Заговорённые защитные зоны
Петербург не смог оперативно изменить параметры защитных зон вокруг объектов культурного наследия. Это тормозит инвестпроекты на периферии исторического центра.
Петербург не смог оперативно изменить параметры защитных зон вокруг объектов культурного наследия. Это тормозит инвестпроекты на периферии исторического центра.
Невозможно начать работы по развитию территорий бывших текстильных фабрик на Октябрьской набережной, близ пакгаузов Варшавского вокзала, мукомольного элеватора на Обводном канале, особняка Веге... Причина в том, что там находятся постройки-памятники, вокруг которых нет охранных зон. В этом случае действуют защитные зоны: в радиусе 100 м от объекта культурного значения запрещена любая хозяйственная деятельность. В Петербурге таких объектов (на январь 2017-го) оказалось 116. Корректировать параметры защитных зон (вплоть до нуля) можно в рамках историко-культурной экспертизы (ИКЭ) за бюджетные деньги. Конкурс на проведение экспертиз в Петербурге выиграла компания «Спецреставрация». КГИОП рассчитывал, что в конце 2017-го – начале 2018-го размеры зон будут сокращены.
Однако оказалось, что на выполнение такой ИКЭ нужна специальная лицензия на корректировку защитных зон. Чиновники Минкульта принимать работу отказались, сообщил Алексей Михайлов, зам. председателя КГИОП. Кстати, в стране вообще не больше десятка таких лицензированных специалистов, все они москвичи и буквально «нарасхват». Некоторые из них сначала согласились поработать для Петербурга, но потом внезапно отказались. Возможно, им намекнули на это в Минкульте, среди чиновников которого есть «известные петербургофобы», считают в кулуарах.
В КГИОП надеются, что специалисты всё же найдутся, и работу удастся довести до конца. Тем более в Петербурге за это время появились новые объекты культурного наследия, вокруг которых возникли защитные зоны. По словам Алексея Михайлова, в этом году на их корректировку бюджетные средства выделять не будут.
К слову, в Ленинградской области никаких защитных зон нет, как и скандалов по этому поводу. Однако КГИОП будет действовать исключительно в правовых рамках. «У нас особенный город: здесь невозможно игнорировать ни одну букву закона», – уверен Алексей Михайлов.