НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

13 апреля, 19:05

У метрополитена есть проекты, но нет заказчика

10 июня 2013 в 06:00
5 471

У метрополитена есть проекты, но нет заказчика

Подписав соглашение с Ленобластью о строительстве станций метро в Кудрово, Янино и Буграх, город сократил вложения в развитие Красносельско-Калининской линии. В 2013 году сумма, выделенная на проектирование и строительство подземки, уменьшилась на 2,6 млрд — до 11,6 млрд руб. В Комитете финансов объяснили это отсутствием проектно-сметной документации. О том, как обстоят дела с проектированием новых линий и станций Петербургского метрополитена, рассказывает генеральный директор ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак.

Маслак Владимир Александрович
генеральный директор
Ленметрогипротранс

Подписав соглашение с Ленобластью о строительстве станций метро в Кудрово, Янино и Буграх, город сократил вложения в развитие Красносельско-Калининской линии. В 2013 году сумма, выделенная на проектирование и строительство подземки, уменьшилась на 2,6 млрд — до 11,6 млрд руб. В Комитете финансов объяснили это отсутствием проектно-сметной документации. О том, как обстоят дела с проектированием новых линий и станций Петербургского метрополитена, рассказывает генеральный директор ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак.

– Что означает решение, принятое Смольным и поддержанное депутатами? У нас действительно нет проектов?

– Проекты есть. В частности, проектирование Красносельско-Калининской линии мы закончили летом 2011‑го. К сожалению, есть проблемы, для разрешения которых у проектировщиков нет полномочий. За два года заказчик не смог решить вопросы, связанные с отводом земли под новые станции. Как только город сделает это, проект можно отдавать на экспертизу.

Требуется повторная экспертиза проекта Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Южной». Там предусмотрены станция глубокого заложения «Проспект Славы», мелкого заложения «Дунайский проспект» и наземная — перед депо «Южное», за КАД. Здесь экспертиза тоже задает имущественно-правовые вопросы, не имеющие никакого отношения к технологии строительства или эксплуатации метро, к конструкциям, материалам или оборудованию. Она требует заключить договоры на землю.

Почему город не в состоянии отвести площадки для городского же метрополитена, мне не совсем понятно. Тем более что на Фрунзенском радиусе эти пятна не заняты, там нет домов, подлежащих сносу, скверов и т. д. Но пока соответствующие бумаги на аренду земли не будут подписаны, проект экспертизу не пройдет.

Проект станции «Театральная» полностью закончен в прошлом году. По требованию экспертизы там надо выделить первоочередные работы: вынос сетей, благоустройство, подготовку территории под строительство. Это также прерогатива заказчика. На «Театральной» есть еще один камень преткновения. Будущая станция находится в зоне исторической застройки, там много памятников, в том числе — федерального значения. Все мероприятия по их обследованию, усилению, сохранению предусмотрены. Но окончательного заключения КГИОП не дает.

В последних числах мая мы передали городу проект ветки от «Театральной» до «Морского фасада». Там тоже три станции: «Большой проспект», «Шкиперка» и «Морской фасад» на намывной территории. Крайне востребованный проект, который невозможно воплотить без решения по «Театральной». Вроде бы есть решение губернатора, что будем строить двумя пусковыми комплексами. Первый — от «Театральной» до станции «Большой проспект», второй — «Шкиперка» и «Морской фасад». В июле-августе проект может быть передан в экспертизу.

У заказчика лежит также проект второго вестибюля с выходом со станции «Комендантский проспект», перегона и новой станции «Шуваловский проспект». Она была предусмотрена в качестве пересадочной до станции «Зоопарк». Сейчас «Комендантский проспект» работает в довольно напряженном режиме: утром — три эскалатора вниз, вечером — три эскалатора вверх. Если станция станет промежуточной, часть пассажиров проследует до «Шуваловского проспекта». Но город никак не решит, будет ли строиться метро в том направлении.

– А как обстоит дело со станциями, которые надо запустить до Чемпионата мира?

– Проектная документация на продолжение Невско-Василеостровской линии будет готова в сентябре. Там предусмотрены станции мелкого заложения «Новокрестовская», «Савушкина» и «Яхтенная» и станция пилонного типа «Зоопарк». Если делать проходку двухпутевым щитом, который уже закуплен ОАО «Метрострой», можно к 2018 году построить «Новокрестовскую» и «Савушкина». Тогда «Яхтенная» может быть готова к концу 2018‑го или к началу 2019‑го.

– Целесообразно ли, экономя на развитии в городе, выводить метро в область?

– Когда под председательством прежнего министра транспорта Игоря Левитина возник координационный совет по развитию транспортной системы двух регионов, предполагалось, что развитие метрополитена за пределы Петербурга профинансирует Российская Федерация.

Мы рассматривали три варианта выхода в область. Самый старый, по которому еще в начале 1990‑х было разработано ТЭО, — станция «Народная» или «Кудрово» вместе с депо «Правобережное». Это продолжение ветки за станцию «Ул. Дыбенко». Сейчас заказчик в лице метрополитена совместно с областью определяет территорию, на которой можно будет разместить и станцию «Юго-Восточная». Мы надеемся, что летом пройдет конкурс на выполнение проектных работ. Метрополитену нужны депо, мощностей для обслуживания подвижного состава уже не хватает.

Есть смысл вытащить метро и в Бугры, чтобы между первой и второй линиями «подобрать» Гражданку. К тому же поле между Буграми и Девяткино за Кольцевой активно застраивается. Можно сделать две параллельные станции — «Политехническую» и, предположим, «Политехническую‑2» с соединительной веткой. Линия пройдет практически под проспектом Культуры. Еще нужны две станции в городе и третья — «Бугры», чтобы можно было забрать людей за КАД. Но пока эта тема не развивается, проектные решения никто не заказывает.

В том, чтобы метро дотянулось до Янино, заинтересована область. Считается, что Янино — район, перспективный для жилой застройки. Я не очень в это верю. Правда, в отраслевой схеме, которая принята два года назад, предусмотрена такая ветка, она проходит через центр, через порт и уходит на юго-запад. Но думаю, что строить метро в Янино для города нецелесообразно.

Важнее «подхватить» так называемые депрессивные районы — Пискаревский проспект, Полюстрово. Но для этого надо построить Красносельско-Калининскую линию, с которой сняли деньги.

– В чем логика этого решения, если проект есть?

– Нет смысла закладывать деньги, которые не могут быть освоены, если город не в состоянии администрировать процесс, выполняя функции заказчика. С такой — тактической — точки зрения решение понятно. Но почему надо задерживать строительство метро, которому нет альтернативы в большом городе, держать без работы «Метрострой», я не знаю.

«Ленметрогипротранс» не останется без заказов. При сложностях, которые испытывают наши московские коллеги, мы остаемся единственным институтом в стране, способным работать по всем разделам метростроения. Нас приглашают в столицу, где в этом году на развитие метро заложено 150 млрд руб., только на проектирование 15 млрд. До сих пор наши проектировщики были загружены работой в Петербурге, но решение Законодательного собрания о снятии средств на проектно-изыскательские работы ставит институт в тупик.

В такой ситуации я бы предпочел, чтобы в Петербурге (по примеру Москвы) объединили функции заказчика, генпроектировщика и передали их институту. Мы готовы создать у себя службу заказчика.

– Вы ничего не рассказали о Пулково. Там нужна станция?

– Надеюсь, что конкурс на проектно-изыскательские работы по метро в Пулково будет объявлен в июне. Также в Пуково рассматривается строительство аэроэкспресса от Балтийского вокзала. Для крупного аэропорта нормально, когда есть несколько видов транспортного сообщения.

На треугольной площади перед существующим зданием можно построить станцию метро. Из двух вариантов — протянуть ветку от «Московской» или от «Проспекта Ветеранов» — мне больше импонирует второй. Можно станцию «Ульянка» состыковать с железнодорожной платформой в районе улицы Солдата Корзуна. Разгрузить таким образом станцию «Проспект Ветеранов».

Промежуточную — «Авиагородок» — выполнить в основных конструкциях. Когда район застроится, она будет востребована. И выйти в Пулково. Из 5 млн горожан по крайней мере 3,5 млн будут уверены, что за 45 минут без проблем доберутся до аэропорта. Это лучше, чем по эстакаде гонять тупиковые поезда, которые окупятся в лучшем случае на 30%.

Город развивается на юг. К ст. м. «Пулково» можно будет скоростными трамваями подвозить людей из города-спутника «Южный». К станции «Южная» — из Колпино и из Пушкина, через Московскую Славянку. Районы с населением 100 000 человек для метрополитена убыточны, но можно совмещать разные виды транспорта.