НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 17:23

О чём бы вы спросили Владимира Путина, если бы он приехал на Съезд строителей?

Ежегодный Съезд строителей Петербурга, как считают организаторы, это площадка для общения бизнеса и власти. Какую мысль (или проблему) необходимо донести до властей в первую очередь? Своими соображениями с NSP поделились Алексей Белоусов, Эдуард Тиктинский, Игорь Водопьянов, Игорь Креславский, Роман Строилов и др.

Как правило, власти ставят задачи застройщикам и обозначают политику на будущий год, а застройщики говорят о сложностях и просят чиновников им не мешать.

Как вы полагаете, какую мысль (или проблему) необходимо донести до властей в первую очередь? Можно ли что-то сделать на региональном уровне или самые насущные задачи решаются только на федеральном? А если вдруг на это мероприятие решит приехать президент Владимир Путин, что бы вы ему рассказали о ситуации в отрасли? И о чём бы его спросили?

Алексей Белоусов,
генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»:
– Региональный уровень определяет, насколько эффективно работает вся система федеральных органов государственной власти. Все основные ограничения, которые могут замедлить или ускорить стройку, стоит искать в регионах. Ну за исключением таких глобальных вещей, как переход на проектное финансирование. У любого региона есть большие или меньшие возможности. Власти, например, могли бы эффективнее использовать бюджетные средства. В Петербурге, например, каждый год выделяют деньги на школы и детские сады, а в среднем за год осваивают только половину этой суммы. Кроме того, за последние шесть-семь лет вдвое снизились ассигнования на адресную инвестиционную программу при общем росте бюджета. То есть средств выделяют вдвое меньше, да ещё и осваивают лишь половину. Это значит, город за этот период не получил социальных объектов более чем на 100 млрд рублей. Получается 600 непостроенных садиков.

А Владимира Владимировича я бы попросил президентским указом запретить вносить изменения в любые федеральные законы, регулирующие градостроительную деятельность, минимум на пять лет, а лучше на десять. Чтобы строители могли разработать хотя бы среднесрочные стратегии развития, а то сейчас мы не знаем, что у нас завтра будет. Как тут можно строить бизнес.

Антон Мороз,
вице-президент НОСТРОЙ:
– Очень многие проблемы в сфере строительства решаются именно на региональном уровне. Грамотное построение общения властей со строительным комплексом региона всегда приводит только к развитию. Это «благодарная» отрасль, и если общаться с ней на «ты», она обеспечит неплохие доходы в бюджет. 

Петербург наглядно доказывает, какие результаты может приносить отрасль, если с ней правильно взаимодействовать, и какие проблемы будут, если отношения не выстроены.
Обращаясь к президенту РФ, я бы сказал, что строитель готов обеспечить планомерное устойчивое развитие не только своей отрасли, но и смежных, если ему не мешать. Поставленные задачи по наращиванию жилищного строительства выполнимы с точки зрения готовности комплекса. Но вот готовы ли бюджеты обеспечить поддержку потребителей, достаточную, чтобы они могли приобрести это жильё? Однозначно просил бы, чтобы экономический блок правительства относился к строительству бережно и рассматривал его проблемы отдельно, а не в общей массе. Мы зависим от покупательской способности населения, от бюджетов и от контрактования. 
Строительство – это локомотив экономики, и он требует топлива. Поэтому отрасль нуждается в первоочередных мерах государственной поддержки, поскольку от неё зависят многие сферы российской экономики.

Роман Строилов,
директор по развитию, партнёр маркетплейса недвижимости «М2Маркет»:
– Основная мысль и проблема – это изменчивость правил. Бизнес ориентируется на цикл проекта. Порой сделка по приобретению земельного участка длится два-три года, после этого два-три года уходит на строительство объекта и продажи. Итого четыре-шесть лет, за которые может столько измениться, что даже непонятно: стоит ли входить в проект? И как его реализовать? 

Хорошо было бы наконец решить вопрос с монополистами по сетям. Прокладка коммуникаций и подключение к ним стоят атомных денег, такой маржинальности в бизнесе давно нет. Инфраструктура – тоже отдельная песня. Если бы города брали на себя дороги, школы и сады, строительная отрасль сильно бы оздоровилась. Я думаю, на региональном уровне ничего не сделать – здесь исполняют федеральные решения. И президенту РФ я бы перечислил все те же проблемы.

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ», вице-президент НОЭКС:
– Очень многие сложные моменты в строительной отрасли можно устранить, если навести порядок в отраслевом и смежном законодательстве. И именно об этом нужно говорить на правительственном уровне.
Из-за постоянно принимающихся новых законов и поправок в действующие в строительстве царят полный хаос и неразбериха. Уже пора систематизировать и состыковать взаимосвязанные законодательные акты, например Градостроительный, Земельный и Жилищный кодексы. Между этими документами масса противоречий, которые необходимо срочно устранить, но и внутри документов есть глобальные нестыковки. Нужно совершенствовать законодательство и переходить на качественно новый уровень законотворческой деятельности. А то мы и контроль усиливаем, и новые правила изобретаем, но «строгость законов подчёркивается слабостью их исполнения».
В 80% законов есть пункты отсылочного плана, а вот подзаконные акты, на которые они ссылаются, как правило, опаздывают на годы. Поэтому рождается вольная трактовка на местах. И эти вопросы вполне можно решать на региональном уровне. 
В Петербурге есть положительный пример работы Координационного совета по вопросам проведения экспертизы при Службе госстройнадзора. На заседаниях обсуждаются спорные вопросы и возможные толкования новых законов, и находится решение, которого затем в своей деятельности придерживаются члены совета.
А вообще хорошо бы научиться на отраслевых мероприятиях не обсуждать те проблемы, которые уже имеются и складывались годами, а предвидеть то, что ещё только может произойти, прогнозировать появление аналогичных или похожих трудностей в будущем и искать решения уже сегодня.

Игорь Креславский,
председатель правления холдинга «РСТИ»:
– Важно донести мысль о том, что при рассмотрении законодательных инициатив нужно учитывать мнение застройщиков и профессионального сообщества. Сейчас активно обсуждаются новые поправки к 214-ФЗ, к примеру, начисление процентов на средства дольщиков, хранящихся на эскроу-счетах. Хотелось бы, чтобы подобные нововведения тщательно анализировали и обсуждали со специалистами рынка, чтобы избежать негативных последствий для отрасли.

Анжелика Большегородская,
заместитель генерального директора корпорации «Мегалит»:

– Изменения в 214-ФЗ сблизили власть и девелоперов. По крайней мере, такого количества обратной связи, предложений и корректировок мы никогда до этого не направляли курирующим органам. Стоит отметить, что на них реагировали, и часть наших пожеланий была учтена. Поэтому я бы предложила всем участникам процесса не расходиться и обсудить возможность введения поэтапного раскрытия эскроу-счетов.

Игорь Водопьянов,
управляющий партнёр УК «Теорема»:
– Не вижу особого смысла говорить: все и так всё понимают. Особенно участники съезда. Но раз уж спрашиваете…Основная причина проблем и неприятностей в том, что никто не заинтересован в строительстве жилья. Чиновники – меньше всего. Для них каждый новый проект – это только дополнительный геморрой. Лишние неприятности. Надо думать, откуда взять садики, транспорт… И если можно как-то этого избежать – они постараются избежать. Разумеется, строго в рамках закона: найдётся подходящая норма и статья закона, почему именно здесь нельзя. «А пускай эта земля будет в резерве – будущие поколения решат, что с ней делать…»
Но не только в чиновниках дело. Спросите сто горожан, и 99 из них скажут: да не нужна эта стройка! У меня какая-никакая квартира есть, а от строительства только грязь и хлопоты, и понаедут тут.
Вот через этот альянс и приходится пробиваться.

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:
– Я бы обратил внимание на проблему исторического центра города: то, какими темпами он ветшает и насколько ничтожны темпы реконструкции исторических зданий. Между ними огромный лаг, так что уже в перспективе 10-20 лет есть риск потерять сотни домов, в первую очередь дореволюционной постройки. Что делать? Осознать масштабы бедствия, провести ревизию состояния исторических зданий, а их порядка 10 000. Создать работающую законодательную базу для расселения аварийных домов. Разработать отдельную нормативную базу для реконструкции исторических зданий, в том числе установить для центра города адекватные нормативы по озеленению, инсоляции, парковкам. Сейчас они зачастую невыполнимы. Разработать масштабную программу сохранения исторического центра и обращаться за финансированием на федеральный уровень, готовить профильных специалистов. 
И конечно, создавать рабочий инвестиционный климат, чтобы инвестор не боялся проснуться утром и узнать, что регулирующие нормы внезапно изменились и его проект теперь реализовать невозможно.

Дмитрий Некрестьянов,
партнёр АБ «Качкин и Партнёры»:
– На региональном уровне можно как минимум не менять постоянно правила игры, корректируя Правила землепользования и застройки и понижая нормативы. Это была бы уже заметная помощь застройщикам. Или всё-таки утверждать в регламентные сроки проекты планировки территорий, которые иногда месяцами лежат без подписи. Это важно, поскольку ППТ определяют в том числе строительство «социалки», без чего девелоперы не могут получить разрешения на строительство. Они делают документы, но без какого-либо объяснения причин бумаги не подписывают.

Наталья Осетрова,
руководитель проекта Gatchina Gardens:
– Основной проблемой  отрасли остаются сроки согласований разрешительной  документации. Реформа строительной отрасли, к сожалению, эту проблему не решает. Между тем существует прямая финансовая зависимость бюджета проекта, стоимости «квадрата» и времени, которое тратит девелопер на процедуры согласований. 

Особенно актуальной эта проблема становится при переходе на эскроу. 
Работает простая формула: время – деньги.
Реформа строительной отрасли – сложнейшая задача федерального уровня. А на региональном требуется устойчивая и всесторонняя поддержка тех проектов, которые реализуются по новым правилам.
Наша компания изначально понимала необходимость реформы. В том числе – и потому, что имеет опыт работы с эскроу в Европе. Такой подход не только обеспечивает безопасность для покупателей. Девелоперы, выходя в прямое партнёрство с банком, снимают многие риски и получают возможность работать по плану и в соответствии с графиком. Главной проблемой остаётся бюрократия. 
Президента об этом спрашивать поздно, нужно как можно быстрее адаптироваться.

Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:
– Хотелось обратить внимание на то, что строительная отрасль становится всё более государственной. Это неверный путь, мы всё это уже проходили. Из отрасли потихонечку вытесняется бизнес (и мелкий, и более крупный) – через банкротства или иными способами. Вроде бы благая цель – дать больше гарантий покупателям. Но и раньше этого можно было добиться. Например, когда дом строится на участке ИЖС, а продаётся как многоквартирный, руками начинали разводить только в конце. А раньше что: не видели? Или когда стройка идёт без разрешений, а деньги выводят из проекта… Всё это нужно было контролировать по-другому. 

Сейчас же под эгидой защиты граждан в строительство всё больше заходит государство, посчитав, что это прибыльный бизнес. 
Но цель государства, по идее, должна быть другой: если бизнес прибыльный, надо выходить из него. А поддерживать пока что нерентабельные, но перспективные для экономики направления.

Сергей Мохнарь,
руководитель департамента развития ГК «ПСК»:
– Главная проблема – отсутствие концептуального плана развития городской среды. У Петербурга де-факто нет планирования районов. Как результат – неравномерное развитие локаций, разная плотность населения, транспортные коллапсы в новых районах, 40 минут до метро в переполненном автобусе на единственном маршруте и многое другое. Не говоря уже о «коробочной» архитектуре даже в черте города.

Выйти из градостроительного тупика возможно только через совместную работу девелоперов и властей в режиме двустороннего обмена. Вот эту мысль и хотелось бы донести. Сейчас есть два главных инструмента регулирования строительства: разрешения и запреты. Этот инструментарий явно необходимо развивать, поскольку практика вступает в противоречие с балансом и комфортом территорий.
Существует формула известного датского градостроителя Яна Гейла: хороший город устроен так, что по нему можно ходить пешком на скорости 5 км/ч и каждые 5-10 секунд видеть интересные объекты. Отчасти это утопия. В самих скандинавских странах это далеко не всегда так. Но обратите внимание, центральные районы Петербурга практически соответствуют этой концепции либо очень близки к ней. 
Получается, сотни лет назад город строили правильно. А затем что-то сломалось. Давайте совместно поймём, что именно, и исправим это в контексте современных реалий. Тем более многие девелоперы работают именно в этом направлении.
Рассказывать президенту о нюансах отрасли (любой, не только строительной), на мой взгляд, идея сомнительная. Для этого существуют министры и региональные руководители. А вот спросить его как уроженца нашего города, что он думает о современном облике Петербурга, было бы интересно. Наши архитектурные шедевры – это культурный код города и отчасти всей России. Как интегрировать современные здания в охраняемый облик Северной столицы – вопрос актуальный в равной мере для архитекторов, строителей, градозащитников и большинства горожан.
Мы решаем его через сотрудничество с профессиональными архитекторами, через воссоздание элементов предыдущих эпох в интерьерах и фасадах зданий. Хочется верить, что наши взгляды с президентом в этом совпадают.