НАШ ЦИТАТНИК: «Ситуация у девелоперов разная. Были те, которые органично развивались, не увеличивая долговую нагрузку. А есть те, кто агрессивно действовал за счет наращивания долга. Думаю, будут элементы продажи активов, перераспределения на рынке застройщиков...» Эльвира Набиуллина

22 декабря, 05:59

Радиус готов

4 сентября 2019 в 05:39

Станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» официально введены в эксплуатацию.

Станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» официально введены в эксплуатацию.

Служба государственного строительного надзора и экспертизы выдала Дирекции транспортного строительства разрешение на ввод в эксплуатацию второй очереди Фрунзенского радиуса – трёх станций за станцией «Международная» и депо «Южное», построенного для их обслуживания. Документ подписан 3 сентября. Напомним, что торжественное открытие новых станций подземки запланировано на завтра.

Попасть на «Бухарестскую» можно будет в районе пересечения Бухарестской и проспекта Славы, а также в районе пересечения Альпийского переулка и Бухарестской. Северный вестибюль станции «Дунайская» расположен в районе пересечения Бухарестской и Дунайского проспекта, южный – на углу Бухарестской и улицы Ярослава Гашека. Станция «Шушары» находится в промзоне, вдали от жилых районов, рядом – автозавод Toyota, закрытый автозавод GM и Южная ТЭЦ. Из Колпино, посёлков Шушары и Славянка до неё организуют автобусное движение. 

Строительство второй очереди Фрунзенского радиуса («фиолетовая» ветка) из трёх станций и электродепо «Южное» протяжённостью 5,23 км началось в 2012 году. Город изначально занизил цену контракта (25,9 млрд рублей вместо 34 млрд), что называют одной из причин неторопливости подрядчика в лице «Метростроя». В начале 2018-го Смольный обещал ввести участок к лету, затем сроки переместились на 20 декабря. В ноябре отчитались о готовности в 90% и официально признали, что сроки опять не выдержат. Смольный пригрозил, что достраивать «Дунайскую», «Шушары» и «Проспект Славы», возможно, будет новый подрядчик. Дирекция транспортного строительства, подведомственная Комитету по развитию транспортной инфраструктуры, внесла в план-график закупок тендер на 8,2 млрд рублей для завершения строительства станций. В начале января КРТИ заявил, что «Метрострой» практически остановил работы на Фрунзенском радиусе. Вслед за этим объявили о расторжении всех действующих контрактов «Метростроя» по строительству метро, сославшись на серьёзное отставание от графика. Компания пошла в суд и заявила, что расторжение договора угрожает безопасности существующих подземных выработок, а также сооружений, расположенных на поверхности в зоне ведения подземных работ. Вплоть до техногенной катастрофы. СМИ стали обсуждать возможных подрядчиков на достройку. Суд запретил расторгать контракты. В итоге Смольный решил погасить конфликт. Уже в феврале вице-губернатор Эдуард Батанов заявил, что станции Фрунзенского радиуса достроит «Метрострой». Меняя своё решение, чиновники сослались на просьбы ветеранов и рабочих. От «Метростроя» потребовали выполнить несколько обязательных условий: погасить задолженность по зарплате, урегулировать все разногласия с налоговыми органами, а также представить подтверждение наличия финансовых источников для исполнения взятых обязательств.

Запуск новых станций метро в Петербурге – редкое событие, хотя в прошлом году были запущены станции «Беговая» и «Новокрестовская». Этому предшествовала пятилетняя пауза – перед ними в 2013 году открылась станция «Спасская». Она вошла в состав пересадочного узла на Сенной площади и упростила передвижение пассажиров, однако существенного влияния на дорожную ситуацию в городе не оказала. До неё открыли станции «Бухарестская» и «Международная», относящиеся к «фиолетовой» ветке. Следующие открытия ждут лишь в 2021 году, когда обещают запустить станцию метро «Горный институт» на Васильевском острове. Впрочем, ввести её обещали ещё в 2019-м. Перенос сроков – стандартная практика для «Метростроя», который, по сути, является монополистом подземного строительства в Петербурге. Как недавно заявил председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, на будущих конкурсах по метро власти ждут конкуренции. Сейчас ведутся переговоры с компаниями «СтройТрансГаз», «Ингеоком» и «Ойкумена», а также с китайскими подрядчиками.

Вместе с тем ещё год назад Смольный говорил о планах получить контрольный пакет акций «Метростроя» (сейчас доля города в компании составляет 46%) – «чтобы управлять ситуацией и нести консолидированную ответственность». Тогда временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов говорил, что владение контрольным пакетом акций ОАО «Метрострой» позволит стабильно развивать городской метрополитен и строить новые станции. Однако в итоге решили не тратить на это деньги. «Выкупить акции «Метростроя» – значит получить 13-миллиардную долговую дыру. Её придётся закрывать за счёт бюджета. Для нас всё же важнее строить метро...», – заявил вице-губернатор Евгений Елин, отвечающий за городские финансы.

В ближайшие десять лет в городе обещают запустить 18 новых станций метро, а затем до 2032-го построить ещё 11 станций. В Схеме развития метрополитена в Петербурге написано, что до 2025 года откроются станции метро «Кудрово», «Туристская», «Шуваловский проспект» и «Планерная». Их строительство ещё даже не началось, тендеры по ним пока не объявлены.