НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 02:19

Проверка качества работ с «МонСтром» проходит вдвое быстрее

11 июня 2020 в 16:18

Группа ЦДС разработала собственную систему, облегчающую контроль качества строительства, и планирует расширять её функционал.

Орлов Михаил
директор департамента информационных технологий
Группа ЦДС

Зачем крупный девелопер взялся за изготовление собственного «софта» и почему уверен, что его программа будет востребована другими компаниями, рассказывает директор IT-направления Группы ЦДС Михаил Орлов.

– Что это за система?

– Она позволяет контролировать выполнение строительных работ с помощью мобильных устройств: планшета или смартфона. По факту у сотрудников инженерно-строительного контроля есть планшет, куда загружена вся рабочая документация по объекту. С ним он передвигается по площадке и, обнаружив какие-то замечания, фиксирует их в планшете, прикладывает фотографию, прямо на чертеже устанавливает точное место. Затем это замечание отправляют подрядчику для устранения, дополнив информацию ссылками на соответствующие СНиПы и ГОСТы, которые были нарушены. Кроме того, приложение позволяет собирать и анализировать статистику того, как выдаются замечания и как они устраняются. Например, к каким именно работам и подрядчикам их было больше.
Это значительное повышение качества строительного контроля, а значит, и качества строительства. Фактически сотрудники успевают вдвое больше за то же время. Соответственно, и проверки проводятся быстрее. Можно оперативнее принимать те или иные работы, а значит, и задержек в строительном процессе будет меньше. А за счёт приёмки промежуточных этапов мы сможем контролировать в том числе скрытые и инженерные работы. Управление строительного контроля получает возможность более гибко планировать время проверок, с учётом готовности тех или иных подрядчиков. 

На самом деле, администрирование работы с замечаниями – это очень сложный процесс. Составление бумажных предписаний занимает много времени, а число самих замечаний зачастую просто не позволяет всё проконтролировать. Система же всё это может.

– Чем-то подобным ваша компания пользовалась и раньше…

– Довольно долго мы использовали программу стороннего разработчика, облегчающую ведение строительного контроля. Но нас не удовлетворяло, как развивается эта программа. Поэтому и решили разрабатывать своё решение. У неё расширенный функционал, и мы можем дополнять его и дальше – в соответствии с нашими потребностями. Например, интеграция с другими системами, возможность удерживать объёмы строительного подряда, вести авторский надзор и так далее.

– Интеграция с какими системами возможна?

– В компании используется система планирования ресурсов предприятия (ERP – Enterprise Resource Planning). В ней собирается вся информация по калькуляциям, плановым расчётам, фактам выполненных работ и т.д. Эти системы будут интегрированы. 

В результате в момент закрытия актов выполненных работ принимающие их специалисты будут видеть, есть ли недоделки, и могут оперативно реагировать: не принять работы или удержать деньги для последующего устранения недостатков.

– А почему вы просто не подыскали другое готовое решение на рынке? Может, получилось бы дешевле?

– На самом деле, на рынке не так много таких систем. Предыдущую программу мы подбирали не менее года. А сейчас просто не нашли ничего, что полностью удовлетворяло бы нашим запросам. Есть облачные решения, стоимость установки которых на наши серверы довольно значительна. В итоге на разработку своего продукта мы потратили примерно столько же, во сколько бы нам обошлась годовая лицензия на другие программы. Есть альтернативы от других разработчиков, но они нам не подходят. Например, у них нет возможности работать в офлайн-режиме, а для нас это обязательно. Не на всех стройках и не во всех помещениях есть стабильная мобильная связь – например, в подвалах и подземных паркингах. 

В нашей программе вся информация сохраняется на мобильном устройстве и автоматически передаётся и синхронизируется, когда появляется мобильная сеть.
Кроме того, программа «заточена» под наши потребности. У нас теперь нет ограничений по числу лицензий, то есть по числу виртуальных «рабочих мест» специалистов.

Систему мы с нашим подрядчиком Neti фактически разрабатывали «в полях». Удобство эксплуатации и нюансы использования напрямую оценивали специалисты Управления строительного контроля. Обратная связь от непосредственных пользователей была постоянной. Мы разрабатывали версию, отдавали её на тестирование нашим аналитикам и затем сразу запускали на стройплощадки. Все нововведения сразу получали отзывы. Можно сказать, что систему придумали не программисты, а специалисты, работающие непосредственно на стройке.

Например, оказалось, что эксперты просто не могут работать без «увеличительного стекла», то есть возможности масштабировать конкретную часть чертежа, чтобы можно было очень чётко указать, где именно обнаружена проблема.

– Какой ещё функционал будете добавлять в систему?

– Самое важное – можно не позволять закрывать актами работы, выполненные с замечаниями. Сейчас мы занимаемся подключением к системе наших субподрядчиков. Затем использование системы позволит иметь самую актуальную рабочую документацию. Пока бывают сложности со скоростью её поступления на площадку, а наша система позволит актуализировать данные сразу после утверждения исправлений.

Системой сможет пользоваться и управляющая компания уже после ввода объекта в эксплуатацию. Это те же актуальные чертежи с инженерными сетями, например. Или учёт числа заявок от жителей и их исполнение.

Мы планируем переводить в эту мобильную версию наши внутренние процессы, связанные с закупками стройматериалов и оборудования, доставкой и приёмкой на площадках, перемещением грузов. Чтобы прораб, начальник участка, мог оформить всё на мобильном устройстве, а не бегать к компьютеру. Контролировать можно будет не только качество выполненных работ, но и все объёмы работ на конкретном участке и объекте.

– Вы готовы делиться наработками с другими компаниями? Будете продавать программу и есть ли к ней интерес?

– Интерес у застройщиков есть. Мы уже ведём переговоры о покупке нашей системы строительными холдингами из Москвы, Казани и Набережных Челнов. Заинтересовались и компании, которые строят электросети и электрические подстанции. Наши решения можно применять не только для гражданского, но и для промышленного строительства. Есть интерес и со стороны компаний, которым нужно отслеживать состояние производственных и складских помещений: контроль эксплуатации, листы обхода и т.д. В нашей компании, например, системой пользуются не только строители, но и департамент маркетинга, чтобы проверять, соответствует ли воплощение объекта изначальным планам. Систему применяют и специалисты по технике безопасности на площадках.

– Как назвали продукт?

– Программа полностью готова и эксплуатируется. Но всё ещё поступают пожелания по улучшению системы. Так что релиз состоялся, но продукт «живой» и постоянно дорабатывается. Уже около 200 пользователей с ним взаимодействуют. Но при этом возможна любая адаптация под нужды конкретного заказчика. Пока речь идёт о продаже «коробочного решения» и оказании услуг по поддержке и развитию под функционал заказчика.

Для регистрации мы назвали продукт «Мобильный строительный мониторинг», есть второй вариант – «Контроль строительства и подрядчиков». Была идея назвать систему «МонСтр» – сокращение от «мониторинг строительства», но решили пока этот бренд не использовать, чтобы не испугать наших пользователей.