Реформа набирает обороты
Строители просят законодательной передышки, но реформу отрасли не остановить. Ещё непонятно, как скажется на рынке переход застройщиков на работу с проектным финансированием; до сих пор не утверждена Стратегия развития отрасли до 2030 года.
Строители просят законодательной передышки, но реформу отрасли не остановить. Ещё непонятно, как скажется на рынке переход застройщиков на работу с проектным финансированием; до сих пор не утверждена Стратегия развития отрасли до 2030 года, а чиновники уже работают над «регуляторной гильотиной». В скором времени предстоит проанализировать и переработать 183 нормативных акта.
Об этом, в частности, шла речь на XVIII Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций, который прошёл в Москве. Мероприятие организует Национальное объединение строителей. Его участников приветствовал глава Минстроя Владимир Якушев, который отметил, что с 2009 года, когда на добровольной основе объединились первые 54 СРО, саморегулирование уже перешло из стадии становления в стадию системного совершенствования. Он поблагодарил членов НОСТРОЙ за участие в подготовке Стратегии развития строительного комплекса до 2030 года. Министр рассчитывает, что итоговый документ поможет совершенствовать конкуренцию, комфорт и безопасность. Хотя он отметил, что Стратегия не догма и может меняться, но основным запросам отрасли она соответствует.
Говорил министр и о долгожданных поправках в Градостроительный кодекс, которые, впрочем, пока не работают, поскольку нет подзаконных актов. Чиновники обещают утвердить их до нового года. «Мы вместе обсуждали эти изменения, много спорили. Но в конечном варианте получили ответ на уже перезревшие вопросы. Например, применение BIM-технологий. Ведущие компании давно ими пользовались, но эти технологии не были легализованы – не были прописаны в федеральном законодательстве», – пояснил г-н Якушев.
Напряжение спадает
Не обошёл министр стороной и переход на проектное финансирование. На его взгляд, проблемы с получением кредитов возникают в основном у небольших компаний в регионах, где не очень высокий спрос, а разница между себестоимостью и продажной ценой невелика. «Мы работаем с субъектами РФ, банками, самими застройщиками. Задача реформы была в том, чтобы сохранить не только средства граждан, но и сами строительные компании. Не должно быть предпосылок для их ухода с рынка. Наша цель – максимально помочь компаниям, которые честно работали на рынке и исключительно из-за экономической ситуации не могут получить проектное финансирование», – заявил Владимир Якушев. По его словам, этому должен способствовать мягкий переходный период.
К нему долго готовились, определяя, какие компании смогут завершить проекты по старым правилам. Потом была большая дискуссия о дате, на которую застройщики должны подтвердить готовность объектов. «В течение года рынок лихорадило. Все ждали, какие решения примут чиновники и законодатели. Теперь такого напряжения уже нет. Но сказать, что вся проблематика снята, мы не можем. Пока не будут завершены начатые по старым правилам дома, мы всё ещё в переходном периоде. При этом нас ждёт новый вызов – «регуляторная гильотина». Надо пересмотреть всю контрольно-надзорную деятельность, отсечь лишнее, убрать избыточные требования и выстроить отношения между строителями и властями. Предстоит переработать 183 нормативных документа, и мы рассчитываем на помощь НОСТРОЙ», – заявил Владимир Якушев.
Участников Съезда также приветствовали первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин.
Строители экономят
На Съезде общее собрание СРО утвердило ряд технических вопросов. Большинство из них уже обсуждалось на региональных конференциях и дискуссии на общероссийском собрании не вызвало. Например, в Совет НОСТРОЙ (по квоте Сибирского федерального округа) избрали Максима Федорченко.
В Ревизионную комиссию доизбрали представителя Союза Саморегулируемая организация «Уральское жилищно-коммунальное строительство» Игоря Воронова.
Кроме того, делегаты утвердили приоритетные направления деятельности Национального объединения строителей на 2020 год. Впрочем, с прошлого года они не претерпели существенных изменений, поскольку остаются значимыми и актуальными. Это защита интересов СРО и их членов, потребителей строительной продукции; представление их интересов в органах госвласти, местного самоуправления, региональных операторах – фондах капитального ремонта; содействие повышению безопасности и качества строительства, а также повышение
эффективности саморегулирования.
Утвердили и смету расходов на следующий год. По словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, правила рачительного хозяйства никто не отменяет: «Смета довольно экономичная. Последние три года мы использовали дополнительные средства, полученные от взноса на формирование реестра специалистов.
Теперь все задачи надо уложить в суммы, собранные из членских взносов.
В целом мы с этим справились и даже увеличили расходы на региональные этапы конкурса «Строймастер», выездные заседания Совета, затраты на мониторинг и реализацию нацпроектов, деятельность Технического совета».
Внесены изменения в Устав НОСТРОЙ. Например, появилось такое новшество, как «транзит инициатив»: когда одна из окружных конференций поднимает важную для отрасли тему, она должна обсуждаться и на других конференциях в остальных регионах.
Юбилейные итоги
Антон Глушков отчитывался о работе НОСТРОЙ в 2019 году, но поскольку Национальному объединению исполнилось 10 лет, президент вспомнил и про историю его создания.
Так, первая строительная СРО была зарегистрирована в январе 2009 года. Затем на добровольных началах объединились 54 СРО, что и стало днём рождения НОСТРОЙ. В 2014-м ему передали полномочия вести единый реестр членов Объединения, а в 2015-м – единый реестр членов СРО. Летом
2016-го случилась большая реформа: был введён региональный принцип членства в СРО, появились новые инструменты контроля за членами организаций, разделились компенсационные фонды и т.д.
Сейчас в Национальное объединение входят 223 СРО, членами которых являются 91 875 компаний. Из государственного реестра за весь период исключены 79 СРО, в том числе четыре в 2019 году. По словам Антона Глушкова, 82% фирм имеют первый уровень ответственности – то есть выполняют контракты стоимостью до 60 млн рублей: «Большинство членов СРО – это небольшие организации малого и среднего бизнеса. Защита их интересов – наша основная задача. Например, сейчас для участия в торгах по госзаказу компаниям приходится вносить деньги в компенсационный фонд исполнения договорных обязательств, да ещё и предоставлять банковскую гарантию. То есть они платят дважды. Мы полагаем, что в этом случае в банковской гарантии нет необходимости, и подготовили поправки в законодательство», – говорит Антон Глушков.
Он также сообщил, что суммарный размер всех компенсационных фондов приблизился к 95 млрд рублей, то есть к историческому максимуму в 97 млрд рублей, зафиксированному в 2016 году. Поэтому НОСТРОЙ предлагает разрешить работать СРО, которые потеряли часть средств в банках с отозванной лицензией, но не имеют других нарушений.
Г-н Глушков привёл цифры, которые подтверждают, что компенсационные фонды работают. Сейчас требования к фондам возмещения вреда составляют 1,5 млрд рублей, уже произведены выплаты на 570 млн рублей (с учётом выплат страховых компаний). Компенсационный фонд исполнения договорных обязательств более «молодой», и практика выплат только формируется. Но первое такое дело в Белгородской области уже рассмотрено судом. Требования к местной СРО составили 450 млн рублей по шести контрактам. НОСТРОЙ выступил в суде третьей стороной и помог снизить претензии почти в восемь раз – до 60 млн рублей.
Кроме того НОСТРОЙ уже выплатил возмещение за ранее лишившиеся статуса СРО – 1,5 млрд рублей. «Мы должны сохранить систему компенсационных фондов. А то сегодня много предложений о перераспределении этих средств на другие цели – например, на выплаты пострадавшим дольщикам. Хотя есть и другая крайность, когда некоторые СРО незаконно пытаются избежать ответственности», – поясняет Антон Глушков.
Говорил он и о национальном реестре специалистов, в котором уже 204 000 записей. 85 000 компаний отчитались о наличии в штате двух (минимально необходимое число) специалистов. Теперь НОСТРОЙ намерен сместить внимание с наполнения реестра на контроль за тем, как специалисты задействованы непосредственно на стройплощадках.
Почётный президент Национального объединения строителей Ефим Басин полагает, что стоит вернуться к практике выдачи компаниям допусков на определённые виды работ.
Тогда можно понять, какого именно профиля специалисты нужны предприятию, а пока это строители с высшим образованием и определённым стажем работы.
Не обошлось и без ложки дёгтя. На Съезде выступил гендиректор Ассоциации «Сахалинское Саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозалевский. Он указал на ряд проблем, о которых не говорилось. По его мнению, целью Стратегии должно быть не строительство 120 млн кв.м жилья в год, а прежде всего повышение производительности труда, которая в четыре раза ниже, чем за рубежом. А также повышение зарплат строителей, подготовка профессиональных кадров. «Сейчас все разговоры о застройщиках. А помогать надо не им, а подрядчикам. Есть обманутые дольщики, а сколько обманутых подрядчиков? Сколько из них обанкротились, сколько людей не получили зарплаты? И при этом в Стратегии есть главы об архитектуре, проектировании и т.д., но нет главы о подрядной деятельности. Например, подрядчикам очень помогло бы создание в регионах единого государственного заказчика. Такое поручение президент РФ дал ещё в 2015 году, но оно не исполнено».
Комментарии участников
Об итогах Всероссийского съезда членов Национального объединения строителей мы расспросили его участников. Оказалось, не только на самом собрании обсуждались важные вопросы работы отрасли. Многие интересные темы разбирали на многочисленных мероприятиях, организованных в рамках Съезда.
Антон Мороз, вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОСТРОЙ от СЗФО:
– Работа Съезда вышла очень продуктивной, несмотря на достаточно спокойное и быстрое рассмотрение вопросов повестки. По традиции, за день до Съезда прошли «круглые столы», в которых приняли участие представители всех субъектов РФ,
а также наши коллеги из Минстроя, Госдумы, Совета Федерации, Аппарата Правительства и Департамента градостроительной политики Москвы. В день Съезда на его площадке состоялось совещание
с министром Якушевым, в котором участвовали представители законодательной власти в лице депутатов Госдумы и сенаторов, а также президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Мы подвели итоги реализации задач, стоявших на 2019-й, обсудили планы на следующий год. После этого состоялся обход выставки, организованной НОСТРОЙ, которая вызвала очень большой интерес у участников Съезда и министра. Особенно экспериментальный стенд тестирования НОСТРОЙ.
Что касается работы «круглых столов», много предложений из регионов и от представителей СРО были связаны с системой контрактования и ценообразования, разработкой и детализацией «Стратегии-2030» и «дорожной карты» к ней. Кроме того, они касались реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» и участия НОСТРОЙ в подготовке предложений, которые помогли бы Минстрою и Правительству РФ реализовать нацпроект по заложенным параметрам. На каждую из тем было выделено полтора часа. Показательно, что в основном прозвучали не доклады руководства и исполнительной дирекции НОСТРОЙ, а высказанные в режиме «открытого микрофона» позиции и конкретные идеи с мест реализации нацпроекта – из регионов. Выделенного времени не хватило, поэтому встречи затянулись до позднего вечера; число участников было огромным, а из субъектов РФ поступило много проблемных вопросов и предложений.
Я как раз модерировал один из самых непростых «круглых столов» о реализации нацпроекта. На нём прозвучали достаточно жёсткие характеристики выполнения нацпроекта, основанные на показателях работы строительных компаний и застройщиков в регионах.
В то же время нашей задачей было донести до участников дискуссии, что жилищное строительство будет развиваться в новой законодательной системе. Возврата к предыдущей практике не произойдёт. Наша цель – максимально помогать Минстрою в выполнении нацпроекта в регионах, давать предложения по его корректировке. Причём это должны быть конкретные кейсы, которые можно реализовать именно в тех субъектах, от которых идут предложения. Кроме того, мы должны предоставлять своевременную информацию о существующих на местах проблемах.
Несмотря на них, переход на новую систему финансирования потихоньку идёт. Естественно, достаточно непросто: сложно выстраиваются отношения с банками, но в то же время в ряде субъектов есть положительная динамика, которую нужно пытаться использовать остальным. Да, без критики не обошлось, но любая критика порождает предложения, которые мы сейчас аккумулируем и передадим в Минстрой и Правительство РФ. Нужно понимать, что реализация нацпроекта зависит не только от возможностей стройкомплекса. В большей степени её определяют возможности населения покупать жильё в новостройках. Очень важно повышать благосостояние граждан. Тогда и большинство вопросов отпадёт автоматически.
Никита Загускин, координатор НОСТРОЙ по СЗФО:
– На Всероссийском съезде СРО в сфере строительства подведены главные итоги деятельности за десять лет.
В первую очередь, серьёзное внимание уделено анализу первых итогов реформы саморегулирования 2017 года. Тогда был введён территориальный принцип формирования саморегулируемых организаций, запущено формирование Национального реестра специалистов и открыта система специальных счетов. Перечисленные новеллы позволили сделать систему более прозрачной, а работу СРО – более эффективной. Этим вопросам были посвящены «круглые столы», которые предваряли Съезд и проходили в формате «мозговых штурмов» рабочих групп.
К примеру, на «круглом столе», где я выступал сомодератором, рассматривались вопросы контроля за деятельностью строительных компаний. Реформа сделала этот процесс со стороны СРО гораздо проще. Наконец-то многие вопросы удалось решить, переведя их из формальной плоскости в прикладную. К примеру, СРО начали осуществлять контрольные функции напрямую – либо на объектах строительства, либо дистанционно, с использованием информационных технологий. Удалось наладить взаимодействие СРО с государственными заказчиками в части получения денежных средств или отстаивания интересов строительных компаний на местах.
Владимир Чмырёв, директор Ассоциации «Строительный комплекс Ленинградской области»:
– Съезд НОСТРОЙ прошёл организованно и спокойно. Все вопросы повестки приняли быстро и в большинстве случаев единогласно. Дело в том, что все эти темы заранее и подробно обсуждались на окружных конференциях, где и проходили основные дебаты. Так что их утверждение Съездом – это, по сути, формальность, хотя в повестке, несомненно, были и очень важные вопросы.
В рамках съездов, например, в разделе «разное», было бы правильно поднимать важные проблемы отрасли или изменения, которые произошли на рынке и в жизни самих строителей. В этом ключе на Съезде одобрено очень интересное предложение о «транзите инициатив». Если на окружной конференции в каком-то регионе будет обозначена важная тема или проблема, её будут обсуждать и на конференциях в других субъектах РФ. Строительство имеет региональные особенности, подчиняется в том числе местному законодательству и нормам.
Такие обсуждения позволят не только узнать о положительном опыте коллег или имеющихся у них сложностях, но и помогут решить проблемы, используя правоприменительную практику других регионов. Такие обсуждения были бы очень полезны и оживили бы сам Съезд.