Климат запретами не исправить

Ольга Батура, руководитель практики недвижимости и ГЧП компании «Дювернуа Лигал»

Под инвестиционным климатом понимается совокупность факторов, определяющих уровень качества бизнес-среды. К ним, как правило, относят политические, экономические, социальные, правовые и финансовые условия осуществления предпринимательской деятельности.

Сегодня используется рейтинг оценки инвестиционного климата  регионов, в котором применяются совершенно другие, более конкретные критерии оценки бизнес-среды по нескольким направлениям. 
Питер в этом рейтинге в 2018 году занял 5-е место.
Регуляторная среда почему-то определяется средним временем регистрации юридических лиц, сроками получения разрешения на строительство, регистрации права собственности юрлиц и индивидуальных предпринимателей на недвижимое имущество, удовлетворённостью подключения к электросетям и т. п. Кроме того, имеют значение качество информационной поддержки и доступность инфраструктуры и трудовых ресурсов. Все эти факторы имеют значение для реализации девелоперских проектов, но могут ли они быть восприняты как общие критерии оценки инвестиционного климата – вопрос спорный. При этом указанная методология совершенно не учитывает ни налоговую политику региона, ни институциональную среду субъекта РФ, нормативную базу, количество работающих предприятий и рабочих мест с разбивкой по отраслям.
По моему субъективному мнению, Петербург в сфере улучшения инвестиционного климата до сих пор работает на опережение, совершенствуя процедуры ведения бизнеса, работая над привлечением инвестиций в регион, уделяя внимание институциональной среде и информационному обеспечению предпринимателей, совершенствуя региональное законодательство.
Другой вопрос, что городу трудно идти против общей федеральной политики, взявшей вектор на «закручивание гаек». Некоторые вопросы находятся исключительно в ведении федеральной власти. Например, сложно не признать, что масштабные изменения в сфере долевого участия в строительстве, захватившие также строительство апартаментов, негативно отразились на рынке в целом и создали напряжённую ситуацию. А строительный рынок – третий по величине сегмент экономики, который до сих пор кормил другие отрасли и создавал рабочие места. Мировой опыт показывает, что любые запретительные или ограничительные меры, как правило, не способствуют развитию рынка. Так же как и не способствует этому постоянно меняющаяся правовая реальность, дестабилизирующая гражданский оборот.
И политика Центробанка, который снизил ключевую ставку и ограничил размер комиссии за проведение операций через систему быстрых платежей, также не может спасти ситуацию без наведения порядка в основных правилах игры. Хотелось бы присоединиться к призыву главы ЦБ РФ о необходимости формирования адекватного инвестиционного климата. И прежде всего, на федеральном уровне.

 

Редакция "НП"