НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

18 апреля, 12:34

Спрос на землю падает

30 апреля 2020 в 14:31

За год количество коттеджных посёлков в регионе увеличилось на 11%. А продажи сократились на 18%.

За год количество коттеджных посёлков в регионе увеличилось на 11%. А продажи сократились на 18%.

В первом квартале 2020-го застройщики предлагали участки и дома в 375 коттеджных посёлках и проектах с таунхаусами. Объём предложения в свободной продаже – примерно 19 300 лотов (плюс 7% к прошлому году). За три месяца на рынок выведено 9 новых посёлков (1200 объектов). Несмотря на повышенный интерес горожан к загородным домам (в марте он уже стал заметным фактором), предложение пока растёт быстрее спроса.

С января по март девелоперам удалось реализовать 900 объектов, сообщают аналитики КЦ «Петербургская Недвижимость»; 800 из них – участки без подряда (УБП). Год назад продажи за первый квартал составили 1100 домов и участков; на таком же уровне реализация держалась и в предыдущие два-три года. «Сокращение общего объёма сделок произошло в основном за счёт южного направления, – отмечает руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева. – Здесь количество продаж упало на 30%; дешёвое предложение в основном «вымыто», новые посёлки появляются редко». (Отметим: в апреле на рынок вышел КП «Аннинские просторы» с участками по 40 000 рублей за сотку.)

Основа рынка – УБП: вместе со «смешанным» предложением (посёлки, в которых предлагают наделы и с подрядом, и под свободную застройку). Их доля в предложении составляет 94%.

Спрос перераспределяется в пользу лидеров. На компании «первой десятки» (ГК «ФАКТ», УК «Северная долина», «Петербургские просторы», «ПулЭкспресс», Land Aspect, Jensen Group и др.) уже приходится почти половина сделок. Доля «крупняка» за год выросла с 42 до 49%.

Сегмент таунхаусов сокращается. Сейчас на рынке – около тысячи секций. Есть вполне востребованные проекты: «Образ жизни» (рядом с Охта-парком), «Ломоносовская усадьба» (недалеко от Сойкино). Но в целом популярность этого формата падает. Во многом – из-за субъективных причин. 

Бывший флагман, компания «Кивеннапа», тонет под грузом исков и невыполненных обязательств. В посёлке «Кивеннапа-Север» в Первомайском построено более 700 единиц жилья, в основном – таунхаусы. Проблемы были на всём протяжении проекта: претензии к качеству, срыв сроков, трудности с возвратом денег… А теперь ещё и нерешаемые «косяки» с сетями. Посёлок сдали без очистных, и теперь он тонет в стоках. Жители пишут президенту. В конце апреля Первомайское закрыли на карантин…

В дорогом сегменте – всё спокойно: компания «Росса Ракенне СПб» в первом квартале заключила два контракта в КП «Медное озеро-2», продала готовый дом в Солнечном (в проекте HONKANOVA). «Строительный трест» реализовал четыре домовладения в посёлке «Сад времени» в Петергофе. Подробности не разглашаются, дом с участком здесь стоит от 20 млн до 26 млн рублей.

Средние цены на загородном рынке за год изменились несущественно.

Девелоперы рассчитывают, что повышенный интерес горожан к загородной жизни, обусловленный режимом самоизоляции, со временем конвертируется в рост продаж.

«После карантина мир изменится, – уверен Валерий Соколенко, генеральный директор компании «Лэндкей». – Появятся другие приоритеты, люди больше начнут ценить свободное пространство, безопасность. И даже те, кто никогда не тяготел к загородной жизни, по-другому посмотрят на этот формат».

«Парадигма поведения начнёт меняться, – полагает Дмитрий Новосельцев, председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости». – Те люди, которые решили пересидеть карантин на даче, привыкнут к загородному образу жизни. И в дальнейшем будут арендовать такие объекты или покупать. Конечно, это будет в первую очередь касаться локаций, расположенных в пределах 30 минут до города…»

Алексей Потапов, руководитель проекта «Ламбери» (Мистолово), более сдержан в оценках: «Пока мы видим рост интереса: постоянно идут звонки и просмотры. Конвертируется ли этот интерес в сделки, зависит от многих факторов, в основном находящихся за пределами нашего сегмента рынка. От уровня доходов, положения дел в экономике и т.д.».