НАШ ЦИТАТНИК: «Нужна разная ставка проектного финансирования на строительство жилья и социальной инфраструктуры. Введение пониженных ставок проектного финансирования для социальных объектов могло бы, возможно, даже привести к некоторому снижению цен на жилье...» Кукушкина Наталья

12 мая, 06:33

Здания Фарфоровского поста предстоит перенести ради строительства ВСМ

17 апреля в 13:54

Здания Фарфоровского поста предстоит перенести, чтобы вывести их из зоны влияния Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург (ВСМ). Историко-культурная экспертиза дала положительное заключение для работ.

Фото: NSP

Для сохранности исторического комплекса зданий Фарфоровского поста предстоит переместить ряд построек. Это следует из материалов историко-культурной экспертизы, опубликованных КГИОП (выдано положительное заключение для проведения работ). 

Фарфоровский пост — дореволюционный квартал, возведенный для железнодорожных служащих. Включает в себя жилые и административные постройки, а также железнодорожную станцию. Сейчас речь идет о зданиях, попадающих в зону влияния перспективной скоростной железнодорожной магистрали: 

  • дом под № 40 предстоит сдвинуть на 14,09 метров от ж/д путей;  
  • дом № 44 — на 13,75 метров от ж/д путей;  
  • дом № 48 — на 13,61 метров от ж/д путей; 
  • дом № 54 — на 12,86 метров от ж/д путей и 20 метров к югу; 
  • здание станции — на 20 метров от ж/д путей. 

Вопрос о культурно-историческом статусе этого комплекса решался в 2024 году. Тогда были подготовлены две историко-культурные экспертизы: одна предполагала более подробный предмет охраны, вторая давала статус достопримечательного места посту (что, по мнению градозащитников, не является гарантией от разрушения домов). В итоге территория получила статус достопримечательного места.


Как перемещают исторические дома в Петербурге 

В Петербурге в конце декабря 2023 года передвинули двухэтажный исторический дом на Черной речке. Его сместили более чем на 50 метров (преимущественно на юг и немного — на запад). Затраты на эту операцию оценены в 100 млн рублей.

В апреле 2025 года градозащитники распространили письмо губернатору Петербурга от гендиректора «СК Союз»: он готов переместить здание на пр. Обуховской обороны, 68, которое может быть снесено в рамках строительства развязки Большого Смоленского моста.


Мнение эксперта

Василий Тимофеев, генеральный директор компании City Solutions: 

– Такое инженерное решение для пяти зданий Фарфоровского поста считаю логичным. Поддерживаем позицию властей и готовы поделиться опытом перемещения Императорского Воспитательного дома —  мы впервые  в истории Петербурга реализовали этот проект в 2023 году. Здания Фарфоровского поста и наше сопоставимы по размерам, а некоторые из них даже меньше. Воспитательный дом также кирпичный, поэтому примененные нами методики переноса будут релевантные, мы готовы предоставить необходимую экспертизу.

Если говорить о примерных затратах, то перемещение исторического здания весом 2-3 тысячи тонн может стоить от 70 млн до 150 миллионов рублей. Все зависит от конструкции фундамента, состояния кладки, выбора типа перемещения и расстояния. Для сравнения: в случае с Фарфоровским постом здания перемещаются на расстояние от 13 до 20 метров. Мы в City Solutions потратили около 100 миллионов рублей на перемещение Воспитательного дома на 52 метра.

Подготовительные мероприятия заняли у нас около полугода. Необходимо было провести инженерные изыскания, усилить здание, смонтировать конструкции для перемещения, выполнить сам перенос, затем восстановить фундамент и подключить все инженерные сети. На практике сложнее всего не сдвинуть здание, а контролировать его  перемещение и точно и безопасно установить его на новое место. Например, мы установили Воспитательный дом на крышу подземной парковки нашего ЖК.

Важна правильная оценка состояния зданий Фарфоровского поста. Несмотря на приличный внешний вид, сами внутренние конструкции, которым больше ста лет, могут иметь серьёзные деформации. В момент сдвига возможно развитие трещин, особенно при изношенной кладке. Кроме того, в Петербурге практически нет подрядчиков с реальным опытом подобных работ — кроме нашей команды.

Практика перемещения зданий открывает большие возможности для новых инфраструктурных проектов. Мы рады что технология переноса зданий в Петербурге развивается и переходит из разряда экспериментальных в категорию регулярных. Перемещение зданий может войти в постоянный инструментарий градостроительства — особенно в мегаполисах, где важен каждый метр.