Железобетонные аргументы: итоги дискуссии «Интенсификация и индустриализация строительства»
Индустриальные технологии домостроения — один из актуальных трендов, в котором девелоперы видят возможность снизить себестоимость на фоне высокой стоимости кредитов и падения спроса. О сильных и слабых сторонах этих технологий рассуждали участники дискуссии «Интенсификация и индустриализация строительства». Она состоялась 26 сентября в рамках деловой программы XVI Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс» на форуме «Устойчивое развитие».

Спикеры тематической сессии:
- Глушков Антон Николаевич, президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ)
- Белоусов Алексей Игоревич, генеральный директор СРО Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга»
- Панин Александр Николаевич, доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ
- Пастух Ольга Александровна, заместитель декана по научной работе строительного факультета СПбГАСУ
- Кузеванов Дмитрий Владимирович, президент ассоциации «Железобетон», директор НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, АО НИЦ «Строительство», к. т. н., член-корреспондент РИА
- Енокаев Евгений Кемилевич, первый заместитель председателя комитета по строительству ЛО
- Шарманов Владимир Владимирович, начальник продуктово-методологического отдела дирекции по инновациям и развитию продукта АО «ГК «Эталон»
- Вершинин Дмитрий Владимирович, заместитель генерального директора, руководитель проектного бюро ГК «Вертикаль»
- Корнышев Роман Владимирович, коммерческий директор ГК «Вертикаль»
- Веряев Сергей Иванович, директор ООО ИВП «КОМКОН», Калужская область, г. Обнинск
- Тамразян Ашот Георгиевич, заведующий кафедрой железобетонных и каменных конструкций ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
- Зыбина Ольга Александровна, заведующая кафедрой «Пожарная безопасность» Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Модераторы:
- Разгуляев Олег Александрович, вице-президент НП «Объединение производителей строительных материалов», председатель подкомитета по строительным материалам комитета по инжинирингу архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ
- Хегай Алексей Олегович, заведующий кафедрой железобетонных и каменных конструкций СПбГАСУ
Фото: Арина Венскаускас
Покупатель хочет «излишеств»
Об индустриализации строительства участники рынка особенно активно заговорили в 2024 году, после того как из-за отмены массовой льготной ипотеки и повышения ключевой ставки Центробанка кредитование стало практически недоступно как для застройщиков, так и для их покупателей. Спрос на первичном рынке упал на 21,7% (данные «ДОМ.РФ» по итогам восьми месяцев 2025 года), и застройщики стали усиленно искать способы оптимизации себестоимости.
Первое, что в этом смысле приходит в голову, — хрущевская реформа 1955 года, когда для решения жилищной проблемы и восстановления разрушенного во время Великой Отечественной войны в стране началось массовое типовое строительство. Прежде всего — из сборного железобетона. Дома из железобетонных конструкций (ЖБК) возводили быстро, дешево и без архитектурных излишеств. Районы новостроек во всех городах страны стали похожи один на другой, зато острота жилищного вопроса была в целом снята, напомнил участникам круглого стола председатель НОСТРОЙ Антон Глушков.
«Основной плюс сборных конструкций — это стабильное качество, которое обеспечивается за счет заводского производства», — считает он.
Сегодня не только в России, но и за рубежом строители все чаще обращаются к сборным конструкциям. Они применяются даже в высотном строительстве, рассказала Ольга Пастух, заместитель декана по научной работе строительного факультета СПбГАСУ. Например, в Абу-Даби в 2007–2010 годах был возведен 23-этажный круглый небоскреб Aldar HQ. Здание высотой 110 м имеет в основе две бетонные опоры, а во внешнем каркасе использованы стальные конструкции.
Сомодератор круглого стола Алексей Хегай, заведующий кафедрой железобетонных и каменных конструкций СПбГАСУ, отметил, что в последние десятилетия больший интерес у участников рынка и у студентов в вузах вызывает монолитное строительство, в меньшей степени — тема сборного железобетона. Поэтому важно делать акцент на анализе различных технологий.
«Нужно убеждать застройщиков обращать больше внимания на сборный железобетон», — призвал модератор дискуссии Олег Разгуляев, вице-президент НП «Объединение производителей строительных материалов», председатель подкомитета по строительным материалам комитета по инжинирингу архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ. Он признает, что на этом пути есть немало преград, в том числе и маркетинговая политика застройщиков, которая в последние десятилетия выстраивалась почти исключительно под монолитное домостроение.

Роман Корнышев, коммерческий директор инвестиционно-строительной ГК «Вертикаль», поясняет, что такая политика застройщиков имеет под собой весомые основания. «Историческая память нашего потребителя такова, что панельное домостроение ассоциируется у него со всем негативом, имевшемся у 80% жилья, которое строилось в советское время. Это и не самые привлекательные фасадные решения, и негибкие планировки, наличие несущих конструкций внутри квартиры, что не позволяло менять пространство, низкие потолки, — поясняет Роман Корнышев. — Сегодня технологии позволяют значительно улучшить внешний вид и увеличить ассортимент планировок в зданиях из сборного железобетона. Однако в районах исторической застройки эта технология малоприменима. Монолит дает больше свободы для архитектурных и планировочных решений. Кроме того, у современного клиента совсем не тот уровень насмотренности, какой был в советские годы, когда была объявлена борьба с архитектурными излишествами. Сегодня покупателю нужны некоторые «излишества».
Именно поэтому, считает Роман Корнышев, клиент рублем голосует за монолитные дома, а не за панельные (доля таких строек в Петербурге — менее 10% от всего объема рынка).
Его коллега Дмитрий Вершинин, заместитель генерального директора, руководитель проектного бюро ГК «Вертикаль», продолжает: одно из главных преимуществ сборного железобетона — относительно низкие затраты на проектирование и высокая скорость строительства. Технология позволяет реализовывать типовые проекты и эффективна для квартальной застройки. «Тем не менее застройщикам приходится адаптировать каждый объект к окружающим условиям, поэтому возникают проблемы с использованием типовых решений. К тому же и у монолита есть потенциал по оптимизации затрат, в том числе за счет сокращения объема используемого бетона. Мы работаем в этом направлении, приближаясь по экономике к сборным проектам», — делится опытом Дмитрий Вершинин.
Скорость решает?
Впрочем, апологеты железобетона уверены, что его минусы не столь существенны, как принято считать.
«Современные сборные железобетонные конструкции лишены многих недостатков, которые имели подобные объекты в прошлом. Уже в одной из последних панельных серий — знаменитой 137-й — были решены многие проблемы панельной технологии. В частности, был существенно продлен срок службы этих конструкций, повышены эксплуатационные, теплоизоляционные свойства, улучшен внешний вид», — добавляет Александр Панин, доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ.
В России сегодня безоговорочно выигрывает монолитная технология, но по скорости она не может тягаться со сборным железобетоном, уверен Дмитрий Кузеванов, президент ассоциации «Железобетон», директор НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, АО НИЦ «Строительство». Монолитный дом растет со скоростью четыре-пять этажей в месяц, а из сборного железобетона за тот же месяц можно возвести 25-этажное здание, приводит расчеты Дмитрий Кузеванов.
Евгений Енокаев, первый заместитель председателя комитета по строительству Ленинградской области, подтверждает: «Сборный железобетон выручает в ситуациях, когда нужно оперативно решить задачу». Так, в этом году в областном Приморске из-за взрыва газа был частично разрушен шестиэтажный панельный дом. Первые панели для его восстановления завезли на стройплощадку 3 августа, а сейчас работы уже на финальной стадии».

По оценке Евгения Енокаева, 25–30% зданий в Ленобласти строится из сборного железобетона, а по программе расселения аварийного и ветхого жилья — 74%. Хотя не все из 290 введенных за последнее десятилетие социальных объектов возведены из сборного железобетона, в последние годы наметилась устойчивая тенденция к активному использованию этой технологии. Так, из сборных конструкций планируется построить школу на 600 мест в Тихвине; школа «Высший пилотаж» на 1175 мест в Гатчине возведена по этой технологии; завершается строительство детсада на 200 мест в Тельмановском городском поселении.
Причем этот детсад изначально должен был быть кирпично-монолитным, но первый подрядчик не справился с работой, контракт с ним расторгли. Новый подрядчик решил, что быстрее и дешевле будет скорректировать проект. Он построил на готовом фундаменте здание из сборных железобетонных конструкций.
«У нас нет предпочтения по использованию той или иной технологии. Есть определенные факторы, влияющие на принятие решения о том, целесообразно или нет рассматривать железобетон. Если рядом со стройплощадкой имеются производственные мощности по бетону, можно сделать выбор в пользу монолита, — поясняет Евгений Енокаев. — Однако я считаю, что железобетон будут применять активнее. Сметная нормативная зарплата рабочего в Ленобласти в 2024 году выросла на 38%, то есть рабочая сила дорожает. А технология сборного домостроения позволяет экономить трудозатраты: на сбор коробки их требуется в два-три раза меньше, чем при монолитном строительстве. Стоимость материалов при строительстве из сборного железобетона при определенных условиях может быть немного ниже. Сегодня можно обеспечить гарантированное качество, архитектурное разнообразие и высокую энергоэффективность сборных зданий».
Технологичный микст
Застройщики-«монолитчики», хотя и не спешат переходить на сборный железобетон, но тоже применяют элементы индустриального строительства, чтобы ускорить возведение зданий и снизить затраты.
По такому пути идет Группа «Эталон», выпуская на площадке своего технопарка в Горелово префабрицированные элементы собственной разработки. В ассортименте завода — каркасно-обшивные панели, шахт-пакеты, компоненты систем вентиляции. «Каркасно-обшивная панель состоит из легкого металлокаркаса, заполненного утеплителем. Благодаря использованию этих панелей мы получаем полноценную наружную ограждающую конструкцию, которая заменяет кирпичную кладку и монтируется сразу же с системой навесных вентилируемых фасадов. Внешний вид фасада может быть выполнен в любом варианте, в соответствии с пожеланиями заказчика, — рассказывает Владимир Шарманов, начальник продуктово-методологического отдела дирекции по инновациям и развитию продукта АО «ГК «Эталон». — В сравнении с железобетонной панелью или кирпичной кладкой это облегченная конструкция, поэтому при ее применении можно существенно экономить на фундаменте, на материале, на каркасе. Использование префабрикации позволяет ускорить сооружение внешнего контура на 20–50%, снизить количество мокрых процессов на стройплощадке. Мы считаем, что кирпично-монолитная технология перспективнее, чем сборная. Но элементы префабрикации могут применяться для замены кладки, в фасадных работах, тем самым снижая трудоемкость работ, повышая качество, ускоряя строительство».

Другие девелоперы также используют сочетание различных технологий в рамках своих проектов. Например, о подобном опыте рассказал Ашот Тамразян, заведующий кафедрой железобетонных и каменных конструкций ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет».
Его команда получила задачу от «Группы ЛСР»: построить на базе опалубки 17-этажного панельного дома 25-этажный сборный дом, причем не повышая прочность бетона и не увеличивая затраты.
«Мы пришли к парадоксальному выводу: чтобы помочь сборному железобетону выстроиться в такой опалубке, надо подвальную часть и первый этаж сделать монолитными. Тем самым мы снижаем нагрузку сборного железобетона, — комментирует Ашот Тамразян. — Вообще я считаю, что железобетон — это вечный материал. Мы на кафедре расшифровываем аббревиатуру ЖБК так: «живучесть, безопасность, комфорт». Через 50 лет может наступить моральный износ ЖБК, но не физический. Поэтому нужно думать, как строить дома таким образом, чтобы они как можно дольше не устаревали. Девиз кафедры ЖБК – «Живучесть без компромиссов».
Заводы постарели
Участники круглого стола отметили, что более активному распространению индустриального домостроения мешает, прежде всего, устаревшая производственная база. По подсчетам Дмитрия Кузеванова, из 2 тыс. производителей сборных железобетонных изделий и 5 тыс. производителей товарного бетона, которые значатся по документам как действующие, реально работают и выпускают продукцию в более-менее заметных количествах лишь около 150. Значительная часть из них сосредоточена в Петербурге и Ленинградской области.
Многие заводы прошли масштабную реконструкцию в 2012–2014 годах. Сейчас ее потенциал уже исчерпан, требуется очередное серьезное обновление, а возможностей для этого у собственников заводов нет. Прежде всего — из-за отсутствия отечественного оборудования и техники для таких предприятий. Раньше их закупали в Европе, в основном в Германии и Финляндии. Теперь доступна только китайская продукция, но наши заводы с ней плохо знакомы, да и полная замена производственных мощностей большинству из них не по карману.

Примечательно, что они не спешат пользоваться мерами господдержки, которые предусмотрены для отечественных производителей, многие просто не знают о такой возможности. Осложняет ситуацию то, что в законодательстве о господдержке нет четкого понимания, какие именно предприятия могут претендовать на нее. В частности, из-за неопределенности терминов. «В одном из приказов Минпромторга есть положение о том, что меры господдержки рассчитаны на производителей, выпускающих префабрицированные изделия. Под это определение подходит и завод, который производит бетонные плиты, — уверен Дмитрий Кузеванов. — Но по правилам предоставления господдержки эта продукция не относится к данной категории. И когда производитель обращается в Минпромторг, то получает отказ. Надеюсь, эти вопросы будут решены. Досадно слышать, что производители мороженого пользуются мерами поддержки, а производители продукции, из которой строятся дома, нет».
На изношенном и морально устаревшем оборудовании заводы не в состоянии выпускать продукцию нужного качества и в требуемых объемах, отмечает он. В результате по итогам восьми месяцев 2025-го объемы производства железобетона в России снизились на 9% год к году, сборного железобетона — на 16%. «Наши коллеги из цементной отрасли наблюдают аналогичную ситуацию: по их данным, в 2026 году они выйдут на уровень потребления цемента 2018 года. Пессимистическую нотку добавляет и высказывание российского вице-премьера Марата Хуснуллина о том, что в 2027 году ожидается снижение ввода жилья на треть. Это дополнительно уменьшит объемы потребления цемента и бетона», — сетует Дмитрий Кузеванов.
Автоматизация в помощь
Отчасти помочь заводам может модернизация узлов или производственных этапов. Например, компания «Комкон» занимается цифровизацией и автоматизацией промышленных предприятий, в том числе домостроительных комбинатов, производителей бетона и т. д. По словам Сергея Веряева, директора ООО ИВП «Комкон», автоматизация склада инертных материалов, заводских цехов позволяет в ряде случаев в разы ускорить отдельные операции и в целом повысить эффективность предприятий, снизить издержки, улучшить качество выпускаемой продукции.
Чтобы конечная продукция по своим эксплуатационным и потребительским качествам могла увереннее конкурировать с монолитом, нужно активизировать разработки по ее улучшению, добавляет Ольга Зыбина, заведующая кафедрой «Пожарная безопасность» Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Скажем, известное специалистам слабое место ЖБК — меньшая, чем у монолита, устойчивость к высоким температурам. «Для повышения огнестойкости бетона сегодня применяют защитные материалы, в том числе минерально-ватные, штукатурные смеси. Для этого используют марки бетона, которые более устойчивы к высоким температурам, — поясняет Ольга Зыбина. — Чтобы эта работа была более эффективной, нужно улучшать квалификацию и расширять возможности испытательных лабораторий, которые занимаются огнестойкостью ЖБК. Площадки, на которых возможно проводить такие испытания, главным образом находятся в Москве. Кроме того, в России нет ни национального стандарта для огнезащитных материалов, ни аналогичного межгосударственного на уровне ЕАЭС. Это также мешает повышать качество ЖБК».
Нюансы логистики
Локальные меры не дадут серьезных результатов, требуются системные изменения, считают участники рынка. Так, по мнению Антона Глушкова, в России нужно наладить производство оборудования для отечественных заводов. «Если не научиться самим производить необходимое оборудование, развивать крупнопанельное домостроение невозможно. Нельзя опираться только на китайскую продукцию», — уверен он.

В качестве важного фактора, который тормозит применение ЖБК, глава НОСТРОЙ назвал устаревшие проектные разработки. «Раньше целые институты разрабатывали типовые серии, которые в рамках Госплана размещали по стране. Это привело к тому, что в СССР почти 80% многоквартирного фонда построено по технологии сборного домостроения. Объекты соцкультбыта тоже возводили с применением этой технологии, пожалуй, одной из наиболее успешных в истории России. Нынешние строители, которые работают со сборными конструкциями, все еще активно применяют наработки советского времени. В этом есть и плюсы, и минусы, поскольку многие решения устарели. Нужна масштабная работа по созданию новых серий, в которых были бы учтены современные требования, — полагает Антон Глушков. — Но все это завязано на объемы производства конструкций. Ведь крупнопанельное домостроение — это в первую очередь завод. Поэтому при планировании стройки нужно обязательно учитывать емкость этих предприятий, радиус доступности сбыта для них, возможности поставок инертных материалов. Оптимально, чтобы расстояние было до 300–350 км, а мощность предприятия — от 100 тыс. кв. м в год. При увеличении расстояния и уменьшении мощности завода его использование с экономической точки зрения становится нецелесообразным. Например, на Крайний Север доставлять сборные конструкции очень дорого».
С логистикой связан и еще один нюанс применения ЖБК, о котором упомянул Дмитрий Кузеванов: «Самая быстрая технология, которая сейчас продвигается, — модульное строительство. Но модули, которые сегодня можно делать быстро, имеют ограниченные параметры. Условно говоря, они помещаются в бортовой КамАЗ. Готовы мы жить в кузове КамАЗа? Нет. Мы хотим комнаты пошире, побольше. В Москве направление модульного строительства развивает концерн «Монарх». У него есть крупные модули с готовой отделкой. Но довезти их до нужного адреса — целая спецоперация, с перекрытиями дорог и чудесами коммуникации. Так что у этой технологии тоже есть свои ограничения».
Право на выбор
Дмитрий Кузеванов считает, что нужно активнее продвигать индустриальное домостроение в самых разных его проявлениях: использование модульных конструкций, панелей, новых элементов соединения и т. д. Сейчас новации внедряют, как правило, отдельные энтузиасты, а нужно, чтобы это стало массовым явлением.
В том, что у строительной отрасли должна быть широкая альтернатива и застройщикам следует решать, какую именно технологию использовать для того или иного проекта, убежден Алексей Белоусов, генеральный директор СРО Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга»: «Я понимаю те тревожные ожидания, которые возникают, когда слышишь о таких показателях, как выручка, ввод новых объектов. Они в последнее время снижаются, и невольно возникают определенные сомнения по поводу того, как мы будем жить дальше. Но мы многократно проходили через кризисы и много раз убеждались в устойчивости строительной отрасли, в том, какие креативные люди работают в ней. Они всегда находят множество вариантов выхода из любой тяжелой экономической ситуации».
Организаторы сессии:
Консорциум строительной отрасли
СЗФО, Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга», подкомитет
по строительным материалам комитета по инжинирингу
архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ, а также редакция
NSP.RU и газеты «Недвижимость и строительство Петербурга»
ФОТО:
Арина Венскаускас для NSP.RU
Презентации спикеров по запросу:
Галина Егорова, руководитель отдела развития проектов NSP.RU
galina.egorova.np@gmail.com