НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 02:23

При создании объектов в рамках проектов ГЧП именно подрядчик фактически берёт на себя большую часть рисков

22 декабря 2019 в 16:56

При описании проектов, реализуемых в рамках ГЧП, много говорится о ролях частного и публичного партнёров. А вклад подрядчика незаслуженно остаётся без внимания.

При описании проектов, реализуемых в рамках ГЧП, много говорится о ролях частного и публичного партнёров. А вклад подрядчика незаслуженно остаётся без внимания. Он хоть и не является непосредственно стороной соглашения, но фактически берёт на себя значительную часть рисков и ответственности перед публичной стороной. Об особенностях работы подрядчиков и их рисках рассказывает старший юрист «Дювернуа Лигал» Надежда Знаменская.

- Строительство объекта – это только один из этапов реализации крупного инфраструктурного проекта, но его надлежащее завершение – один из важных факторов успеха. Поэтому в международной практике предпочтение отдаётся ЕРС-контрактам (Engineering, Procurement and Construction), или другими словами договору о строительстве «под ключ». Именно в рамках такого договора турецкая компания ICA Construction, выступая генподрядчиком, строила два участка трассы М-11 из Петербурга в Москву, проходящей по территории Новгородской и Ленинградской областей, а также Петербурга.
В рамках ЕРС-контракта подрядчик берёт на себя весь цикл работ – от проектирования до ввода в эксплуатацию. Такие договоры отличаются фиксированной ценой и жёсткими сроками – размер финансирования публичным партнёром в концессионном соглашении также установлен в виде конкретной суммы, изменение которой практически невозможно. Фактически подрядчик берёт на себя большую часть рисков проекта на этапе строительства: технические, юридические и финансовые, включая риск взыскания публичной стороной неустоек в случае задержек. Поэтому критически важно правильно выбрать подрядчика, тем более что процедура его замены во время реализации проекта настолько сложна, что легко может обернуться катастрофой.
Наряду со стандартными для крупных строительных проектов рисками есть и ряд специфических для России сложностей, связанных с особенностями нормативно-правового регулирования. Например, проблемы с оформлением прав на участки, необходимые для строительства протяжённого линейного объекта, проходящего не только по городским территориям, но и между населёнными пунктами – здесь участки фактически формируются с нуля. Также много времени уходит на урегулирование вопросов 
с госорганами и владельцами смежных территорий. Есть сложности и с прохождением государственной экспертизы проекта. Чтобы сэкономить время, международная практика предполагает проектирование (оптимизацию проектной документации) уже в процессе строительства. Но сложная и негибкая процедура госэкспертизы в России такие возможности существенно ограничивает. Зачастую именно повторная экспертиза ведёт к существенным задержкам. Есть большие сложности с выносом инженерных сетей и согласованиями с третьими лицами, проблема и в чрезмерном контроле за деятельностью подрядчика.
Работа в столь жёстких условиях требует от него наивысшей квалификации как в части технических, так и организационных компетенций. Он должен обладать не только гибкой организационной структурой и уметь оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, но зачастую и инвестировать собственные средства. Генподрядчик несёт риск возможных срывов поставок материалов, а также недостатков в выполнении работ со стороны субподрядчиков. Он должен знать не только местную специфику, но и новейшие мировые практики управления проектами – поэтому в сложных проектах преимуществом будет привлечение иностранной строительной компании.
Федеральное законодательство предоставляет инвесторам определённые гарантии в случае ухудшения финансово-экономических условий реализации проектов ГЧП. Этого нельзя сказать о подрядчиках, возможности которых в этой части весьма ограничены. Будет целесообразным обеспечить дополнительные правовые механизмы защиты столь важным игрокам рынка в рамках текущего активного развития законодательства о ГЧП и/или о защите иностранных инвестиций.

Надежда ЗНАМЕНСКАЯ, старший юрист  практики недвижимости и ГЧП «Дювернуа Лигал»