НАШ ЦИТАТНИК: «Регионам нужны реальные полномочия, чтобы защищать участников ИЖС. Мы уже выстроили системную работу с банками: выявлено около 2 тыс. сделок с нарушением сроков, достигнута договоренность о реструктуризации, кредитных каникулах, замене подрядчика...» Александр Дрозденко

13 июня, 05:23

«Покупатели стали ленивыми»: ритейл «у дома» может выиграть у торговых центров

Сегодня в 08:42

Встроенные коммерческие помещения в жилых кварталах по многим параметрам выигрывают у торговых комплексов: жители хотят поесть и отдохнуть недалеко от дома, а покупки все чаще совершают с помощью доставки. Это меняет формат коммерческих новостроек. Тренды стрит-ритейла обсудили на Петербургском форуме торговой недвижимости.

Фото: NSP

Особенности и тренды торговой недвижимости в жилых кварталах обсудили участники VII Форума торговой недвижимости. 

Исполнительный директор ГК «Аврора» Сергей Гуров обратил внимание на нюансы аренды коммерческих помещений в жилых домах, включая «встроенные» в новостройки торговые центры. На практике владельцы коммерции могут столкнуться со сложностями при взаимодействии с управляющей организацией, которая знает, как обслуживать жилые дома, но не учитывает нюансы торговых площадей. 

По-прежнему возникают вопросы с регулированием коммунальных тарифов, с «разруливанием» вопросов по парковке, озеленению и правилам размещения вывесок. Решением проблем может стать продуманная «автономность» торговых площадей уже на этапе проектирования, включая независимую логистику, парковку, инженерные системы. 

Для того, чтобы повысить привлекательность коммерческих помещений, девелопер может создать комфортную пешеходную зону. О таком опыте рассказал генеральный директор ООО «Мавис» Николай Коробов на примере Екатерининской улицы в Мурино. Стоимость благоустройства составила более 220 млн. «Мы стали создавать принцип торгового комплекса под открытым небом. Поставили лавочки, чтобы люди сидели и видели вывески наших арендаторов», — рассказал он.

Директор по коммерческой недвижимости «ГК Алькор». Людмила Рева отметила, какие форматы коммерции в рамках 15-минутной доступности пользуются популярностью среди жителей. Помимо благоустройства и медучреждений востребованы спортивные объекты, что менее ожидаемо — термы. Популярностью пользуются сервисы для хранения личных вещей — в современных квартирах пространство для этого ограничено. Востребованы коворкинги и соседские центры. 

И, конечно, особое внимание уделяется гастропространствам. «Мы уходим в гастро историю в entertainment и food в совершенно разных форматах. Тоже самое ждет и комплексное освоение территории: без зон общепита никуда», — отметила эксперт.

Как предприятию общепита выбрать себе место? 

Дмитрий Томилин, генеральный директор ГК «Этерна» (директор департамента недвижимости ГК «Шоколадница»): 
— Выбирая локацию для аренды, мы смотрим на ряд параметров. Микрорайон, в котором мы арендуем площадь, должен быть довольно большой, от 50 тыс. человек. При этом мы предпочитаем районы, где большинство квартир куплены, а не получены по социальным программам. 
В Петербурге, конечно, в определенных районах повышается привлекательность за счет туристического трафика, но есть потенциал и в Мурино, и в Кудрово. 
Смотрим соотношение доходности и расходов на аренду и сначала нам нужны места на 5+. Я хочу сказать, что локация на "пятерку" может оказаться встроенным помещением в жилом комплексе, и мы туда пойдем, как арендаторы. Что касается локаций у станций метро, то там очень высокие ставки и высока конкуренция от форматов To go, поэтому такие локации мы оцениваем довольно придирчиво.