Проектировщики гонят волну
Комитету по туризму предложили построить три яхт-клуба: в незащищённой гавани в Кронштадте, рядом с грузовым портом на Канонерке и в Ломоносове. Яхтсмены в шоке.
Институт РАНХиГС предлагает Комитету по туризму построить три яхт-клуба: в незащищённой гавани в Кронштадте, рядом с грузовым портом на Канонерке и в Ломоносове. Яхтенное сообщество в недоумении.
Авторы концепции уверяют: у них есть инвесторы, которые, впрочем, ждут госучастия в проектах.
Предыстория вопроса: летом 2018-го Комитет по туризму провёл конкурс стоимостью в 9 млн рублей на разработку концепции развития яхтенного туризма. Выиграл его институт РАНХиГС, ранее в яхтенном спорте никак не замеченный. Заинтересованное сообщество с интересом и опасениями ожидало итогов. «Опасения оправдались», – комментируют участники рынка. Полный текст концепции держат в тайне, однако на презентации 21 ноября стало ясно: в Петербурге необходимо построить три новых яхт-клуба. Комитету по туризму предлагают привлекать инвесторов.
Первый участок находится в Кронштадте за дамбой (судя по описанию, речь идёт о территории рядом с Комплексом мортирных батарей Кронштадтской крепости. – NSP.RU). Территория в частной собственности. Тот факт, что участок не защищён дамбой, разработчики считают плюсом. Отметим, что глубина на подходе к этой оконечности Котлина – около 1,5-2 метров, чего явно недостаточно при средней осадке килевой яхты от двух метров. Этот вопрос авторы концепции аккуратно обошли.
Напомним, в Кронштадте уже есть яхт-клуб «Форт Константин» и реконструируемый Кронштадтский яхт-клуб.
Вторая локация – Канонерский остров. Вопрос: можно ли строить яхт-клуб рядом с фарватером, по которому курсируют грузовые суда? И если можно, то зачем. Добраться до туристических достопримечательностей с Канонерки непросто.
Единственное место, которое не вызывает отторжения в яхтенном сообществе, – участок рядом с городом Ломоносов.
Авторы концепции оговорились, что строительство гидротехнических сооружений инвесторам не под силу, это должен взять на себя бюджет (городской или федеральный). В противном случае окупаемость яхт-клубов составит более 15 лет, что заведомо неинтересно для бизнеса.
Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга:
– В Петербурге и пригородах есть только один яхт-клуб, который построен без госучастия и включает гидротехнические сооружения. Это гаваньТерийоки. Он строился 12 лет назад, и затраты составили около 10 млн евро (по курсу того периода). Строительство волнолома до сих пор не окупилось, а клуб сейчас развивается больше за счёт «наземной» инфраструктуры (гостиницы, спа), привлечение яхтсменов – на вторых ролях.
Действующие петербургские яхт-клубы не заполнены. В «Геркулесе» не заняты около 10% площадей, в среднем по городу – 30%. Не факт, что инвесторам будет интересно вкладываться в строительство марин.
В целом петербургский Комитет по туризму работает успешно, это видно по количеству гостей города. Однако в данном случае концепция недостаточно учитывает преокты яхт-клубов, строящихся в Москве и Прибалтике. Впрочем, к доработке проекта и дорожной карты по развитию яхтинга собираются привлечь экспертов.