НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 01:10

У каждого переезда — свой сценарий

30 июня 2014 в 06:00

Петербургские компании постепенно улучшают условия работы, отмечают владельцы бизнес-центров и брокеры. Фирмы мигрируют из морально устаревших офисов класса С в более респектабельные. Полным ходом идет переезд из Москвы дочерних структур и партнеров ОАО «Газпром», которым требуются комплексы категории А. О том, как без потерь переместить целую организацию на новое место, рассказывает Дамир Алеев, генеральный директор компании «Деликатный переезд» в Петербурге.

Алеев Дамир Рашидович
Алеев Дамир Рашидович
генеральный директор
«Деликатный переезд»

Петербургские компании постепенно улучшают условия работы, отмечают владельцы бизнес-центров и брокеры. Фирмы мигрируют из морально устаревших офисов класса С в более респектабельные. Полным ходом идет переезд из Москвы дочерних структур и партнеров ОАО «Газпром», которым требуются комплексы категории А. О том, как без потерь переместить целую организацию на новое место, рассказывает Дамир Алеев, генеральный директор компании «Деликатный переезд» в Петербурге.

– В каком состоянии был рынок мувинга в 2002 году, когда московская фирма «Деликатный переезд» решила открыть филиал в Петербурге?

– Профессионального рынка в Петербурге в тот момент просто не было. Существовали представительства отдельных западных компаний, которые работали с консульствами, иностранными фирмами. Из серьезных отечественных игроков мы были первыми. До нас работали «серые» перевозчики, корпоративные переезды были организованы, как домашние.

А в Москве в начале 2000‑х рынок был уже более-менее конкурентный. И опыт выживания на нем у нас имелся. Поэтому мы выдержали конкуренцию с непрофессионалами, хотя их ценовая политика сильно отличалась от нашей. Когда в городе появились крупные офисные проекты, появились последователи и у нас.

– Сейчас рынок насыщен? Сколько профессионалов трудится в Петербурге?

– Рынок не так велик и не так быстро развивается, как в Москве. Всего с учетом «Деликатного переезда» здесь работает четыре-пять серьезных компаний. В столице не на порядок, но в разы больше. И если говорить о квартирных или офисных переездах, петербургский рынок уже заполнен. Новые игроки появляются довольно регулярно, но через год или два уходят. Для новичков рынок сложный: года два-три требуется на то, чтобы заработать имя. Услуга индивидуальная. Чтобы клиент пустил вас в свой дом, он должен вам доверять. Нужны стандарты работы, опыт участия в тендерах. Крупный заказчик всегда проводит конкурс. А чтобы поднять большой объем квартирных переездов, требуются еще немалые ресурсы: автопарк, штат сотрудников.

– Кто формирует основной спрос на переезды — граждане или компании?

– Корпоративные переезды составляют 75–80% от общего оборота нашей фирмы. С точки зрения бизнеса они интереснее и выгоднее, чем работа с частным сектором. Но мы не бросаем квартирные переезды, потому что в корпорациях работают сотрудники. Когда они видят, что можно получить удовольствие от переезда, совершить его без негативных эмоций, они обращаются к нам, меняя квартиру.

– Вы перевозите только офисы и квартиры? За что-то еще беретесь, например за производства?

– Это зависит от размеров производства. Если переезжает аптека, ресторан, ювелирный магазин, небольшая типография, если надо перевезти станки, технологическое оборудование весом до полутора тонн — все в порядке. Если вздумает переехать в новое помещение Эрмитаж — это уже другой профиль, другие ресурсы, стандарты, другое лицензирование. Но, скажем, когда музей «Шалаш В. И. Ленина в Разливе» проводил выставку в Петропавловской крепости, мы помогали перевезти экспонаты и справились, хотя требования к упаковке, к материалу были особые. Потому что у нас уже был опыт перевозки нестандартных вещей, антиквариата.

– Спрос формируют в основном крупные заказчики или небольшие компании, которые меняют офисы из соображений удобства, экономии и т. д.?

– Средний и малый бизнес более активен. Большие корпорации труднее решаются на переезд, поэтому и конкуренция на тендерах высокая.

– По каким критериям замеряется лидерство на рынке мувинга?

– Узнаваемость в деловых кругах. Победы в серьезных тендерах. Прочные конструктивные отношения с партнерами. Солидные заказчики: госкорпорации, госучреждения, банки. Способность обеспечить слаженный переезд тысячи и более рабочих мест из Москвы в Петербург. С нашей помощью переезжал Конституционный суд РФ, некоторые подразделения Газпрома. Совсем недавно по заказу компании «Воздушные ворота Северной столицы» мы перевозили персонал из Пулково‑1 и Пулково‑2 в новый терминал (500 рабочих мест с мебелью). Переезд занял полгода, надо было организовать его так, чтобы график работы всех подразделений не нарушался.

– А кто и как устанавливает профессиональные стандарты?

– Мувинг развит в Германии, в Соединенных Штатах, у них можно многое почерпнуть в области технологий и их стандартизации. Но многое разработано здесь. Люди, которые создавали этот бизнес, с самого начала считали, что без стандартов ничего не получится. Они составили каталог правил, как правильно упаковывать мебель, офисную технику. Документ получился таким объемным, что мы между собой называли его библией. В стандартах прописан каждый шаг: и как собирать-разбирать мебель, и как общаться с клиентом. Наши грузчики не пытаются втолкнуть диван в лифт экспериментальным путем, они точно знают, как это надо делать. Стандарты непросто внедрить, но организовывать и контролировать работу с ними гораздо легче.

Правила устанавливают не раз и навсегда. Если на рынке появляется новая технология, нам интересно внедрить ее раньше, чем это сделают другие. В штате есть технолог, который выезжает на переезд и думает, как все можно сделать быстрее, лучшее, бережнее, а также легче для персонала: здоровье у людей одно, и надо повышать безопасность их работы. То, что раньше носили на руках, сейчас катают на тележках, мы их называем троллями. Появилось оборудование для перевозки пианино и т. д. В компании есть инициативная рабочая группа, которая еженедельно собирается, чтобы подумать, как усовершенствовать процесс.

– Заказчики предпочитают заказывать переезд «под ключ» или отдельные услуги тоже востребованы?

– Переезд «под ключ» заказывают в 70–80% случаев. Есть категория людей, которые хотят сделать это частично, но это не совсем к нам. У нас не грузоперевозки, а переезд во всех аспектах и без головной боли. А когда клиент говорит: «Дайте трех грузчиков, я сам все упакую, сам найду машину…» Мы пробовали так работать! Когда наши люди приезжают, выясняется, что машина опаздывает, мебель не разобрана, стекла просто обмотаны скотчем, а заказчик не хочет доплачивать за вынужденный простой. Или у нас просят четырех человек, а там трехкомнатная квартира и пятый этаж без лифта!

Наша задача — объяснить, что, действуя таким образом, клиент не сэкономит. Если посчитать время и затраты, переезд «своими руками» не рентабелен даже для частного лица, не говоря уже о компании.

Есть услуги, которые мы оказываем отдельно. Если вы переезжаете с третьего этажа бизнес-центра на второй, вам явно не требуется весь комплекс работ. Если купили домой или в офис новую мебель, ее надо собрать. Мы делаем перестановку, вешаем картины, жалюзи, подключаем светильники. Продаем упаковочный материал, причем не только по отдельности, но и готовым набором — для однокомнатной квартиры, скажем.

К 2005 году мы увидели, что у людей и компаний есть потребность в услуге ответственного хранения. Сейчас у нас в аренде 1200 кв.м складских площадей. У человека ремонт, ему надо на это время вывезти все из квартиры. Мы приезжаем, все упаковываем, маркируем, составляем договор на хранение с материальной ответственностью. По окончании ремонта возвращаем все на свои места. Организации в процессе работы «обрастают» архивом, который выбросить нельзя, но он занимает много места в офисе. Кафе и ресторанам нужно зимой хранить где-то оборудование для летних террас. Мы берем крупногабаритные вещи, например огромные елки, принадлежащие торговым центрам, выставочные стенды и пр.

– Каковы наиболее типичные ошибки при переезде?

– Заказчик часто недооценивает сложность работы. У нас в договоре прописан пункт, что клиент не имеет права вмешиваться в процесс. Поскольку переезд — задача индивидуальная, у каждого из них свой сценарий. И когда все нюансы согласованы, выстроен план выезда кабинетов, а потом появляется представитель компании и начинает менять вводные, давать указания, происходит сбой программы. Ошибка — не проверить, готово ли новое место к вашему переезду. Бывают случаи, когда мы уже везем мебель, а в будущем офисе строители еще только полы заливают.

Иногда заказчики заявляют не весь объем. Говорят: «У нас пара кабинетов». И не показывают две подсобки, где архив с документами, забывают упомянуть о сейфе весом 600 кг и т. п. На это стоит обратить внимание во избежание форс-мажора.

– За какой срок лучше планировать переезд?

– Это зависит от размера и сложности. Если компания планирует бюджет на месяц вперед, лучше обратиться за месяц. Если фирма проводит тендер, ей нужно время, чтобы встретиться со всеми участниками. Но чтобы перевезти небольшой офис на 30–50 рабочих мест, достаточно позвонить за один — три дня.

«НП» кстати Стоимость перемещения одного рабочего места может составлять от 1000 до 3000 рублей, почти каждый проект индивидуален. Важно оценить наличие грузовых лифтов, ширину лестничных проемов и другие технические аспекты. Кроме того, следует учитывать наличие архива, сложной и крупногабаритной техники, а также требующийся заказчику комплекс услуг. По данным компании «Деликатный переезд», в 2012 году рынок офисных переездов в Петербурге оценивался в 135 415 000 руб. По итогам 2013‑го, основываясь на фактическом объеме поглощения площадей, специалисты называют цифру в 67 286 000 рублей.