НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 10:42

Какие риски возникают у инвесторов при строительстве в историческом центре?

7 марта 2018 в 07:50

Ольга Мищенко руководитель практики недвижимости, строительства и ГЧП (Санкт-Петербург) Адвокатскоог бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» рассказывает о рисках инвесторов при осуществлении строительной деятельности в границах исторических поселений.

Мищенко Ольга Николаевна
руководитель практики недвижимости, строительства и ГЧП в СПб
АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры

Действующее законодательство предусматривает ряд специальных требований при осуществлении строительной деятельности в границах исторических поселений. Почему для инвестора это создает дополнительные риски?

Путешествие из Петербурга в Минкульт

Санкт-Петербург был включен в перечень исторических поселений федерального значения еще в 2010 году. Однако его границы и предмет охраны до сих пор не утверждены Минкультуры.

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия…»  (далее – «Закон об ОКН») Минкульт согласует проекты Генпланов и Правил землепользования и застройки в исторических поселениях федерального значения. В случае отсутствия ПЗЗ, подготовленных для таких территорий, «федералы» согласуют также и проекты планировки и межевания территории (ППМТ).

Курьез заключается в том, что пока предмет охраны и границы Петербурга как исторического поселения федерального значения не определены, петербургские ПЗЗ не могут считаться «подготовленными применительно к территории исторического поселения» как того требует закон об ОКН. В результате, хотя утвержденные ПЗЗ у нас есть, ППМТ согласовывать с Минкультуры все равно приходится.

При этом требование о согласовании проектов планировки с Минкультуры формально должно распространяться на всю территорию города: от исторического центра до спальных районов, включая, скажем, Купчино или Парнас.

Судя по всему, такого же подхода придерживаются и региональные власти, поскольку положения о необходимости согласования с Минкультуры включаются в задания на подготовку ППМТ в отношении любых территорий в пределах административных границ города. Остается не вполне ясным, на соответствие чему проверяет Минкультуры документацию по планировке территории в условиях отсутствия утвержденного предмета охраны, особенно если речь идет о районах, не входящих в зоны охраны объектов культурного наследия.

Опасные прецеденты

Отсутствие согласования с Минкультуры (или нарушение порядка его оформления) на практике влечет риск оспаривания ППМТ. Ситуация усугубляется тем, что согласно превалирующей в Петербурге судебной практике ППМТ является нормативно-правовым актом. А это значит, что он может быть оспорен в течение всего срока действия (часть 6 статьи 208 КАС РФ). Иными словами, под риском оспаривания находятся как «старые» ППМТ, так и утвержденные относительно недавно.

В 2017 году Верховный суд РФ подтвердил правомерность признания недействующими ППМТ, утвержденных в Петербурге в 2011 году.

В другом случае внимание градозащитников привлек проект строительства в районе Пулковской обсерватории. При формировании позиции по оспариванию ППМТ, утвержденного в 2014 году, также активно использовалась аргументация, связанная с отсутствием надлежащего согласования ППМТ с Минкультуры.

Запретная высота

Еще одна «мина замедленного действия» для исторических поселений – запрет на отклонение от предельных высотных параметров (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).

Согласно статье 40 ГрК РФ, не допускается отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения.

В отсутствие утвержденного Минкультом предмета охраны и границ возможны различные трактовки данной нормы. В частности, не совсем понятно, является ли отсутствие границ и предмета охраны препятствием для применения установленных градостроительных ограничений.

Сейчас разрешения на отклонение от предельных высотных параметров согласуются городскими властями. Мы допускаем, что в обозримом будущем новым трендом может стать оспаривание разрешительной документации, полученной с согласованием отклонений по высоте.

В подготовке материала также принимали участие:
Юрий Нефедов, юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Екатерина Высокоумова, юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»