Эксперты ГК «Глобал ЭМ»: «Подход к проектированию детсадов и школ остается в основном унитарным»
В Петербурге три четверти школ и детсадов возведены еще по советским типовым проектам. Современных образовательных учреждений, спроектированных с учетом потребностей поколений Z и α, немного.

Об особенностях проектирования школ и садиков и об ограничениях, с которыми сталкиваются девелоперы, рассуждают руководители архитектурного отдела и отдела генерального планирования ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина и Елена Козинец.

Козинец Елена
ГК «Глобал ЭМ»
Елена Козинец:
– В советскую эпоху, когда жилищное строительство велось кварталами по типовым проектам, под детские образовательные учреждения выделяли стандартные территории. А вот современные девелоперы сталкиваются с двумя типами задач.
В небольших по площади жилых комплексах под школу или детский сад может быть выделен участок нерегулярной формы, что требует нетиповых архитектурных решений. В проектах комплексного освоения территорий (КОТ), напротив, земли под социальную инфраструктуру достаточно, что позволяет создавать масштабные образовательные кластеры.
При этом застройщик выбирает концепцию соцобъекта и его благоустройства, в том числе, исходя из условий передачи городу. Если девелопер передает учреждение безвозмездно, у него большей свободы для реализации уникальной концепции. Если объект выкупает город, возможности застройщика могут быть ограничены рамками установленной сметы.

Бровкина Татьяна
ГК «Глобал ЭМ»
Татьяна Бровкина:
– Детское образование в России трансформировалось за последние десятилетия. Если советская система делала упор на унификацию и коллективные нормы, то современные детские сады и школы все чаще ориентируются на индивидуальный подход, развитие творческих способностей и раннюю профориентацию. Та же тенденция просматривается в архитектуре и внутренних планировках детский учебных заведений.
Первые типовые проекты школ появились в 1930-е и до сих пор встречаются в столичной застройке, например. Однако наиболее распространенными в период массового строительства стали проекты 1950–1960-х годов. Один из них (под номером 65-426/1) получил народное название «Самолётик» из-за своей Н-образной формы. В 1970-х его сменила серия ДСК-7: здание, напоминающее «каре», из крупных панелей. Аналогичные решения использовались и при строительстве детских садов, что сделало эти архитектурные формы привычными для нескольких поколений россиян.
В отличие от советской системы, где государство выступало единственным заказчиком, современные проектные решения учитывают интересы множества сторон. Девелоперы стремятся создать функциональный и привлекательный объект с минимальными инвестициями. Госорганы контролируют соблюдение нормативов безопасности и доступности. Семьи ожидают высокого уровня комфорта, качественного образования и возможностей для дополнительного развития. Преподаватели ищут комфортное место для работы. Выбор оператора определяет образовательные сценарии и функционал. Это позволяет интегрировать в проект современные решения, отвечающие запросам всех заинтересованных сторон.
Елена Козинец:
– В целом, нормативы проектирования образовательных учреждений с советских времен изменились незначительно. Разве что требуется больше пространства для игровых площадок.
Новая практика – встроенно-пристроенные детские сады, которые позволяют оптимизировать городское пространство в условиях плотной застройки. Кроме того, они удобны родителям: не нужно тратить время на дорогу.
Татьяна Бровкина:
– Хотя действующие санитарные и противопожарные нормы, унаследованные от советской нормативной базы, ограничивают внедрение новаторских решений, архитекторы и девелоперы стремятся адаптировать проекты к актуальным требованиям. Тем не менее, действительно ярких социальных объектов пока относительно немного.
Эстетика новых школ и детских садов, безусловно, улучшилась. Но подход к их архитектуре в основном остался унитарным. Между тем, специалисты называют архитектуру школ третьей по значимости составляющей воспитательного процесса, наряду с семьей и преподавателями. Она способна прививать хороший вкус и пробуждать чувство прекрасного с самого детства. Архитектура может подчеркивать тематическую направленность учебных заведений и улучшать эмоциональную атмосферу микрорайона. На фоне спокойных, даже монотонных жилых кварталов такие объекты визуально выделяются как свободные от плотной застройки пространства. Почему бы не сделать их еще привлекательнее за счет архитектуры?
Елена Козинец:
– Еще к вопросу о нормах. Например, советское требование огораживать детские образовательные учреждения актуально с точки зрения безопасности в условиях постоянно растущих угроз. Сегодня к традиционным заборам добавились современные технологии: системы видеонаблюдения и пропускные пункты с металлорамками. С одной стороны, это ужесточение норм, с другой – абсолютно правильная политика государства.
А что, действительно, вызывает сожаление, так это отсутствие яблоневых садов, которые раньше росли вокруг многих школ, а также пришкольных огородов. Эта добрая традиция, не закрепленная в нормативах, позволяла вовлекать детей в физический труд и работу с землей. В отличие от советских школ, где уход за садами и огородами был практической частью учебного процесса, новые проекты пока не предусматривают подобных зон.
Тенденция «приглашать природу в город» не так давно обозначилась в жилых комплексах. Ее уже активно используют в оформлении дворовых пространств, хотелось бы распространить такой подход и на образовательные учреждения. В частности, в рамках проекта «Троицкая гора» мы декорировали фасады детских садов уникальными флористическими мотивами.

Татьяна Бровкина:
– Что касается внутренних планировок образовательных учреждений, здесь мы видим явный сдвиг фокуса с теории на практические занятия.
На смену коридорной системе и однотипным классам приходят многофункциональные трансформируемые пространства: открытые учебные зоны, кабинеты-трансформеры и площадки для работы в малых группах. Такой «кампусный» подход позволяет адаптировать помещения под различные образовательные сценарии и меняющееся число учеников. В некоторых проектах для разных возрастов предусмотрены отдельные корпуса, а библиотеки как выделенные помещения уступают место открытым книжным зонам в коридорах и классах. Инженерные решения теперь подчинены образовательным целям, а не только удобству коммуникаций. Оснащение кабинетов улучшается за счет мультимедийных досок, проекторов и классов виртуальной реальности.
Важным трендом является инклюзивный подход: школы проектируются с учетом потребностей детей с ограниченными возможностями (пандусы, широкие коридоры и специальные санузлы).
В детских садах, несмотря на сохранение традиционной коридорной системы, тоже появляются инновационные решения. Например, в проектах с ограниченным бюджетом и площадью спальни и игровые зоны разделяются мобильными перегородками, а кровати убираются в стены.
Елена Козинец:
– Нормативы по количеству и зонированию игровых и спортивных площадок в образовательных учреждениях остались практически неизменными. Их площадь в детсадах, например, по-прежнему рассчитывается исходя из числа детей в группе, а сами площадки разделены по возрастам – для младших и старших групп, с разным оборудованием. Помимо этого, в детских садах и школах предусматривается общая спортивная зона.
Вместе с тем, в современных проектах делается ставка на разнообразную спортивную инфраструктуру. Вместо одного спортзала и асфальтированного поля – несколько залов, бассейн и профессиональные стадионы с различными типами покрытий. Проектировщики уделяют больше внимания деталям. Цель – дать детям возможность тактильно знакомиться с разными материалами, что способствует их сенсорному развитию.
Кроме того, если позволяет территория и финансирование, на площадках появляются дополнительные объекты, такие как теннисные корты. В этом случае школы могут быть использованы для создания детско-юношеских спортивных секций.