НАШ ЦИТАТНИК: «Мы считаем, мораторий на неустойки, продленный властями до конца года, лишь усугубил ситуацию. Такая антикризисная мера поддерживает финансово неустойчивых застройщиков, снижает их дисциплину и оставляет дольщиков без действенных рычагов влияния...» Евгений Бескровный

6 октября, 21:19

Опрос экспертов: препятствуют ли действующие нормативы для создания креативных проектов социальной инфраструктуры?

Сегодня в 12:40

Являются ли действующие нормативы препятствием для создания современных и креативных с точки зрения архитектуры и наполнения школ и детских садиков? Или в рамках норм остается свобода для творчества?

Как насытить школу и садик современной спортивной и игровой инфраструктурой в условиях, если площадь участка ограничена? 
Какие из современных планировочных решений для детских образовательных учреждений вы считаете наиболее актуальными и востребованными? 

Такие вопросы мы задали застройщикам и экспертам. 

Виталий Голубев,  
коммерческий директор ЖК «Охтинские высоты» (девелопер — компания «Новое Измерение»):  

— Подход к проектированию социальных объектов, к сожалению, во многом остается унитарным, но запрос на изменения уже сформирован, и мы это видим по предпочтениям будущих жителей. 
Рынок движется в сторону создания многофункциональных пространств: открытых учебных зон, кабинетов-трансформеров и среды, ориентированной на индивидуальный подход к ребенку. Архитектура все чаще рассматривается как важная часть воспитательного процесса. 
Для нас как девелопера, работающего по индивидуальным проектам, это не просто тренд, а базовый принцип. Мы сознательно отошли от типовых решений, чтобы создавать продуманное образовательное пространство, где архитектура работает на развитие детей.  
Так, сейчас мы строим детский садик на 120 мест по собственному архитектурному проекту. Всего же в рамках первой очереди ЖК «Охтинские высоты» запланировано возведение трех социальных объектов: государственной школы на 550 учеников и двух детсадов.  


Юдита Григайте,  
директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»: 

— Действующие нормативы в сфере строительства образовательных учреждений не являются ограничением, а служат фундаментом для обеспечения функциональности помещений и безопасности детей. Они задают базовый уровень требований, на который девелопер может опираться, выбирая между типовым решением или созданием индивидуального проекта. 
За последние три года «Ленстройтрест» реализовал три уникальных проекта современных школ и нескольких детсадов в Петербурге и пригородах — в Колпино, Янино и Гатчине. Опыт показал, что даже в строго регламентированной сфере девелопер может и должен предлагать нестандартные решения. Уже на стадии проектирования мы взаимодействуем с районной администрацией, которая впоследствии принимает объект на баланс. Яркие примеры такого сотрудничества — детский сад в стиле рыцарского замка в квартале «Юттери» и сад в образе «домика Винни-Пуха» в Янино. Подобные проекты требуют незначительных дополнительных затрат, но значительно повышают эмоциональное восприятие объекта. 
Ключевой тренд в строительстве образовательных учреждений сегодня — уход от «типовой коробки» в сторону создания многофункциональной и адаптивной среды. Ограниченные размеры участка становятся не препятствием, а стимулом для поиска креативных планировочных решений. Мы видим перспективу в трансформируемости пространств, когда рекреационные зоны легко адаптируются под игровые активности или мероприятия.  
Подобные проекты становятся важным конкурентным преимуществом жилых кварталов. 


Филипп Шраге,  
генеральный директор строительной компании Kronung: 
 
— Тема архитектуры школ и детских садов остается дискуссионной. В Петербурге мы часто видим, что нормативная база задает жесткий «коридор» для проектировщиков, и в результате многие здания похожи друг на друга. Но я бы не сказал, что нормы полностью убивают индивидуальность. В пределах санитарных и строительных требований у девелопера остается пространство для архитектурного и инженерного творчества. 
Пример — новый филиал детского сада № 7 на Новой улице в Пушкине, построенный в рамках проекта «VI квартал» под управлением Kronung Group. Формально объект спроектирован в соответствии со всеми действующими регламентами, но он при этом органично вписан в архитектурный облик жилого комплекса и не выглядит «типовым». Использованы фасадные решения, перекликающиеся с эстетикой самого квартала. То есть нормативы — это не приговор, а скорее рамка, внутри которой можно создавать действительно уникальные проекты. 
Что касается инфраструктуры: ограниченность участка — это объективная проблема, особенно в исторических районах. Но сегодня архитекторы находят интересные решения. Например, в пушкинском садике реализованы компактные, но многофункциональные игровые и спортивные зоны, бассейн и даже соляная комната. Это показывает, что насыщенность инфраструктуры достигается не только за счет метража, но и грамотной планировки. 
Я бы добавил, что городские закупки тоже не всегда означают «утилитарный» результат. Если девелопер изначально закладывает качественные и архитектурно выразительные решения, у города просто не остается причин упрощать объект. Более того, уникальные школы и сады повышают ценность всего района, а значит, косвенно решают и городские задачи по формированию комфортной среды. 
На мой взгляд, ключевой тренд сейчас — отход от «коробочной» архитектуры в пользу интеграции школ и детсадов в общую концепцию жилых комплексов. Это может быть и фасадное решение, и внутренние пространства, и возможность адаптировать помещения под разные образовательные форматы. Именно такие проекты востребованы сегодня и жителями, и рынком.  


Денис Алексеев,  
директор по строительству ООО «Город-спутник «Южный»: 

— Нормативы препятствием для реализации проекта не являются. Препятствием была и остается стоимость создания социальных объектов. Ведь строятся они по схеме проектного финансирования, и важно соблюдать баланс, чтобы вписаться в параметры финансовой модели. Понятно, что в такой ситуации застройщик не может позволить себе суперкреативные решения ни в архитектуре, ни в наполнении. 
В случае, когда садик или школа передаются городу на платной основе, это подразумевает не их типизацию, а проектирование и строительство в рамках определенного бюджета. При этом, соблюдая нормативы, можно проявить креативность и отойти от типовых решений.  
В нашем случае — я имею в виду первую очередь города-спутника Южный — размер территории позволяет не втискиваться в прокрустово ложе, а разместить социальные объекты с комфортом, организовав правильную и безопасную логистику. Конечно, когда участок маленький, говорить о соблюдении этих параметров сложно. 
Современные планировочные решения, как правило, предусматривают открытые холлы, широкие коридоры, рекреационные площадки, выполняющие функции актовых залов, — в целом все, что делает передвижение детей удобным и хорошо просматривается.  


Алексей Шушков,  
директор по развитию бизнеса управляющей компании «Гамма Кэпитал Групп»: 

— Подход к проектированию детских садов и школ в Петербурге остается унитарным, что удобно для застройщиков. Но архитектурный облик образовательных учреждений может быть уникальным, отображать энергию и исторический стиль города. Такая архитектура, особенно в спальных, периферийных районах будет служить поводом для гордости местных жителей, влиять на настроение людей и ощущение благополучия. На мой взгляд, один из хороших примеров продемонстрировала Группа «Эталон», построившая по проекту архитектурной мастерской «Миронов и партнеры» детский сад № 46 в ЖК «Галактика Премиум».  


Наталья Кукушкина,  
начальник отдела продукта и аналитики Группы ЦДС: 

— Помимо государственных нормативов и идей застройщика, на создание социального объекта влияет еще одна сторона — конечный пользователь этого учреждения. Обычно это директор школы или заведующий детским садом. Если ответственный за организацию учебного процесса и эксплуатацию здания выбран уже на начальном этапе строительства, он становится полноправным участником процесса согласования и приемки объекта. 
Наш опыт показывает, что представления о прекрасном архитекторов, проектировщиков и дизайнеров проекта могут не совпадать с представлениями о прекрасном у самого пользователя. Это может касаться как чисто декоративных приемов, так и решений, касающихся технологий и оборудования. Яркий пример — обустройство школьной территории. По нормативам на ней должны быть спортивные, игровые площадки и места для отдыха. Застройщик предлагает для установки МАФы, которые он использует во дворах своих домов или в парковых зонах. Но далеко не все директора согласны на такое оборудование, поскольку опасаются травматизма. На школьных площадках дети гуляют без присмотра взрослых, при этом за их жизнь и здоровье отвечает учебное заведение. Поэтому школа заинтересована в том, чтобы МАФы были максимально безопасными, пусть и в ущерб разнообразию. Здесь нужно искать баланс между интересным наполнением площадок и опасениями руководства школы. Мы стараемся всегда идти навстречу пользователю в пределах наших возможностей, так как ему потом «жить» с этим зданием, выстраивать образовательный процесс и эксплуатацию. 
Несомненным плюсом современных социальных объектов является их техническое оснащение. В одной школе может быть до 4–5 спортивных залов разной направленности, два бассейна, в детских садах также предусматривается бассейн, соляная комната, помещения для кружков. Кроме того, отличительной чертой современной «социалки» является оригинальный дизайн, выгодно отличающийся от казенного и однообразного стиля предыдущих десятилетий. 
Действующие нормативы оставляют пространство для творчества в сфере дизайна, но все, что касается конструктива, очень жестко регулируется. Особенно в части противопожарных норм. Получение специальных технических условий на какое-либо новаторское проектное решение удорожает проект и затягивает его реализацию. В результате в большинстве случаев нет смысла и стимула разрабатывать что-то новое. 
Очень важно также помнить, что застройщик строит здание и передает готовую «коробку». Цвет стен, планировки кабинетов и оборудование, безусловно, важны, но даже самая современная обстановка автоматически не порождает качественный и гуманный образовательный процесс. Его выстраивают администрация школы или садика и педагогический коллектив.