НАШ ЦИТАТНИК: «На рынке жилья появились не просто «неквалифицированные инвесторы», на подходе уже следующая группа: «Я покупаю, потому что могу!»...» Максим Ельцов

24 октября, 00:40

Как вы себе представляете «школу будущего»? И насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья?

25 августа 2019 в 21:00
1 545

Как вы себе представляете «школу будущего»? И насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья?

Скоро в школу! День знаний, как правило, празднуют не только дети и родители, но и строители: детские садики и школы занимают видное место в городской адресной программе. Своим мнением с NSP поделились Беслан Берсиров, Эдуард Тиктинский, Елена Коваленко, Алексей Князев, Владимир Трекин и другие.

Статья-Знак-вопроса-NSP.RU

Мы предложили нашим ньюсмейкерам вспомнить «школьные годы чудесные» (ну, или «ужасные» – как кому повезло).

Вам пригодилось то, что вы получили в школе? Что изменилось в системе обучения? К лучшему эти перемены или к худшему? Приходилось ли вашей компании участвовать в строительстве образовательных объектов?  Насколько важен «образовательный фактор» для покупателей жилья? Как вы себе представляете «школу будущего»? Она совсем уйдёт в виртуальный мир или всё же останется важным для человека местом?

Беслан Берсиров,
заместитель генерального директора компании «Строительный трест»:
– Я родился в Абхазии, а рос в Адыгее, там и ходил в школу. Учился на «отлично». Те годы вспоминаю с удовольствием. В восьмом классе я твёрдо решил посвятить жизнь строительству. Неизгладимое впечатление на меня произвёл один случай: жители вручную перетащили через улицу целый дом из саманного кирпича и сохранили его в целостности! 

Мои дети уже закончили и школу, и университет. Один из сыновей стал строителем и сегодня сам руководит возведением школ и детских садов в составе нашего проекта «NEWПИТЕР» в Новоселье. Именно в этом комплексе, кстати, мы уже построили садик, который два года назад был признан лучшим социальным объектом в Ленобласти. Скоро завершим школу. Строим два детских садика в Кудрово. Для покупателей крайне важно, чтобы и школа, и детсад были в шаговой доступности. В Ленобласти сегодня существуют понятные правила по строительству социальных объектов: есть программа «Соцобъекты в обмен на налоги» и федеральная программа «Стимул». Надеюсь, что и Петербург со временем переймёт опыт по созданию школ и детских садиков от своего ближайшего соседа.
Что же касается будущего, школа как важнейший социальный институт сохранится. Образование стало более динамичным благодаря развитию технологий.  Иногда достаточно смартфона и подключения к Интернету. Но это не значит, что классическая школа уйдёт в виртуальный мир. Потому что это еще и важнейший инструмент взросления, где дети учатся общаться друг с другом, выстраивать социальные связи. А некоторые ещё и влюбляются в будущую профессию и находят призвание.

Ольга Трошева,
руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:
– Школу я вспоминаю с удовольствием, это было довольно беззаботное время. Сейчас требования к детям стали выше, домашних заданий больше, а к ЕГЭ готовятся с четвёртого класса. Тем не менее современная школа и интернет-технологии открывают гораздо больше возможностей: не нужно от руки конспектировать книги в библиотеке или красиво переписывать реферат с черновика, как делали мы раньше. Сегодня школы гораздо лучше укомплектованы. Например, холдинг Setl Group, в котором я работаю, не только строит современные здания школ и детских садов, но и обеспечивает их самыми новыми спортивными и игровыми площадками, а также специальным оборудованием для учёбы и развивающих занятий. 

И в этом сентябре одновременно откроется рекордное для нашей компании число социальных объектов: две школы и семь детсадов. Для семейных покупателей школа и детский сад во дворе жилого комплекса очень важны: детей не нужно далеко возить, они сами смогут вернуться домой, ведь их подъезд – буквально в нескольких шагах от учебного учреждения. 

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:
– Образование, нацеленное на то, чтобы дать человеку определённый набор знаний «по шаблону», вполне может уйти в онлайн. Но настоящие учителя всегда становились для детей наставниками. Когда отношения выходят на такой уровень, виртуальный контакт, конечно, не заменит живого человеческого общения. Учёба, помимо базовых знаний, должна «научить учиться», трудиться, а в идеале ещё и получать удовлетворение от того, что ты делаешь. Лучшие школы всегда учили в первую очередь критически мыслить, пробуждали и поддерживали желание развиваться и познавать новое. Кажется, сегодня таких школ всё-таки больше, чем в советское время, когда учились мы. А талантливых ребят хватало всегда. Знаю это по общению с учениками нашей «Школы будущих лидеров RBI». 

Прямо сейчас мы строим два детских сада: один в Приморском районе, другой во Всеволожском. За последние годы сдали два детских сада и школу в Невском районе, детский сад в Приморском. Эта работа не в новинку для нас. Хотя по большому счёту всё должно происходить по-другому. Дело застройщика – платить в бюджет налоги, дело государства – строить на эти средства объекты социальной инфраструктуры. Но бремя строительства сегодня всё равно часто ложится на застройщиков.

Яков Волков,
генеральный директор группы компаний Active: 
– Образовательный фактор важен для покупателей жилья, однако в шкале ценностей при выборе квартиры он стоит далеко не на первом месте. Скорее нужно говорить об инфраструктуре района в целом. Для массового жилья в новостройках особую значимость имеет транспортная доступность, для элитного – эксклюзивные видовые характеристики и однородность социального окружения. На вторичном рынке решения принимают несколько иначе: там на первое место выходят качественные параметры квартиры. Но вот где «образовательный фактор» выходит на первый план – это долгосрочная аренда жилья. Тут решения принимают как раз из соображений, насколько близко к работе, школе или университету. 

Елена Коваленко,
начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Школу вспоминаю с благодарностью и ностальгией. Мне достались пожилые учителя старой закалки, строгие, понимающие, добрые, но и безжалостные в оценках.

Я за перемены, но пока школе тяжело успевать за реальностью: доступность несистематизированной информации, расслоение общества и однобокое понимание своих прав часто мешают обучению. Уверена, что всё наладится, и учитель снова станет авторитетом.
До сих пор мы не строили общеобразовательных школ. Зато построили здание Детского театра танца Б. Эйфмана – это полный пансион с проживанием, обучением, репетициями и сценой для выступлений. Объект введён в эксплуатацию в 2019 году, идёт набор учеников. В строящемся жилом квартале «Огни залива» возведём две школы и детский сад. Наличие школы – не решающий, но важный фактор при выборе жилья. Хорошо, если дети самостоятельно и спокойно могут ходить с друзьями в школу, как мы раньше.
Технологии будут развиваться, но и роль наставника будет расти. 

Алексей Князев,
директор по развитию Группы ЦДС:
– Школу заканчивал ещё в советское время. Воспоминания самые тёплые, с одноклассниками поддерживаю отношения до сих пор. Особенно отмечу уроки труда и физкультуры. У нас были специальные, хорошо оборудованные кабинеты с различными станками. На физкультуре сдавали нормативы ГТО. Сейчас не во всех школах этим предметам уделяют должное внимание. Сужу по сыну. В общем, есть вопросы к нашей системе образования. После введения ЕГЭ дети потеряли навыки сдачи устных экзаменов, в университете для многих большая проблема закрыть первую сессию.

Что касается строительства школ и детских садов: нормативная база СП и СанПиНы с советских времён почти не изменились. Технологии и методики шагнули далеко, а нормы всё те же. Мне кажется, что мы могли бы строить эффективнее и экономичнее.

Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр адвокатского бюро «ФРЕММ»:
– Все знания, умения, полученные в школе, так или иначе пригодились.

«Школу будущего» вряд ли можно и нужно делать виртуальной. Если бы имело значение только обучение, что-то подобное могло быть. Однако школа хорошо или плохо, но решает также вопросы воспитания, социализации и просто присмотра за детьми, пока их родители на работе. 

Надежда Зотова,
директор по маркетингу и рекламе «Аквилон Инвест»:
– Я с удовольствием вспоминаю свою 181-ю гимназию. Мне повезло: она находилась очень близко к дому, поэтому сформировался определённый круг друзей, с которыми общаюсь и по сей день. Я считаю, что близость к дому школы и общественных пространств, где можно общаться со сверстниками, играет большую роль для благополучного развития ребёнка. Мы в «Аквилон Инвест» стараемся создавать их для детей. Строим детсады и большие игровые площадки. Например, в нашем новом ЖК «FoRest Аквилон» будет экопарк. На первом этаже откроется детский клуб. И застройщики, и город понимают, как важны социальные объекты, и стараются искать новые схемы взаимодействия. 

Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
– В каждом нашем проекте запланированы или уже готовы детские сады и школы. Школа должна давать тот базис, который поможет понять происходящие мировые процессы, чтобы целенаправленно выбрать профессию. Школа должна именно учить, а не только экзаменовать и проверять знания ребёнка, что, к сожалению, происходит сегодня. Самое главное – ребёнок должен научиться думать.

Владимир Трекин,
первый заместитель генерального директора УК «КВС»:
– У меня было много школ. Отец был военным, мы часто переезжали. Я учился и в Ленинграде, и в Монголии, и в Узбекистане, заканчивал школу в Эстонии. 

У нас было другое отношение к знаниям. Не знать каких-то базовых вещей, географию, историю было стыдно. Быть начитанным, разбираться в дисциплинах – это давало определённый вес, авторитет у друзей и одноклассников. 
Я не думаю, что образование полностью уйдёт в онлайн, школа – это не только информация. Здесь наряду с семьёй формируется личность… 
У ГК «КВС» большой опыт работы с социальными объектами. Один из наших знаковых проектов – школа № 630 Приморского района на 1375 мест. С двумя бассейнами, большим спортивным ядром, современными классами, мастерскими. Компания выступила в качестве генпроектировщика и генподрядчика, за свой счёт выполнила оформление интерьера. Мы сохраняем связь с руководством школы, поддерживаем мероприятия.
Наш подход подразумевает не просто строительство жилья, а создание комфортной среды для новосёлов. В микрогороде «Новое Сертолово» мы построили детский сад на 220 малышей, планируем соорудить ещё один и школу на 825 мест. В микрорайоне «Ясно.Янино» будут возведены три детсада и большая школа на 1200 учеников.

Илья Пасак,
заместитель директора по маркетингу корпорации «Мегалит»:
– Я вырос в Сосновом Бору. Одна из первых частных школ в регионе появилась не в центре Петербурга, а в экспериментальном атомном городе на 60 000 человек. Город был необычным и школа тоже. Группы по 10-12 человек, уроки парами, как в университете, шесть занятий по английскому в неделю, постоянный диалог с учителями, творческие лаборатории, невероятно продвинутый по тем временам (начало девяностых) компьютерный класс. И ощущение чего-то искреннего, современного, по-настоящему индивидуально сшитого. С одноклассниками мы и через 20 лет после выпуска встречаемся на дне рождения классной руководительницы (она уже 15 лет как директор школы). Кстати, многие из моих знакомых отдали своих детей именно в нашу школу, а некоторые даже переехали для этого в Сосновый Бор.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что «образовательный фактор» может быть чуть ли не определяющим для покупателя. Поэтому в нашем флагманском проекте «Приморский квартал» появятся три детских сада и общеобразовательная школа на 1500 мест. Более того, у нашей компании был опыт поиска и привлечения частных образовательных учреждений для наших объектов. Так в ЖК «Мегалит на Неве» появился частный детский сад Presto.

Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu:
– Абсолютно всё, что происходило со мной в школе, имеет прямое отношение к моему текущему состоянию. Мне школа дала многое, прежде всего с точки зрения знания языка и открытости этому миру. Я учился в 11-й школе в Выборге. На тот момент, по крайней мере, это была лучшая языковая школа Ленобласти. У нас было множество партнёрских программ, программы по обмену, мы много ездили по Европе. Этот опыт открыл для меня мир, сформировал во мне такую космополитную позицию. Я храню о школе и наших учителях самые тёплые воспоминания и испытываю к ним благодарность.

Мои дети пока ещё совсем маленькие, но со слов моих друзей, чьи дети уже ходят в школу, у меня складывается впечатление, что со средним образованием у нас происходит что-то ужасное. Оно не ориентировано ни на учеников, ни на учителей. Мы как проектное бюро довольно много работали со школами и детсадами. По опыту могу сказать, что основные трудности в этом сегменте – это устаревшие нормативы, которые не позволяют создавать интересные пространства для современного обучающего процесса, только малофункциональные типовые коробки. Также я считаю, что школы не должны делиться на элитные и не элитные. Они должны быть для детей, и каждый ребёнок вне зависимости от достатка семьи и города проживания должен получать качественное среднее образование. Неравенство в этой сфере должно отсутствовать как таковое. Ведь дети имеют для государства, для нашего будущего самое принципиальное значение.

Мария Черная,
генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– Некоторых своих школьных учителей я всегда вспоминаю с теплотой в сердце; иногда встречаюсь с одноклассниками. Я училась в школе более 25 лет назад, сейчас смотрю глазами родителя. Сегодняшняя система обучения, на мой взгляд, определенно требует изменений. Главный недостаток в том, что детей в школе не учат мыслить самостоятельно, а просто пытаются дать максимум информации, порой лишней. Да и образовательный процесс должен быть построен иначе, с учетом современных реалий. 

В прошлом году мы финансировали ремонт школы № 133 с углубленным изучением французского языка в Красногвардейском районе. Ранее, в феврале 2017-го, Bonava выполнила ремонт школы № 188 Красногвардейского района с углубленным изучением мировой художественной культуры. При выполнении ремонта мы были вынуждены работать с помещениями, построенными еще по советским стандартам. Возводя новые дошкольные учреждения в рамках своих проектов, мы стараемся сделать их современными, отвечающими мировым стандартам. Однако это не так просто, потому как строительные нормы с тех времен не сильно изменились. Будем надеяться, в скором времени ситуация изменится, и наши дети будут обучаться по-новому в современных помещениях, оборудованных новейшим оборудованием.