Автомобилям во дворе не место
Обеспечить хорошую транспортную доступность для автомобилистов и в то же время создать комфортную жизнь пешеходам — сложная задача для девелоперов. Без перекоса в ту или другую сторону решить её получается не у всех.
Обеспечить хорошую транспортную доступность для автомобилистов и в то же время создать комфортную жизнь пешеходам — сложная задача для девелоперов. Без перекоса в ту или другую сторону решить её получается не у всех. Но всё же есть довольно успешные примеры.
Наверное, музыканты из группы «Весёлые ребята», певшие в 1986 году известную песню про «автомобили, автомобили буквально всё заполонили», очень удивились бы, узнав, что на самом деле они заглянули на 30 лет вперёд.
Сегодня и властям, и застройщикам приходится решать проблему пробок, нехватки выездов из новых «спальников» на окраинах города и — самое главное — скопления четырёхколёсного транспорта во дворах. Это касается не только кварталов, проектировавшихся 50 лет назад, но и вполне современных новостроек, где, казалось бы, можно всё учесть заранее. Посмотрим, какие варианты решения нашли наиболее ответственные застройщики.
Закрыли глаза
К сожалению, начать придётся с тех, кто до сих пор строит так, как будто за 30 лет ничего не изменилось. Примеров новостроек совсем без паркингов или таких, где они строятся по остаточному принципу, хоть отбавляй. Правда, несколько лет назад в силу вступили региональные нормы градостроительного проектирования, которые обязали девелоперов проектировать машино-места исходя из плотности застройки. Но перекос к тому времени был уже слишком велик.
Вот и получается, что в крупных проектах КОТ в приКАДье (не во всех, конечно, но многих) свободного места для машины не найти даже в разгар рабочего дня. Многим автовладельцам приходится оставлять своих «ласточек» в соседних кварталах. А мамы с колясками и детьми вынуждены лавировать, пытаясь найти узкий проход между личным автотранспортом, оставленным буквально повсюду, в том числе на тротуарах и газонах (особенно если последние не огорожены).
Хорошо, но мало
В такой ситуации два-три многоэтажных паркинга (подземные ведь строить дорого) на огромный квартал мало что меняют. Если паркинг расположен далеко от парадной, то автовладельцу тем более не имеет смысла платить за машиноместо весьма приличную сумму (от 400 000 руб. в комфорт-классе, если речь идёт о покупке, или от 5000 в месяц при аренде), легче сделать два-три лишних круга по микрорайону.
Спасли бы ситуацию наземные плоскостные парковки, но они занимают слишком много места, земля в городе дорогая, и оборудовать их девелоперу просто невыгодно. Чуть лучше ситуация в малоэтажных ЖК, где такие стоянки создают, и мест на них из-за меньшей плотности застройки достаточно. Но это уже в основном загородная история.
Половинчатое решение
В городе, как мы отметили выше, законодательно запретили сдавать жилые дома без подземных (или наземных, но обязательно крытых) паркингов. Подземное строительство в наших грунтах — дело затратное, поэтому большинство девелоперов уходят под землю на минимально возможный объём. Редко где (исключая премиальный сегмент) число машино-мест превышает 50% от числа квартир. Так что и здесь с забитыми дворами сталкиваться приходится регулярно, особенно учитывая тотальное нежелание российского обывателя платить за ночёвку своего авто. Менталитет — понятие тонкое, и вот так сразу его не изменишь.
Чтобы минимизировать затраты, некоторые застройщики используют новаторские методы. Например, механизированные паркинги, очень популярные, кстати, в США и Японии. Они занимают гораздо меньше места, чем классические. Вот только, рекламируя их, застройщики зачастую забывают предупредить о том, что покупать подъёмный механизм покупателю придётся самому, а он недёшев. Другой вариант — так называемые семейные паркинги, где одна машина запирает другую, а потому членам семьи, купившим место здесь, приходится постоянно договариваться и переставлять авто.
Стоп-авто
Но не только паркингами следует решать проблему дворов, где хозяином по факту является машина, а не человек. Самый действенный способ — вообще запретить автомобилям появляться во внутридворовом пространстве. Концепция «двор без машин», зародившаяся ещё лет 25 назад в Скандинавии, постепенно добралась и до наших болотистых реалий — и это здорово!
Пока нельзя сказать, что она используется повсеместно, но с каждым годом всё чаще, и это факт. Для жилых комплексов сегментов уровня «комфорт+», а также «бизнес-класс» это уже стало хорошим тоном. Личному автотранспорту разрешается заезжать внутрь только под разгрузку — в виде исключения. На постоянной основе — только спецтранспорту вроде скорой, пожарной или мусоро-уборочной техники.
Здесь, конечно, важна золотая середина между свободным двором, достаточным числом мест в паркинге и разумными ценами на них. Только в этом случае девелопера ждут успех и аплодисменты благодарных жителей.
Вообще отлично
Двор без машин — казалось бы, куда уж лучше? Но можно и лучше. Например, разместить детский сад или школу прямо во дворе, чтобы избавить родителей от обязанности каждое утро возить куда-то отпрысков.
Возможно, в этом случае личный автотранспорт вообще не понадобится. Почему нет? Мир не стоит на месте, и тому свидетельство — бурное развитие каршеринга, в том числе и в Северной столице. Если жилой комплекс находится в центре города или совсем рядом с ним, сложностей с поиском прокатного авто не будет. А ведь по расчётам специалистов одна каршеринговая машина заменяет три. И недаром в Москве некоторые застройщики строят паркинги специально под каршеринг. Вскоре, не сомневаемся, этот тренд дойдёт и до нас.
Лучше всего, конечно, когда всё вышеописанное сочетается в одном жилом комплексе. Как, например, в ЖК «Новый Лесснер» от компании «Отделстрой». Здесь и школа с садиком будут прямо во дворе, и вместительных подземных и многоуровневых паркингов в достатке, и «двор без машин» присутствует в обязательном порядке. А ещё есть три удобных выезда на разные улицы, благодаря чему можно за десять минут при благоприятных условиях оказаться на ЗСД или в историческом центре. И неважно на какой машине — вашей собственной или каршеринговой.