НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

12 апреля, 13:07

Как вы себе представляете «школу будущего»? И насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья?

25 августа 2019 в 21:00
2 122

Как вы себе представляете «школу будущего»? И насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья?

Скоро в школу! День знаний, как правило, празднуют не только дети и родители, но и строители: детские садики и школы занимают видное место в городской адресной программе. Своим мнением с NSP поделились Беслан Берсиров, Эдуард Тиктинский, Елена Коваленко, Алексей Князев, Владимир Трекин и другие.

Статья-Знак-вопроса-NSP.RU

Мы предложили нашим ньюсмейкерам вспомнить «школьные годы чудесные» (ну, или «ужасные» – как кому повезло).

Вам пригодилось то, что вы получили в школе? Что изменилось в системе обучения? К лучшему эти перемены или к худшему? Приходилось ли вашей компании участвовать в строительстве образовательных объектов?  Насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья? Как вы себе представляете «школу будущего»? Она совсем уйдёт в виртуальный мир или всё же останется важным для человека местом?

Беслан Берсиров,
заместитель генерального директора компании «Строительный трест»:
– Я родился в Абхазии, а рос в Адыгее, там и ходил в школу. Учился на «отлично». Те годы вспоминаю с удовольствием. В восьмом классе я твёрдо решил посвятить жизнь строительству. Неизгладимое впечатление на меня произвёл один случай: жители вручную перетащили через улицу целый дом из саманного кирпича и сохранили его в целостности! 

Мои дети уже закончили и школу, и университет. Один из сыновей стал строителем и сегодня сам руководит возведением школ и детских садов в составе нашего проекта «NEWПИТЕР» в Новоселье. Именно в этом комплексе, кстати, мы уже построили садик, который два года назад был признан лучшим социальным объектом в Ленобласти. Скоро завершим школу. Строим два детских садика в Кудрово. Для покупателей крайне важно, чтобы и школа, и детсад были в шаговой доступности. В Ленобласти сегодня существуют понятные правила по строительству социальных объектов: есть программа «Соцобъекты в обмен на налоги» и федеральная программа «Стимул». Надеюсь, что и Петербург со временем переймёт опыт по созданию школ и детских садиков от своего ближайшего соседа.
Что же касается будущего, школа как важнейший социальный институт сохранится. Образование стало более динамичным благодаря развитию технологий.  Иногда достаточно смартфона и подключения к Интернету. Но это не значит, что классическая школа уйдёт в виртуальный мир. Потому что это еще и важнейший инструмент взросления, где дети учатся общаться друг с другом, выстраивать социальные связи. А некоторые ещё и влюбляются в будущую профессию и находят призвание.

Ольга Трошева,
руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:
– Школу я вспоминаю с удовольствием, это было довольно беззаботное время. Сейчас требования к детям стали выше, домашних заданий больше, а к ЕГЭ готовятся с четвёртого класса. Тем не менее современная школа и интернет-технологии открывают гораздо больше возможностей: не нужно от руки конспектировать книги в библиотеке или красиво переписывать реферат с черновика, как делали мы раньше. Сегодня школы гораздо лучше укомплектованы. Например, холдинг Setl Group, в котором я работаю, не только строит современные здания школ и детских садов, но и обеспечивает их самыми новыми спортивными и игровыми площадками, а также специальным оборудованием для учёбы и развивающих занятий. 

И в этом сентябре одновременно откроется рекордное для нашей компании число социальных объектов: две школы и семь детсадов. Для семейных покупателей школа и детский сад во дворе жилого комплекса очень важны: детей не нужно далеко возить, они сами смогут вернуться домой, ведь их подъезд – буквально в нескольких шагах от учебного учреждения. 

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:
– Образование, нацеленное на то, чтобы дать человеку определённый набор знаний «по шаблону», вполне может уйти в онлайн. Но настоящие учителя всегда становились для детей наставниками. Когда отношения выходят на такой уровень, виртуальный контакт, конечно, не заменит живого человеческого общения. Учёба, помимо базовых знаний, должна «научить учиться», трудиться, а в идеале ещё и получать удовлетворение от того, что ты делаешь. Лучшие школы всегда учили в первую очередь критически мыслить, пробуждали и поддерживали желание развиваться и познавать новое. Кажется, сегодня таких школ всё-таки больше, чем в советское время, когда учились мы. А талантливых ребят хватало всегда. Знаю это по общению с учениками нашей «Школы будущих лидеров RBI». 

Прямо сейчас мы строим два детских сада: один в Приморском районе, другой во Всеволожском. За последние годы сдали два детских сада и школу в Невском районе, детский сад в Приморском. Эта работа не в новинку для нас. Хотя по большому счёту всё должно происходить по-другому. Дело застройщика – платить в бюджет налоги, дело государства – строить на эти средства объекты социальной инфраструктуры. Но бремя строительства сегодня всё равно часто ложится на застройщиков.

Яков Волков,
генеральный директор группы компаний Active: 
– Образовательный фактор важен для покупателей жилья, однако в шкале ценностей при выборе квартиры он стоит далеко не на первом месте. Скорее нужно говорить об инфраструктуре района в целом. Для массового жилья в новостройках особую значимость имеет транспортная доступность, для элитного – эксклюзивные видовые характеристики и однородность социального окружения. На вторичном рынке решения принимают несколько иначе: там на первое место выходят качественные параметры квартиры. Но вот где «образовательный фактор» выходит на первый план – это долгосрочная аренда жилья. Тут решения принимают как раз из соображений, насколько близко к работе, школе или университету. 

Елена Коваленко,
начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Школу вспоминаю с благодарностью и ностальгией. Мне достались пожилые учителя старой закалки, строгие, понимающие, добрые, но и безжалостные в оценках.

Я за перемены, но пока школе тяжело успевать за реальностью: доступность несистематизированной информации, расслоение общества и однобокое понимание своих прав часто мешают обучению. Уверена, что всё наладится, и учитель снова станет авторитетом.
До сих пор мы не строили общеобразовательных школ. Зато построили здание Детского театра танца Б. Эйфмана – это полный пансион с проживанием, обучением, репетициями и сценой для выступлений. Объект введён в эксплуатацию в 2019 году, идёт набор учеников. В строящемся жилом квартале «Огни залива» возведём две школы и детский сад. Наличие школы – не решающий, но важный фактор при выборе жилья. Хорошо, если дети самостоятельно и спокойно могут ходить с друзьями в школу, как мы раньше.
Технологии будут развиваться, но и роль наставника будет расти. 

Алексей Князев,
директор по развитию Группы ЦДС:
– Школу заканчивал ещё в советское время. Воспоминания самые тёплые, с одноклассниками поддерживаю отношения до сих пор. Особенно отмечу уроки труда и физкультуры. У нас были специальные, хорошо оборудованные кабинеты с различными станками. На физкультуре сдавали нормативы ГТО. Сейчас не во всех школах этим предметам уделяют должное внимание. Сужу по сыну. В общем, есть вопросы к нашей системе образования. После введения ЕГЭ дети потеряли навыки сдачи устных экзаменов, в университете для многих большая проблема закрыть первую сессию.

Что касается строительства школ и детских садов: нормативная база СП и СанПиНы с советских времён почти не изменились. Технологии и методики шагнули далеко, а нормы всё те же. Мне кажется, что мы могли бы строить эффективнее и экономичнее.

Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр адвокатского бюро «ФРЕММ»:
– Все знания, умения, полученные в школе, так или иначе пригодились.

«Школу будущего» вряд ли можно и нужно делать виртуальной. Если бы имело значение только обучение, что-то подобное могло быть. Однако школа хорошо или плохо, но решает также вопросы воспитания, социализации и просто присмотра за детьми, пока их родители на работе. 

Надежда Зотова,
директор по маркетингу и рекламе «Аквилон Инвест»:
– Я с удовольствием вспоминаю свою 181-ю гимназию. Мне повезло: она находилась очень близко к дому, поэтому сформировался определённый круг друзей, с которыми общаюсь и по сей день. Я считаю, что близость к дому школы и общественных пространств, где можно общаться со сверстниками, играет большую роль для благополучного развития ребёнка. Мы в «Аквилон Инвест» стараемся создавать их для детей. Строим детсады и большие игровые площадки. Например, в нашем новом ЖК «FoRest Аквилон» будет экопарк. На первом этаже откроется детский клуб. И застройщики, и город понимают, как важны социальные объекты, и стараются искать новые схемы взаимодействия. 

Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
– В каждом нашем проекте запланированы или уже готовы детские сады и школы. Школа должна давать тот базис, который поможет понять происходящие мировые процессы, чтобы целенаправленно выбрать профессию. Школа должна именно учить, а не только экзаменовать и проверять знания ребёнка, что, к сожалению, происходит сегодня. Самое главное – ребёнок должен научиться думать.

Владимир Трекин,
первый заместитель генерального директора УК «КВС»:
– У меня было много школ. Отец был военным, мы часто переезжали. Я учился и в Ленинграде, и в Монголии, и в Узбекистане, заканчивал школу в Эстонии. 

У нас было другое отношение к знаниям. Не знать каких-то базовых вещей, географию, историю было стыдно. Быть начитанным, разбираться в дисциплинах – это давало определённый вес, авторитет у друзей и одноклассников. 
Я не думаю, что образование полностью уйдёт в онлайн, школа – это не только информация. Здесь наряду с семьёй формируется личность… 
У ГК «КВС» большой опыт работы с социальными объектами. Один из наших знаковых проектов – школа № 630 Приморского района на 1375 мест. С двумя бассейнами, большим спортивным ядром, современными классами, мастерскими. Компания выступила в качестве генпроектировщика и генподрядчика, за свой счёт выполнила оформление интерьера. Мы сохраняем связь с руководством школы, поддерживаем мероприятия.
Наш подход подразумевает не просто строительство жилья, а создание комфортной среды для новосёлов. В микрогороде «Новое Сертолово» мы построили детский сад на 220 малышей, планируем соорудить ещё один и школу на 825 мест. В микрорайоне «Ясно.Янино» будут возведены три детсада и большая школа на 1200 учеников.

Илья Пасак,
заместитель директора по маркетингу корпорации «Мегалит»:
– Я вырос в Сосновом Бору. Одна из первых частных школ в регионе появилась не в центре Петербурга, а в экспериментальном атомном городе на 60 000 человек. Город был необычным и школа тоже. Группы по 10-12 человек, уроки парами, как в университете, шесть занятий по английскому в неделю, постоянный диалог с учителями, творческие лаборатории, невероятно продвинутый по тем временам (начало девяностых) компьютерный класс. И ощущение чего-то искреннего, современного, по-настоящему индивидуально сшитого. С одноклассниками мы и через 20 лет после выпуска встречаемся на дне рождения классной руководительницы (она уже 15 лет как директор школы). Кстати, многие из моих знакомых отдали своих детей именно в нашу школу, а некоторые даже переехали для этого в Сосновый Бор.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что «образовательный фактор» может быть чуть ли не определяющим для покупателя. Поэтому в нашем флагманском проекте «Приморский квартал» появятся три детских сада и общеобразовательная школа на 1500 мест. Более того, у нашей компании был опыт поиска и привлечения частных образовательных учреждений для наших объектов. Так в ЖК «Мегалит на Неве» появился частный детский сад Presto.

Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu:
– Абсолютно всё, что происходило со мной в школе, имеет прямое отношение к моему текущему состоянию. Мне школа дала многое, прежде всего с точки зрения знания языка и открытости этому миру. Я учился в 11-й школе в Выборге. На тот момент, по крайней мере, это была лучшая языковая школа Ленобласти. У нас было множество партнёрских программ, программы по обмену, мы много ездили по Европе. Этот опыт открыл для меня мир, сформировал во мне такую космополитную позицию. Я храню о школе и наших учителях самые тёплые воспоминания и испытываю к ним благодарность.

Мои дети пока ещё совсем маленькие, но со слов моих друзей, чьи дети уже ходят в школу, у меня складывается впечатление, что со средним образованием у нас происходит что-то ужасное. Оно не ориентировано ни на учеников, ни на учителей. Мы как проектное бюро довольно много работали со школами и детсадами. По опыту могу сказать, что основные трудности в этом сегменте – это устаревшие нормативы, которые не позволяют создавать интересные пространства для современного обучающего процесса, только малофункциональные типовые коробки. Также я считаю, что школы не должны делиться на элитные и не элитные. Они должны быть для детей, и каждый ребёнок вне зависимости от достатка семьи и города проживания должен получать качественное среднее образование. Неравенство в этой сфере должно отсутствовать как таковое. Ведь дети имеют для государства, для нашего будущего самое принципиальное значение.

Мария Черная,
генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– Некоторых своих школьных учителей я всегда вспоминаю с теплотой в сердце; иногда встречаюсь с одноклассниками. Я училась в школе более 25 лет назад, сейчас смотрю глазами родителя. Сегодняшняя система обучения, на мой взгляд, определенно требует изменений. Главный недостаток в том, что детей в школе не учат мыслить самостоятельно, а просто пытаются дать максимум информации, порой лишней. Да и образовательный процесс должен быть построен иначе, с учетом современных реалий. 

В прошлом году мы финансировали ремонт школы № 133 с углубленным изучением французского языка в Красногвардейском районе. Ранее, в феврале 2017-го, Bonava выполнила ремонт школы № 188 Красногвардейского района с углубленным изучением мировой художественной культуры. При выполнении ремонта мы были вынуждены работать с помещениями, построенными еще по советским стандартам. Возводя новые дошкольные учреждения в рамках своих проектов, мы стараемся сделать их современными, отвечающими мировым стандартам. Однако это не так просто, потому как строительные нормы с тех времен не сильно изменились. Будем надеяться, в скором времени ситуация изменится, и наши дети будут обучаться по-новому в современных помещениях, оборудованных новейшим оборудованием.