НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 06:54

Маневр для сохранения центра

7 декабря 2015 в 09:09

Комиссия по городскому хозяйству ЗС одобрила проект федерального закона о сохранении и развитии исторического центра Петербурга.

В середине декабря документ будет вынесен на рассмотрение депутатов (и скорее всего — оперативно принят). Затем его направят в Госдуму. И вот там шансы петербургской инициативы пока туманны.

Законопроект — результат двухлетнего труда рабочей группы. В нее вошли «профильные» чиновники, депутаты Сергей Никешин, Борис Вишневский (признан иноагентом в РФ) и Алексей Ковалев, эксперты Александр Карпов, Александр Кононов, Михаил Мильчик и другие специалисты. Редкий случай: проблемы центра объединили «партию власти» и оппозицию, градозащитников и «прогрессистов».

Итоговый документ — «рамочный», это лишь важный шаг, хотя и в правильном направлении. Документ в целом весьма неплох, но немного отдает маниловщиной. Существенная часть полномочий по установлению градостроительных правил для петербургского центра (по части технических ограничений, санитарных норм, инсоляции) передается с федерального уровня субъекту Федерации. Причем эти местные нормы еще предстоит разработать и принять. А Москва, как правило, весьма неохотно отдает полномочия на места. (См., например, историю петербургской системы регистрации или судьбу РГИС.)

Но введение специального режима для петербургского центра — единственный способ его спасения. Иначе даже если и отремонтируют за государственный счет, признать их после ремонта жильем — не получится: не пройдут по нормативам (парковки, зелень и прочее).

Основной механизм расселения исторических построек (после комплексного обследования и принятия соответствующих решений, разумеется) — переселение граждан на время ремонта в маневренный фонд. Причем не только нанимателей, но и собственников.

Это очень разумно, но хотелось бы знать, где находится этот маневренный фонд, сколько его у города, как он будет пополняться. И на какой срок могут «зависнуть» собственники на выселках, дожидаясь возвращения в любимый центр?

Впрочем, владелец может выбрать другой вариант — компенсацию. Авторы законопроекта включили в общую сумму не только рыночную стоимость освобождаемого помещения, но и «убытки, связанные с изменением места проживания», и даже «плату за непроизведенный капитальный ремонт». (Напомню: по древнему закону о приватизации государство должно было передавать гражданам в собственность отремонтированные помещения или же компенсировать недоремонт.) Это, конечно, в высшей степени справедливо. Только федеральные депутаты, блюдущие интересы российской казны, на такое подпишутся лишь по прямому указанию Кремля. Или велят изыскивать средства в местном бюджете.

В общем, дальнейшая судьба Петербурга будет зависеть от двух главных обстоятельств. Первое — удастся ли уговорить Москву поделиться полномочиями. И второе — где взять денег, когда (и если) уговорим.