение пяти дней (три ха-ха), Управление инвестиций формирует сводное заключение и отправляет его в комиссию. Та, в свою очередь, готовит проект постановления правительства Петербурга.
Теоретически все эти процедуры должны занимать не более месяца. На практике – ни один из опрошенных нами девелоперов и инвесторов не проявил интереса к такого рода проектам.
Возможно, более важным будет второй вариант – когда земля получает статус территории комплексного развития по инициативе Смольного. В этом случае неизбежен конфликт интересов с правообладателями и собственниками объектов недвижимости, находящихся на этой территории. Если они не готовы присоединяться к соглашению – то что? Скорее всего – многочисленные и затяжные судебные процессы. На федеральном уровне готовятся поправки в Градкодекс, предусматривающие в таких случаях принудительное изъятие объектов и участков (с компенсацией). Но они пока не приняты.
Постановление №433 носит рамочный характер. Комитету по инвестициям отводится месяц, чтобы подготовить и утвердить форму сводного заключения о возможности КРТ; КИО в течение трёх месяцев должен разработать типовой проект соглашения.
Эта процедурная возня, возможно, имела бы смысл, если бы в приёмных Смольного жужжала толпа инвесторов, желающих вложить свободные средства в развитие города. Но этого почему-то не наблюдается. Главным инвестором последние годы остаётся государство – в лице госкомпаний (Газпром) или ведомств (Минобороны в Кронштадте). А договорённости между этажами и ветвями власти бесполезно прописывать в специальном городском законе – в этой сфере работают другие механизмы.
К тому же для начала стоило бы разъяснить горожанам и предпринимателям разницу между КОТами, КРТами, КУРТами и зонами РЗТ.
Кстати: в 2017 году Смольный утвердил список КУРТов из 13 зон. В него вошли участки во Фрунзенском районе (кварталы между Лиговским и улицами Расстанной, Камчатской, Боровой); большая зона в Курортном районе (у посёлка Горская); зона, ограниченная Рябовским шоссе, КАД, берегом реки Охты в Красносельском районе и т. д.
Какого-либо развития (тем более – комплексного) в указанных зонах не наблюдается. Наоборот: статус КУРТ всё чаще используется Смольным, чтобы приостановить застройку и «заморозить» проект, который чиновники почему-либо считают нежелательным.
В общем, в этом направлении много неосвоенного. Можно, например, заранее озаботиться созданием правил проезда и тарифной сетки для Hyperloop...