НАШ ЦИТАТНИК: «Наши застройщики в последние годы показали, что они быстро адаптируются. Они накопили хорошую подушку безопасности. Охлаждение рынка новостроек произойдет, но они справятся...» Эльвира Набиуллина

30 октября, 19:42

Блокадный архипелаг

28 марта 2018 в 07:24

Всемирный клуб петербуржцев предлагает создать в Петербурге музей-заповедник, посвящённый блокаде. В его состав могут войти два десятка объектов, хранящих память о трагических событиях.

Всемирный клуб петербуржцев предлагает создать в Петербурге музей-заповедник, посвящённый блокаде. В его состав могут войти два десятка объектов, хранящих память о трагических событиях.

Главным из них, по убеждению главы Всемирного клуба петербуржцев (ВКП) Михаила Пиотровского, должен стать Соляной городок: «Нужно выяснить у Министерства обороны, которому принадлежит большинство зданий этого комплекса, за какую цену (или компенсацию) военные готовы освободить исторические помещения. Потом объявить краудфаундинговую кампанию и всем вместе собрать необходимую сумму. Если иначе этот вопрос не решается».

Первоочередная задача – не допустить, чтобы музей закрыли на капремонт (его собираются начать в этом году), а потом не открыли. Примерно так – с закрытия на ремонт – начался разгром Музея блокады в 1949-м, в ходе «ленинградского дела».

Как отметила директор Музея обороны Ленинграда Елена Лезик, сейчас музей в Соляном городке занимает всего 600 кв.м. (В 1946-м, когда он открылся, площадь помещений составляла около 40 000 кв.м.) При этом попытки установить, на каких правах музей находится в доме 9 в Соляном переулке, не увенчались успехом: «Наши запросы в различные инстанции остались без ответа. Из-за непонятного статуса нам даже с сосульками сложно бороться – нет необходимых документов на пользование. Тем не менее мы мирно сосуществуем с военными, не ссоримся, считаем, что это такое совместное пользование». По словам Елены Лезик, речи о закрытии музея не идёт: Комитет по культуре выделил средства на реэкспозицию, проект готовят в Академии дизайна имени Штиглица.

Среди других зданий, которые могли бы войти в блокадный музей-заповедник, – Левашовский хлебозавод, Блокадная подстанция, дом-коммуна «Слеза социализма» на ул. Рубинштейна, 7. Концептуальные предложения подготовили студенты кафедры музееведения философского факультета СПбГУ. В частности, на Левашовском хлебозаводе можно создать институт памяти, архив и библиотеку, экспозицию разместить в бывшем здании котельной, сводчатый зал которой напоминает о римском Пантеоне и константинопольской Софии. В университете (и в ВКП) в курсе, что здание находится в частной собственности, но эксперты уверены, что можно найти приемлемый для всех вариант.

В Блокадной подстанции, которую передали цирку, при условии частичной музеефикации предлагают создать экспозицию, посвящённую не только подвигу трамвайщиков, но и работе учреждений культуры в годы блокады. В доме «Слеза социализма» сами жители предлагают создать музей Ольги Берггольц, которая здесь жила, а также рассказать о блокадных буднях. Кстати, здесь была оборудована огневая точка для защиты города. К счастью, использовать её не пришлось.

Всего, по подсчётам специалистов, в Петербурге 23 объекта, которые нужно объединить в единый блокадный «архипелаг». Руководитель Архитектурной мастерской Михаил Мамошин предложил также увековечить память о блокадных событиях с помощью мемориальных досок, которые можно было бы установить на знаковых объектах.

Именно на сохранность подлинных блокадных мест нужно направить государственные средства, – считает профессор Академии художеств Иван Уралов, – а со строительством нового огромного музейного комплекса можно повременить. Владимир Яковлев, член ВКП, назвал место, выбранное для него, «малоблокадным», проект комплекса, по его мнению, схож с прусским Танненбергом (мемориал победам немецкой армии в Первой мировой, разрушенный по приказу Гитлера при наступлении советских войск в 1945-м. – NSP). А депутат ЗС Алексей Ковалёв усомнился в правомерности полномочий АО «Центр выставочных и музейных проектов», которому поручено заниматься музеем. 

Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев призвал экспертов быть более толерантными. Новый блокадный музей вовсе не отменяет идею музеефикации блокадных мест.