Новосёлы пробуют каршеринг
При проектировании крупных жилых комплексов застройщикам приходится отвечать на новые вызовы времени, а их с каждым годом всё больше. Например, вместительные паркинги, возможно, скоро будут не нужны.
При проектировании крупных жилых комплексов застройщикам приходится отвечать на новые вызовы времени, а их с каждым годом всё больше. Например, вместительные паркинги, возможно, скоро будут не нужны.
Новые тренды на рынке проектов комплексного освоения территории (КОТ) ведущие аналитики и практики обсудили на очередном пресс-завтраке, который прошёл в рамках конкурса «Доверие потребителя».
Ненужные парковки
За всех представителей органов власти отдувался директор СПб ГБУ «Управление строительными проектами» Юрий Кабушка. Он отметил, что на сегодня в Петербурге реализуются всего пять проектов, которые официально считаются КОТами: намыв Васильевского острова, проекты «Главстроя-СПб» в Юнтолово и на Парнасе, малоэтажный «миллионник» «На Царскосельских холмах» и земли, принадлежавшие структурам ГК «Город» в Каменке (сейчас их застраивают несколько девелоперов).
Ещё один проект КОТ уже почти реализован – на территории, которой владеет «Группа ЛСР» в Красногвардейском районе, ещё четыре – заморожены. «Изначально предполагалось, что социальную инфраструктуру будет возводить город, но за темпами строительства ему было не угнаться. Не все девелоперы оказались готовы к такому повороту. Лучше всего взаимодействие наладилось с «Главстроем-СПб»: они всё строят сами, а Смольный выкупает», – рассказал Юрий Кабушка.
Впрочем, дальше будет только сложнее. По словам генерального директора операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест» Дениса Заседателева, основная проблема состоит в том, что банки выдают проектное финансирование на основании уже имеющихся разрешений на строительство. Исходя из этого планировать следующие очереди заранее довольно сложно.
С другой стороны, городские и областные застройщики сейчас всё больше внимания уделяют не внешнему виду комплексов, а созданию действительно комфортной среды обитания. В ход идут и наработки зарубежных коллег.
«В Финляндии мы строим не просто школы, где учатся дети, но общественные здания, которые по вечерам используют взрослые. Нечто вроде клуба. Мы управляем ими 10–20 лет, муниципалитет платит нам за это, а потом объект переходит в госсобственность. За счёт этой схемы мы можем продавать жильё дешевле. Впрочем, строительство – это всегда локальная история. Не всегда её можно просто скопировать», – поделился опытом руководитель сегмента «Жилищное строительство – Россия» концерна YIT Теему Хелполайнен.
По его словам, в компании всё чаще задумываются о целесообразности строительства больших паркингов: не факт, что их будут использовать будущие поколения. В той же Швеции нормативы по машино-местам в жилых комплексах снижаются. Всему виной каршеринг.
«Московский опыт показывает, что одна каршеринговая машина заменяет три личных. И у нас скоро будут те же самые тренды. Мы уже задумываемся о том, чтобы в одном из наших будущих проектов построить специальный паркинг для каршеринговых авто», – подчеркнул директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин.
Всем хорошо
На сегодняшний день проекты КОТ выполняют социальную функцию не только для кварталов, где непосредственно расположены, но и для всего микрорайона. По словам бренд-менеджера корпорации «Мегалит» Александры Саблиной, ничего нового в этом нет. В 1930-е жилмассивы в Ленинграде тоже возводили в формате «город в городе», так что нынешняя ситуация, когда 60% новостроек являются комплексными проектами, – это просто повторение пройденного.
«Сейчас все земельные резервы – это промзоны, на которые ещё недавно никто из девелоперов не смотрел даже. А сейчас участки покупают вместе с расположенными на них бизнес-центрами, сносят их и строят жильё. И с бОльшим вниманием относятся к инфраструктуре, чем лет пять назад. Можно констатировать, что девелоперы стали более ответственными», – считает Юрий Кабушка.
Причём инфраструктура это уже не просто школы и детсады, но и такие казалось бы мелочи, как площадки для выгула животных.
«Хотя надо отметить, что проект проекту рознь. Если в Петербурге «квадрат» продаётся по 140 000 рублей, а в области – по 80 000, то во втором случае о площадках для братьев наших меньших едва ли стоит говорить всерьёз. Однако автономные пространства и комфортная среда повышают ликвидность проекта. Это факт, причём и в Европе, и у нас. Нормой становится обилие зелени, и, конечно, на работу управляющих компаний покупатель сейчас обращает большое внимание», – рассуждает генеральный директор АН «КВС» Анжелика Альшаева.
По её словам, многие застройщики, в том числе и «КВС», коммерческие помещения не продают, а сдают в аренду, регулируя функционал.
«У нас детский сад только строится, так что мы нашли детский центр, субсидировали ему арендную ставку, чтобы снизить размер родительской платы. То же самое с кабинетом врача. Договорились, чтобы он принимал по полисам ОМС. Есть и ещё одна важная составляющая – организация досуга на территории комплекса, если он находится в области. Ведь здесь не прыгнешь в метро и не выйдешь на Невском», – подчёркивает специалист.
Что касается спроса на жильё в проектах КОТ, он остаётся стабильным, несмотря на невнятную для потребителя ситуацию с продажами через эскроу-счета и прочими пертурбациями на рынке.
По данным территориального менеджера по работе с партнёрами банка «ФК «Открытие» Татьяны Хоботовой, об этом можно судить по результатам выдачи ипотеки в городе. Хотя многие потенциальные заёмщики взяли паузу, рассчитывая на дальнейшее падение ставок, рост объёмов выдачи займов в первом полугодии всё равно был отмечен.