НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

4 декабря, 02:23

Представление о доме мечты изменилось

13 апреля 2015 в 06:00

Бренд HONKA в России присутствует уже 20 лет. На пять лет дольше, чем действующий президент страны. Практически финны сформировали в России моду на деревянные дома — не рубленые, не щитовые, а из клееного бруса. О том, как менялись клиенты и предпочтения, о последствиях санкций и преодолении стереотипов мы беседуем с Александром Царевым, председателем совета директоров компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России.

Царев Александр Леонидович
председатель совета директоров
СК РОССА РАКЕННЕ СПб

Бренд HONKA в России присутствует уже 20 лет. На пять лет дольше, чем действующий президент страны. Практически финны сформировали в России моду на деревянные дома — не рубленые, не щитовые, а из клееного бруса. О том, как менялись клиенты и предпочтения, о последствиях санкций и преодолении стереотипов мы беседуем с Александром Царевым, председателем совета директоров компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России.

– Можно ли говорить о сложившемся «стиле HONKA»? Что включает в себя этот термин?

– Это понятие связано и с самим продуктом, и с его восприятием, с подачей,  с тем, как строятся взаимоотношения с клиентом. Нам ближе классическая архитектура деревянного дома, хотя стараемся показать и современные возможности. Классика без излишеств. Экологичность…

– «Зеленая мода» для многих — просто маркетинговый ход…

– Возможно, раньше это и было модной «фишкой», а сейчас — обычное, естественное требование покупателя. Директор нашего московского представительства Александр Львовский в одном из интервью сказал: «Наш клиент не злоупотребляет консервами». Это метафора, но весьма точная. Фермерские продукты, занятия спортом, акцент на здоровый образ жизни — это все тоже про нас. Дом HONKA — в этом ряду.

– Модный стиль неизбежно порождает подражателей...

– Конечно, это есть, и с этим явлением трудно что-то поделать. Копируют наши проекты, иногда ставят даже вывеску HONKA — вот в таких случаях мы подаем в суд. Но таких прецедентов в последние несколько лет не было. Раньше — случалось.

– Как за время работы в России изменился ваш клиент?

– Первые покупатели… Мы все помним начало 1990‑х. Условно говоря, это и были те ребята в малиновых пиджаках. Да что там, мы все тогда в таких пиджаках ходили.

– И у вас такой был?

– Конечно. Клубный пиджак, ближе к бордовому, с золотыми пуговицами. Для деловых переговоров с людьми, которые сделали первый успешный бизнес. Решения о покупке в ту пору принимались очень быстро. Приехал, полистал каталог, ткнул пальцем. И уехал. Сейчас те, кто к нам приходит, имеют представление и о техническом задании, и об архитектурном облике. С ними можно говорить о нюансах.

Представление о доме своей мечты изменилось. Клиент уходит от визуального эффекта к функциональности. Уже есть опыт, есть понимание, что красивая картинка не гарантирует, что в доме будет удобно жить.

– Ваши стратегии в России долгосрочные и по-фински неспешные. А как же реагировать на сиюминутные вызовы: Крым, санкции, падение рубля? Как меняется ваша ценовая политика?

– Этот год — так совпало — знаковый: юбилей, 20‑летие. И мы изначально планировали определенные акции и юбилейные предложения. Финские партнеры нас в этом поддержали, это совместная программа. Конечно, рублевые цены повысились. Но не на 70–80% (вместе с рублем), а существенно меньше. Деревянная часть дома подорожала на 30-40%. Стоимость строительных работ (в рублях) мы сохранили на уровне прошлого года. С другой стороны, по приблизительным оценкам, семь из десяти наших клиентов основной доход (или значимую часть дохода) получают в долларах, так что для них ситуация улучшилась.

– Как изменился спрос в первом квартале?

– В девелоперском сегменте (поселки) дела идут похуже, чем с поставкой домов под заказ. Покупатели выжидают. Сейчас снег стает — спрос активизируется. Но в целом по России сокращения продаж нет. По Петербургу — есть, процентов на 30. По Москве — даже лучше, чем в начале 2014‑го, идут региональные продажи: Казань, Пенза, Оренбург, Екатеринбург.

Впрочем, в поселке HONKA NOVA Concept Residence в Солнечном мы как раз выходим на завершение крупной сделки. Дом с хозяйственными постройками, всего около тысячи квадратных метров.

– А цена?

 – Не скажу. Вы же опубликуете. А мы должны охранять интересы клиентов…